Университет Цинхуа научился создавать стволовые клетки, дающие жизнь

© Depositphotos

Исследователи из Университета Цинхуа (Китай) разработали новый коктейль из молекул, который способен превращать обычные клетки в тотипотентные стволовые клетки — «семена жизни», которые становятся любой клеткой тела и решают проблему с бесплодием.

Не все стволовые клетки рождаются одинаковыми, у них есть строгая иерархия. Мультипотентные стволовые клетки обнаруживаются во многих тканях взрослых людей и способствуют заживлению при болезни. На ступеньку выше в дереве развития находятся плюрипотентные стволовые клетки, а на вершине развития расположены тотипотентные стволовые клетки.

Тотипотентные стволовые клетки — это самое начало развития жизни, одиночная клетка, которая формируется из оплодотворенной яйцеклетки и затем превращается в плюрипотентные стволовые клетки.

Не все стволовые клетки могут служить началом новой жизни.

Не все стволовые клетки могут служить началом новой жизни.

© Shutterstock

Возможность создавать тотипотентные стволовые клетки позволила бы совершить настоящий прорыв в медицине и генной инженерии. Именно этому посвятила последние годы работы команда из Университета Цинхуа, которая смогла вернуть плюрипотентные стволовые клетки в тотипотентное состояние.

Исследователи начали со скрининга тысяч комбинаций небольших молекул, пока не определили конкретную смесь из трёх в плюрипотентных стволовых клетках мышей. Они назвали свою смесь коктейлем TAW в честь молекул в нём.

Молекулярное тестирование показало, что клетки, подвергшиеся воздействию коктейля TAW, стали тотипотентными на всех уровнях развития.

Открытие позволит создавать эмбрионы без участия половых клеток.

Открытие позволит создавать эмбрионы без участия половых клеток, исключительно на основе ДНК родителей.

© Shutterstock

Чтобы выяснить, насколько хорошо дифференцировались эти клетки, команда культивировала их в чашках Петри и в живых эмбрионах мышей. В обоих случаях клетки вели себя как тотипотентные стволовые клетки: у живых мышей они оказались способны дифференцироваться в эмбриональные и внеэмбриональные (например, плацентарные) клеточные линии.

Как поясняет команда, этот прорыв может открыть потрясающие возможности. В долгосрочной перспективе учёные смогут создать живой организм прямо из зрелой клетки, минуя потребность в половых клетках человека.

Это помогло бы бесплодным людям стать родителями или поспособствовало бы сохранению исчезающих видов. Тем не менее исследователи признают, что этические проблемы и споры будут неизбежны.