Аналитики оценили силы сторон в «грядущей» российско-украинской войне
- 15 декабря 2021 18:37
- Сергей Домущий , обозреватель «Ридуса», историк
Еженедельник Jane’s Defence Weekly (JDW), который является подразделением Jane’s Information Group, специализирующейся на аналитике в области вооруженных сил и ВПК, опубликовал обзор ситуации с передвижениями вооруженных сил на российско-украинской границе. Обзор интересен тем, что позволяет взглянуть на документ, с большой долей вероятности аналогичный сообщениям ЦРУ и других западных разведок, которые легли в основу заявлений о готовящейся российской атаке на Украину.
Итак, что же позволяет политикам и военным экспертам утверждать подобное?
Абхазский сценарий и повторение крымской операции?
Весной украинские власти, ссылаясь на ГРУ Украины, сообщили об усилении взаимодействия между российскими военными и силами сепаратистов в Донбассе. Эти мероприятия включали в себя учения под руководством 8-й общевойсковой армии России и доставку топлива, средств радиоэлектронной борьбы и беспилотных летательных аппаратов сепаратистским войскам. Факт учений сильно встревожил и Украину, и Запад.
«В последний раз, когда Россия собрала такое количество войск на границах Украины, она вторглась в страну и аннексировала Крым. Развертывание в последние недели „отражает размер, размах и масштабы“ российской активности в 2014 году, как отметил 13 апреля генерал Тодд Уолтерс, командующий США в Европе. Публичное признание в тот же день министром обороны России Сергеем Шойгу того факта, что страна действительно сформировала две армии и три воздушно-десантных подразделения, но только для „боевых учений“, вряд ли обнадежило — вторжению семь лет назад также предшествовали неоднозначные маневры», — отмечал автор публикации в британском The Economist.
В интервью 28 апреля журналистам «Радио Свобода. Донбасс. Реалии» (признано иноагентом) экс-начальник Генштаба ВС Украины в 2014—2019 году Виктор Муженко отметил, что, несмотря на отвод войск РФ, угроза сохраняется, и, по его мнению, она не исчезнет.
«Я думаю, что мы будем наблюдать такую цикличность этих угроз. Это был этап такой демонстрации, давления и шантажа, а следующий этап такой эскалации, я думаю, будет где-то в июле, августе, сентябре… Угроза сохраняется, она будет сохраняться еще довольно длительное время», — заявил украинский военачальник.
По его оценке, происходившее весной 2021 года должно рассматриваться как калька с ситуации 2008 года, когда 23 июля после окончания учений «Кавказ-2008» было объявлено о возвращении военных частей в пункты постоянной дислокации, а через две недели, 8 августа, начались активные действия российских войск в Грузии.
Как пишут аналитики Jane’s, с начала октября они фиксировали значительный рост «аномальной военной активности России» в приграничном районе в пределах 250 километров от российской стороны границы. При этом отмечалось, что многие подразделения, участвовавшие в начальном весеннем формировании в марте этого года, остались в приграничном районе и были передислоцированы.
Авторы Jane’s отмечают, что в рамках этого наращивания сил Россия начала развертывание новых частей из числа наиболее оснащенных и обученных подразделений в приграничных районах, в местах, находящихся далеко за пределами их обычных учебных районов, вблизи границы.
Эти факты стали предметом беспокойства США, о чем и заявил 7 декабря президент США Джо Байден во время онлайн-переговоров с президентом России Владимиром Путиным.
Характеристики нынешнего наращивания
По оценке экспертов Jane’s, наблюдаемая сейчас фаза перемещения и развертывания оборудования резко контрастирует с тем, что происходило весной, когда российские войска двигались с минимальной оперативной безопасностью.
«Поезда с оборудованием ходили днем в больших количествах, часто доставляя автомобили в обширные лагеря, например в Воронеже и Крыму. Этот новый этап развертывания происходил по совершенно иному образцу. Несколько поездов с оборудованием, похоже, выдвинулись ночью, вероятно, чтобы свести к минимуму количество наблюдений. Также кажется, что оборудование развертывается гораздо медленнее и, как правило, в более мелкие лагеря», — утверждают авторы обзора.
Они также указывают, что осенью российские власти предприняли шаги, чтобы помешать СМИ и разведкам использовать открытые источники для наблюдения за происходящим в регионе.
«В конце ноября — начале декабря многочисленные аналитики открытых данных (OSINT) сообщили Jane’s, что им заблокирован доступ к таким сайтам слежения, как российский GdeVagon. Эти ресурсы были незаменимыми источниками, позволяющими аналитикам определять пункт отправления и назначения поезда на основе идентификационных номеров, нанесенных на вагоны».
Начало движений в Курской области
Первое движение новых частей в рамках октябрьского наращивания было выявлено в Курской области, пишет Jane’s. Присутствие подразделений 2-й моторизованной дивизии 1-й гвардейской танковой армии фиксировалось в регионе уже как минимум 26 октября.
Дополнительные силы 2-й моторизованной дивизии и 4-й танковой дивизии были идентифицированы во время перемещения через Курскую область в последующие дни и, как полагают, развернулись на участке недалеко от северной украинской границы между Курском и Брянском, но в Jane’s не смогли определить это место.
Крупнейший гарнизон Смоленской области
Как отмечает издание, самый крупный гарнизон, сформированный на этом этапе, расположен на территории военной базы к северу от города Ельня в Смоленской области. Аналитики Jane’s насчитали в нем около 700 танков, БМП и САУ, а также пусковые установки баллистических ракет «Искандер», которые в основном принадлежат частям Центрального военного округа (ЦВО), дислоцировавшимся на полигоне Погоново во время весенней подготовки.
Эти подразделения включают части 74-й и 35-й моторизованных бригад 41-й общевойсковой армии, 120-й артиллерийской бригады и 119-й ракетной бригады, а также некоторые подразделения 6-го танкового полка 90-й танковой дивизии.
Аналитики Jane’s определили, что с конца ноября 55-я моторизованная бригада (горнострелковые части) 41-й общевойсковой армии начала развертывание более чем за четыре тысячи километров от Тувы — в Ельне. Развертываемые части включают три батальона бронеавтомобилей «Тигр» и батальон самоходных минометов «Нона-СВК».
Как указывают авторы обзора, важно отметить, что большая часть новой техники, видимой на спутниковых снимках гарнизона, с весны развернута в приграничном районе.
Оперативная группа 1-й гвардейской танковой армии под Воронежем
Анализ Jane’s спутниковых снимков и информации, собранной из социальных сетей, выявил развертывание оперативной группы 1-й гвардейской танковой армии в составе около 60 танков, а также самоходной и буксируемой артиллерии и реактивных систем залпового огня (РСЗО) на учениях в Погоново к югу от города Воронежа.
В составе обнаруженных Jane’s частей 4-й танковой дивизии насчитывается не менее 30 танков Т-80У, десяти машин БМП-2 и четырех самоходных артустановок 2С19 «Мста-С». 2-я моторизованная дивизия разместила еще 30 танков Т-72Б3 и четыре буксируемые гаубицы 2А65 «Мста-Б». 20-й полк химической, биологической, радиологической и ядерной защиты также развернул батарею реактивных систем залпового огня (РСЗО) ТОС-1A «Буратино», использующих термобарические боеприпасы, и машины РХБЗ.
Также на полигоне была зафиксирована батарея РСЗО дальнего действия, которую аналитики Jane’s идентифицировали как БМ-30 «Смерч» 79-й бригады реактивной артиллерии.
По мнению авторов обзора, спутниковые снимки показывают, что начата подготовка к наращиванию сил и средств.
«На снимках видно, что российские войска начали модификацию структуры складов техники, сооружая дополнительные разделительные стены, что указывает на подготовку полигона к прибытию дополнительного оборудования. Кадры, снятые на железнодорожной станции для разгрузки оборудования, направлявшегося в Погоново, и опубликованные в социальных сетях 7 и 8 декабря, показывают, что эти операции только начались. На кадрах видно дополнительное оборудование 4-й танковой дивизии, в том числе не менее 12 гаубиц 2С19 „Мста-С“, системы радиоэлектронной борьбы „Ртуть-БМ“, несколько танков и укомплектованный ракетами дивизион ПВО „Бук-М1−2“».
Говоря о последних, аналитики Jane’s указывают, что «размещение большого количества ракет ПВО является значительной аномалией, поскольку полигон Погоново не используется для учений с боевыми стрельбами частей ПВО».
Издание The New York Times со ссылкой на отчет Центра стратегических и международных исследований сообщило, что дополнительные российские силы также были развернуты в «бывшем складском комплексе» недалеко от Павловска на юге Воронежской области, однако Jane’s не смогли проверить эти утверждения.
Силы в Крыму
Авторы Jane’s зафиксировали вероятное развертывание нескольких новых подразделений на Крымском полуострове с начала октября. В их число входят подразделения 247-го воздушно-десантного полка, по крайней мере один батальон Т-72Б3 42-й моторизованной дивизии, батальон «Бук-М2», вероятно, из 90-й бригады ПВО и тактическая группа 34-го горнострелкового батальона моторизованной бригады.
Однако, как отмечают авторы обзора, последующие видеозаписи показывают, что по крайней мере часть этого оборудования с тех пор вернулась на свою базу на Кавказе.
Аналитики отметили активность на трех объектах на Крымском полуострове: на полигоне Опук на востоке Крыма, на автомобильном складе к северу от города Новоозерное на западе полуострова и на авиабазе Джанкой, расположенной менее чем в 40 километрах от границы Украины.
Большой автомобильный склад рядом с Новоозерным существует с начала весеннего сезона, и, вероятно, здесь размещалась техника, принадлежащая соединениям 58-й общевойсковой армии — 19-й моторизованной дивизии и 281-й артиллерийской бригаде, которые были переброшены в Крым с Кавказа прошлой весной. Аналитики опознали присутствие техники этих частей на Крымском полуострове летом (май — август), в то время как Минобороны России ранее объявило об их выводе.
Недавние спутниковые снимки показали, что в ноябре и начале декабря количество автомобилей на этом месте увеличилось. Спутниковые снимки от 26 ноября показывают присутствие не менее 20 танков, гаубиц «Мста-С», РСЗО БМ-21 «Град» и бронетехники в лагере на полигоне Опук.
«Спутниковые снимки, также сделанные 26 ноября, показали, что на авиабазе Джанкой разбит новый лагерь, состоящий примерно из 70 автомобилей и шести палаток. Имеющиеся в свободном доступе радиолокационные изображения с синтезированной апертурой со спутников Sentinel показывают, что лагерь был основан где-то между 10 и 14 ноября и расширен после того, как были сделаны снимки 26 ноября».
Аналитики Jane’s обнаружили «аномальное» присутствие по крайней мере двух моторизованных батальонов БТР-82А Черноморского флота — одного из 810-й бригады морской пехоты и одного из 126-й береговой обороны.
«Столь близкое к границе с Украиной место, где присутствуют наземные части Черноморского флота, является аномальным и нетипичным местом для тренировок его войск. Данные Jane’s OSINT Force Monitor показывают, что наземные подразделения Черноморского флота обычно тренируются на полигонах Опук или Аданак на юге Крыма (так в оригинале. Полигон Аданак находится в Дагестане. — Прим. «Ридуса»)", — утверждается в обзоре.
Другие «аномальные» движения
В дополнение к движениям, описанным выше, Jane’s также определил вероятную активацию и движение на запад 31-й десантно-штурмовой бригады.
«Поезд с автомобилями, принадлежащими бригаде, направляющийся на запад через Волгоград, был снят 28 ноября примерно в 700 километрах от базы формирования в Ульяновске, далеко за пределами его обычного полигона. Батальон бронеавтомобилей «Тигр» из 3-й бригады спецназа также был идентифицирован как двигающийся из Самары. Пункт назначения этого подразделения неизвестен, но, судя по всему, машины пробыли в дороге не менее недели, что указывает на дальние расстояния».
Балтийский флот также в конце ноября перебросил в Средиземное море большие десантные корабли проекта 775 Ropucha (польск. «жаба») по кодификации НАТО, тяжёлый авианесущий крейсер «Минск» и большой десантный корабль «Королев».

Большой десантный корабль «Королев» во время военно-морского парада в честь Дня Военно-морского флота России.
Эти перемещения особенно примечательны, поскольку аналогичное развертывание было выполнено во время весенней подготовки, когда Балтийский и Северный флот направили по два больших десантных корабля в Черное море, чтобы укрепить десантные возможности Черноморского флота.
Никакого подобного движения сил Северного флота аналитики не обнаружили.
Выводы
Как утверждают аналитики Janes, есть основания считать, что российские военные доставляют на передовые позиции наиболее проблемные в плане логистики виды техники и оборудования, такие как танки и артиллерия, и создают возможности для быстрого развертывания войск и элементов материально-технического снабжения при необходимости.
«Это позволяет оставлять значительно меньший след при развертывании и менее обременительно для войск, которые вынуждены оставаться в лагерях на зиму, что дает России возможность быстро и скрытно реагировать, если она того пожелает. С тяжелой техникой, развернутой на передовой, Россия сможет быстро и скрытно перебрасывать войска поездом или самолетом. Обнаружить поезда или самолеты, несущие только личный состав, значительно сложнее, чем те, которые перевозят танки или большое количество техники. Передовое развертывание тяжелой техники также позволяет российским военным поддерживать наращивание мощностей намного дольше».
Авторы обзора уверены, что ожидать отвода российских частей, как того требуют США и Германия, сейчас вряд ли стоит.
«Россия продемонстрировала готовность оставить большое количество техники вне боевых позиций на несколько месяцев рядом с Украиной и может сделать то же самое сейчас, а это означает, что такое давление на Киев может стать новой нормой», — уверены авторы обзора.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.







Войти через социальные сети: