+3
Сохранить Сохранено 7
×

Фантазии и реальность: будет ли построен в России завод Tesla


Фантазии и реальность: будет ли построен в России завод Tesla

Тесла © Михаил Салтыков / коллаж / Ridus.ru

Завод Tesla может появиться в России. Об этом заявил на форуме «Новое знание» основатель компании Илон Маск. Автомобили этой марки уже выпускаются в Шанхае, строится фабрика в Берлине, напомнил он. «Мы хотим, чтобы у нас были заводы в других частях мира, потенциально рассматриваем Россию», — сообщил предприниматель.

Сразу после этих слов руководители российских регионов наперебой стали предлагать свои площадки для реализации столь масштабного замысла. Первым оказался глава Калужской области Владислав Шапша. «Регион полностью готов к этому», — написал он в своем Telegram-канале.

Затем последовал твит губернатора Подмосковья Андрея Воробьева, который попытался заманить Tesla «лучшими специалистами» и «идеальной логистикой». «Здесь уже производят Mercedes! Мы найдем вам отличное место», — пообещал он.

Глава Удмуртской Республики Александр Бречалов назвал свой регион «самым предпринимательским» и предложил Tesla налоговые льготы, а губернатор Орловской области Андрей Клычков сделал ставку на возвышенные чувства, отметив, что Орел — символ «бесстрашия и покорения вершин», что объединяет город с философией Tesla. Впрочем, про «уникальные и эксклюзивные предложения» в логистике и инфраструктуре он тоже не забыл.

Руководитель Свердловской области Евгений Куйвашев позвал Tesla в Титановую долину — особую экономическую зону, расположенную в регионе. О готовности принять у себя производство электромобилей заявили также власти Калининградской области и Москвы.

Что это было?

Конференция
Конференция. © Сергей Бобылев/ТАСС

Не стоит воспринимать высказывания Маска слишком серьезно, огорчают поклонников Tesla опрошенные «Ридусом» эксперты. Илон Маск известен не только как успешный предприниматель, но и как весьма экстравагантный человек, напоминает главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман.

Он много раз шокировал мир эпатажными заявлениями. Чего стоит, например, недавнее утверждение об отказе от продаж Tesla за биткойны из-за вреда экологии от их майнинга. Оно прозвучало уже через месяц после его сенсационного сообщения о начале таких продаж, — отметил он.

И вряд ли выступление Маска на марафоне «Новое знание» можно считать его официальной позицией, считает эксперт. Скорее, предположение об открытии заводов Tesla в России и странах СНГ стоит воспринимать как стремление поддержать и поблагодарить лояльных слушателей, оставить хорошее мнение и почувствовать общую реакцию, обратную связь.

Честно говоря, когда я услышал эту новость, подумал, что это какой-то фейк. Но потом увидел видео. Мне кажется, что Маск пошутил. Нельзя всерьез это рассматривать, — уверен координатор общественного движения автомобилистов «Синие ведерки» Петр Шкуматов.

Илон Маск прежде всего шоумен. А настоящему шоумену абсолютно все равно, чем заниматься, он из всего сделает шоу, соглашается с коллегами аналитик по транспорту Дмитрий Адамидов. Маску нужно постоянно генерировать информационный повод, чтобы подписка была, чтобы публика не скучала. Ну, и чтобы не задавали вопросов про финансовое положение компании и солидный набор инженерных проблем у Tesla.

Российские же губернаторы, в свою очередь, включились в игру и использовали ситуацию, чтобы напомнить о себе. «Давайте мы вам лежалую землю продадим», — иронизирует аналитик.

Неудачная идея

Андрей Воробьев и Владислав Шапша
Андрей Воробьев и Владислав Шапша.© URA.RU/TASS

Максимум, что светит России в производстве Tesla, — это отверточная сборка из так называемых машинокомплектов, говорит Петр Шкуматов. Да и это маловероятно с учетом более чем скромного рынка таких машин в стране. Говорить же о полноценном производстве и вовсе бессмысленно.

Россия не является даже в перспективе удачной локацией для строительства завода, поддерживает Марк Гойхман.

Tesla — дорогой премиальный бренд, мало востребованный в нашей стране из-за высокой стоимости, низких доходов населения, отсутствия необходимой инфраструктуры. Продажи составляют порядка 100 электрокаров в год, не более, — замечает аналитик.

Пока что, в отличие от многих стран ЕС, США и Азии, в России нет даже представительства Tesla и сети его дилеров. Правда, не исключено, что в недалеком будущем они появятся. Официальный выход компании на российский рынок Маск тоже анонсировал. И эта часть его сообщения более реалистична, чем строительство завода, для которого нет экономических оснований, считает эксперт.

Слишком высоки затраты без перспектив реальной отдачи. Многие автомобильные бренды, наоборот, сворачивают бизнес в России в последние годы, причём даже не производство, а просто реализацию, — указывает он.

Есть и другие немаловажные препятствия, например тяжёлый предпринимательский и инвестиционный климат, проблемы с квалифицированным персоналом для работы с передовыми продуктами и технологиями.

Итак, реальная вероятность создания завода Tesla в России исчезающе мала, — подытоживает аналитик.

Приятно, но непрактично

Тесла
«Тесла».© AP/ТАСС

Если когда-нибудь и дойдет дело до строительства в России заводов по производству электромобилей, скорее всего, они будут китайскими, предполагает Дмитрий Адамидов. У них и объемы выпуска больше, и в каких-то отношениях китайцы на самом деле продвинулись дальше, чем Tesla.

Нужен ли в принципе такой завод России? В качестве экспериментального объекта — почему бы и нет, отвечает эксперт. В условиях набирающей обороты «зеленой» политики это будет хороший имиджевый проект, который покажет, что страна в тренде. Но его экономическая эффективность выглядит куда скромнее.

Это может быть как украшение, но как рабочая технология пока не очень, — уточняет аналитик.

По его словам, для больших городов электрокары, безусловно, имеют смысл, потому что снижают выбросы непосредственно в месте своего использования. То есть в случае с двигателем внутреннего сгорания где машина проехала — там и выброс, а в ситуации с электромобилями выбросы идут только в месте производства электроэнергии. По объему они примерно такие же, если не больше, но это все-таки территориально распределено и локализовано в определенных местах.

С другой стороны, есть серьезная проблема в утилизации аккумуляторных батарей. Это очень токсичная штука. Утилизировать ее можно, но весьма дорого, а приемлемой по цене технологии данного процесса до сих пор никто не придумал. В Париже, например, есть целые «кладбища» муниципальных электрокаров с отработанными батареями, которые просто стоят на стоянке и никуда не вывозятся. Но в мировой экологической повестке этот вопрос «тактично замалчивается», иронизирует эксперт.

В целом, по его мнению, в ближайшей перспективе электромобили останутся нишевым продуктом, причем в основном в южных регионах. Как показал опыт использования электробусов в Москве, суровый климат эти нежные создания переносят с трудом и в морозы просто отказываются ехать. Так что говорить о том, что производство таких машин — первоочередная задача, наверное, все же не стоит.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+3

 

   

Комментарии (0)