+1
Сохранить Сохранено 7
×

Очень хочется денег: чем опасно принудительное списание штрафов?


Очень хочется денег: чем опасно принудительное списание штрафов?

Штрафы © Михаил Салтыков / коллаж / Ridus.ru

157 миллионов штрафов было выписано за прошлый год водителям на дорогах России. Почти 90% из них записали на свой счет устройства автоматической фиксации нарушений — дорожные камеры. Чаще всего штрафовали за превышение скорости и нарушение разметки.

По данным ГИБДД, которые были обнародованы в начале ноября, за девять месяцев с водителей собрали 83,1 млрд рублей за 121,3 млн штрафов. Таким образом, «средний чек» за нарушение ПДД был 685 рублей.

Нынешние 157 млн штрафов за 11 месяцев 2020 года должны принести в казну должно поступить около 107,9 млрд рублей. Но расставаться с деньгами водители не спешат. Кто-то предпочитает игнорировать, в ожидании истечения срока привлечения к административной ответственности, кто-то опротестовывает постановления, а кто-то и вовсе не ведает о том, что был оштрафован и узнает об этом только когда его исполнительное дело попадет к судебным приставам.

Эта схема сбора денег в казну явно не понравилась Минюсту. В ведомстве решили обойтись без «лишнего» по их мнению, звена, и взыскивать долги напрямую. 20 мая 2021 г. замминистра юстиции Евгений Забарчук выступил с докладом на Петербургском международном юридическом форуме «9 ¾ Вакцинация правом» и предложил: 

проработать возможность упрощенного порядка исполнения требований о взыскании денежных средств, содержащихся в постановлении по делу об административном правонарушении в области дорожного движения, фиксация которого произведена работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами.

По словам чиновника, сегодня взыскание административных штрафов в принудительном порядке требует обязательного участия судебного пристава. Но его роль сведена исключительно к вынесению постановления о возбуждении исполнительного производства, наложении ареста и обращении взыскания на счета с использованием информационной системы ФССП России. Замминистра заявил, что ведомство предлагает перейти к «электронному механизму исполнения такой категории исполнительных документов» и полностью передать указанные функции судебного пристава информационной системе.

Очень хочется денег. И побыстрее

Камеры видеофиксации
Камеры видеофиксации

Проще говоря, списание средств по долгам за штрафы будет происходить без участия сотрудников ФССП России, деньги с ваших счетов будут списывать сами банки. Поток рублей быстрее потечет в казну со счетов граждан.

На просьбу «Ридуса» прокомментировать идею замминистра, пресс-служба ведомства переадресовала нас к пресс-релизу. В нем подчеркивается, что речь идет не о самих штрафах, но о долгах по ним, а также указывается, что в ведомстве прорабатывают механизмы защиты от возможных ошибок.

Кроме того, изменения не затронут нормы, предполагающие возможность обжалования штрафа в десятидневный срок, 60-дневный срок на добровольную оплату и право скидки в 50% в первые 20 дней. 

Автомобильная общественность встревожена 

Встревоженная автомобильная общественность
Вечернее движение по Кремлевской набережной© Иванко Игорь/Агентство «Москва»

Ряд общественных деятелей и экспертов выразил настороженность по поводу новой инициативы Минюста.

Так, в интервью порталу BFM автоюрист, эксперт общественного движения автомобилистов «Свобода выбора» Сергей Радько указал, что нововведения существенно сокращают возможности граждан по обжалованию штрафов, а также тот факт, что именно от судебных приставов граждане порой узнавали о наличии у них штрафа и долга. С нововведением они будут узнавать об этом по факту списания денег с их карточки.
По мнению вице-президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Владимира Александрова, новый порядок существенно пошатнет веру граждан в банки и наличие некой банковской тайны: 

Получается, что тот, кто будет взыскивать деньги, должен знать все номера банковских карт лица, привлекаемого к административной ответственности.

Депутат Госдумы от партии «Единая Россия», Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству, председатель межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Виктор Лысаков в комментарии «Ридусу» заявил, что автоматическое списание недопустимо, поскольку по закону есть 10 дней на обжалование постановления.
«В настоящее время не существует упрощенной формы обжалования технических ошибок, когда автомобиль неправильно идентифицирован, перепутаны буквы и цифры в госномере и вам пришел штраф за чужую машину», — отметил депутат.

По его словам, сейчас для обжалования таких ошибок необходимо обращаться письменно и в электронном виде, но ответ вы получите только после личного визита, потом необходимо обратиться в прокуратуру, которая делает представление в ГИБДД и лишь после этого должностное лицо может прекратить административное дело.

Это длинная цепочка и если мы исключим возможность обжаловать, тем более — в упрощенном порядке, то люди лишаться возможности защищать свои права.


Депутат считает, что необходимо доработать функционал электронных сервисов, чтобы позволить гражданам решать подобную проблему одним нажатием кнопки на сайте Госуслуг

А сейчас предлагается просто махнуть рукой и брать деньги со всех подряд, включая невиновных, — оценил идею Минюста Лысаков.

По его словам, если норма распространится только на долги по штрафам, в этом будет определенная доля справедливости: «У нас есть граждане, которые имеют по 200−300−500 штрафов и не платят их. В отношении таких граждан, умышленно уклоняющихся, если есть судебное решение и полная уверенность, теоретически такую меру применить было бы можно».

Однако, господин Лысаков уточнил, что определенную проблема может возникнуть у автомобилистов, которые не согласны с постановлением и находятся в процессе обжалования штрафа: «10 дневный срок дается на обжалование в одной инстанции, но вы можете не согласиться с ее решением и обжаловать вплоть до Верховного суда. Поэтому надо сохранять весь цикл обжалования и время необходимое для этого».

В качестве компромиссного решения Виктор Лысаков видит дополнение инициативы минюста оговорками, когда предлагаемый порядок будет распространяться на случаи уклонение от уплаты штрафа злостными неоднократными нарушителями ПДД, но не затронет основную массу водителей. 

Надо четко прописывать и артикулировать детали предложения, сохранять процессуальные сроки, установить отметку в 50 и более штрафов — у нормального человека, который перемещается без цели нарушить ПДД не может быть десятки штрафов за го — это показатель абсолютного игнорирования правил, законов и пренебрежения к своей и чужой жизни. Если такие оговорки будут сделаны, то идею можно будет обсуждать. Это будет приемлемый вариант, - считает Лысаков.

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+1

 

   

Комментарии (0)