У России появилась возможность стать лидером авиации будущего
- 04 мая 2021 17:10
- Максим Легуенко, обозреватель «Ридуса», заместитель главного редактора
Из-за нарастающей борьбы с климатическими изменениями и «зеленой» повесткой, принимающей глобальный характер, в довольно сложной ситуации рискует оказаться вся мировая гражданская авиация. Это неудивительно, ибо современные авиалайнеры являются одними из главных источников выбросов СО2, возведенных в последние годы в ранг поистине вселенского зла. На этой волне глобальное «позеленение» чревато неизбежными ограничениями в отношении пассажирских авиаперевозок, что непременно негативно скажется на миллионах простых авиапассажиров.
Очевидно, что сложившаяся ситуация в скором времени потребует масштабных инженерно-технических решений, основа которых… уже была заложена много лет назад, причем в нашей стране.
Все-таки это возможно
15 апреля 1988 года впервые в мире совершил полёт экспериментальный самолёт Ту-155, использующий в качестве топлива одного из двигателей жидкий водород. Этим была доказана возможность создания криогенной авиации.
Работы, выполненные в ОКБ им. А. Н. Туполева, дали бесценный опыт для дальнейшего развития авиационных криогенных топливных систем. В 2019 году легендарный Ту-155 занял одно из центральных мест в исторической экспозиции самолётов, организованной на площадке салона МАКС.
Это был самолёт, опередивший время. Водород и сегодня, спустя более чем 30 лет, считается многообещающим авиационным топливом будущего и ключом к улучшению экосистемы планеты, а в 1980-е годы, когда человечество столкнулось с масштабным энергетическим кризисом, поиск альтернативных экологически чистых видов топлива рассматривался как задача государственного масштаба.
Самолет, опередивший время
Специалисты ОКБ Туполева в середине 1980-х годов приступили к созданию экспериментального самолёта Ту-155, летающего на криогенном топливе, на основе серийного пассажирского Ту-154Б. При проектировании пришлось существенно изменить компоновку и решить целый ряд сложнейших технических задач. Экспериментальный криогенный топливный комплекс в целях безопасности был размещён в специальном отсеке, изолированном от прилегающих отсеков фюзеляжа буферными зонами, имеющими систему вентиляции. В правой мотогондоле был установлен двигатель НК-88, работающий на жидком водороде. Запас топлива размещался в криогенном баке ёмкостью 17,5 кубометров, установленном в хвостовой части самолёта. Были сконструированы более 30 дополнительных бортовых систем, разработана уникальная программа обеспечения безопасности, позволившая провести все работы без серьёзных происшествий.
После лётных испытаний и доработок 18 января 1989 года самолёт совершил первый полёт на сжиженном природном газе (СПГ). Впоследствии Ту-155 прошёл обширную программу лётных испытаний, в ходе которых было установлено 14 мировых рекордов, совершены международные перелёты по маршрутам Москва — Братислава — Ницца и Москва — Ганновер. Всего на Ту-155 было совершено 70 полётов: в пяти из них топливом служил водород, в остальных — СПГ.
Новое — это хорошо забытое старое
Появление Ту-155 коренным образом изменило ситуацию в криогенной авиации. Использование СПГ в качестве авиатоплива имело блестящие перспективы, так как позволяло существенно повысить экономичность авиаперевозок, улучшить экологические характеристики воздушного транспорта и уменьшить дефицит традиционного авиатоплива.
Однако уровень финансирования того времени не позволил полноценно продолжить исследования. Тем не менее в современных условиях, когда борьба за снижение углеродных выбросов принимает глобальные масштабы, очевидно, что применение экологически чистых источников энергии в авиации будет расширяться. В этой ситуации благодаря Ту-155 Россия имеет уникальный опыт создания силовой установки на криогенном топливе, который будет использован при создании самолётов будущего. Сможет ли она реализовать его на пользу себе и всему человечеству, покажет время.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: