+3
Сохранить Сохранено 7
×

Выживет ли российская гражданская авиация в условиях пандемии


Выживет ли российская гражданская авиация в условиях пандемии

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus.ru

На прошлой неделе Росавиация утвердила снижение сбора для российских пользователей воздушного пространства за аэронавигационное обслуживание в два раза. При этом на маршрутах внутри Дальневосточного федерального округа и в районах аэродромов этого региона устанавливается понижающий коэффициент в размере 0,01 ставки сбора.

Новые правила будут действовать до октября 2020 года. По мнению ведомства, это снизит себестоимость перевозок и поддержит авиакомпании в условиях коронавируса. По предварительным оценкам, экономия средств российских пользователей воздушного пространства составит 4,7 млрд рублей.

«Данное решение уже выполняется», — заверили «Ридус» в Государственной корпорации по организации воздушного движения, являющейся национальным провайдером аэронавигационного обслуживания в России. На предприятии уточнили, что в связи с сокращением аэронавигационных сборов проводится оптимизация текущих расходов на 2020 год, но без сокращения инвестиций в обеспечивающую регулярность и безопасность воздушного движения инфраструктуру и затрат социального характера.

Лучше, чем ничего

Эксперт комитета Госдумы РФ по транспорту Роман Гусаров считает, что эта мера, безусловно, поможет авиакомпаниям, но не сильно, потому что доля аэронавигационных сборов хотя и зависит от расстояния полета и типа самолета, в любом случае в себестоимости перевозки составляет небольшой процент.

Но это в любом случае лучше, чем ничего, добавляет директор консалтинговой компании «Инфомост» Борис Рыбак. ФГУП «Госкорпорация ОрВД», которая взимает аэронавигационные сборы, находится в ведении Федерального агентства воздушного транспорта, поэтому это та мера, которую Росавиация может ввести сама — по согласованию с правительством и без лишних проволочек, поясняет он.

Это можно сделать немедленно, и эффект тоже будет немедленным. Мне кажется, это очень здравое действие, и правильное, и своевременное, — отмечает эксперт.

По его наблюдениям, Росавиация вообще очень серьезно относится к кризисной ситуации в отрасли, делает все, что от нее зависит, и это выглядит очень профессионально.

На коллегии 17 марта глава Росавиации Александр Нерадько сообщил, что профильные ведомства готовят комплексный план поддержки отрасли на фоне эпидемии коронавируса. Среди предлагаемых мер — мораторий на рост аэропортовых тарифов, продление до конца года нулевой ставки НДС на полеты, которые проходят, минуя Москву.

Сами авиакомпании, разумеется, тоже пытаются всеми силами минимизировать потери. Но все это в целом не позволит им выйти хотя бы в ноль, предупреждает Гусаров, поскольку даже не летающий самолет все равно требует денег, особенно у крупных авиакомпаний, у которых много самолетов и они все в лизинге.

© pixabay.com

Без прямых субсидий никак

Положение в отрасли критическое, и без прямых государственных субсидий тут в любом случае не обойтись, считают эксперты. Например, США уже выделили 60 млрд долларов в качестве первоочередной помощи авиакомпаниям — и это только начало. Росавиация запросила у российского правительства всего 100 млрд рублей. Но пока кабмин предпочитает обходиться небольшими налоговыми каникулами, а раздавать деньги не торопится.

Как объяснил Нерадько, вопросы финансовой поддержки власти готовы обсуждать только после того, как авиакомпании посчитают свои убытки и покажут конкретные цифры. Такой подход можно понять, считает Гусаров.

Если кризис будет длительным и потери колоссальными, государство просто не сможет всем помочь, просто таких денег не будет, особенно с учетом того, что у нас сейчас еще и нефтяной кризис. Самый худший вариант — будем в панике спасать одну авиакомпанию государственную, и всё, — поясняет собеседник «Ридуса».

На самом деле сейчас делать прогнозы практически нереально, поскольку никто не знает, как будет распространяться пандемия, добавляет Рыбак. И политика властей здесь тоже очень важна. Так, американское правительство рекомендовало закрыть не только внешние, но и внутренние перелеты, и сегодня все большие авиакомпании США постепенно приостанавливают свою деятельность. В Европе внутренних перелетов тоже практически нет.

Уже сейчас понятно, что воздействие на отрасль катастрофическое. В зависимости от развития ситуации и действий властей этот процесс может стать необратимым. Восстановление воздушного транспорта — дело очень сложное. Входной ценз здесь очень высокий, сектор очень капиталоемкий, крайне рискованный, просто так туда денег никто не даст. Условно: восстановить турагентство стоит 20 копеек, а авиакомпанию — 20 млн долларов, отмечает Рыбак.

В качестве примера он приводит последствия теракта 11 сентября 2001 года, когда американское правительство фактически на пять дней приземлило гражданскую авиацию, и она из этого положения выходила 15 лет. Фактически все авиакомпании стали банкротами, но реально обанкротить их было нельзя, согласно американскому законодательству, поэтому они 15 лет генерировали убытки и только потом какими-то сложными путями смогли себя восстановить.

© pixabay.com

Возможны варианты

Если российское правительство согласится выделить средства, возможно, текущая ситуация будет развиваться по какому-то более или менее щадящему сценарию, считает Рыбак. Но до сих пор государство денег авиакомпаниям ни разу не давало, хотя они несколько раз просили субсидий — и в 2008-м, и в 2014-м, и в прошлом году, когда цены на керосин очень сильно повысились.

Бывает так, что рынок и сам очень быстро восстанавливается, — добавляет Гусаров. — Например, в 2009 году был колоссальный провал по авиаперевозкам, а потом резкий взлет в 2010 году. Сейчас может произойти то же самое. И может быть, сам рынок поможет авиакомпаниям.

Если к концу мая история с коронавирусом завершится, будет рекордный спрос на курорты Крыма и Краснодарского края, полагает он. Правда, полетят отдыхать лишь те, кто сможет себе это позволить. Очевидно, что кошельки многих россиян в ближайшее время изрядно похудеют из-за последствий пандемии и вызванных ею экономических проблем.

Сейчас самое лучшее время, чтобы покупать билеты и бронировать гостиницы на лето. Цены на авиаперевозки минимальные. Как только будет снят карантин, будет взрывной рост цен на авиабилеты и гостиницы, — прогнозирует эксперт.

Пока цены действительно резко падают — за март уже примерно на 10%, соглашается Рыбак: авиакомпании пытаются получить хоть какие-то деньги, и это будет продолжаться, потому что сейчас огромный избыток провозных мощностей из-за освобождения техники, которая была задействована на внешних перевозках. Эти мощности авиакомпании попытаются бросить на внутренний рынок, на котором и так дефицита не было. А это означает зверские ценовые войны. То есть билеты будут дешеветь, количество пассажиров — уменьшаться.

Дальше — неизбежное банкротство авиакомпаний, если правительство не предпримет каких-то радикальных мер, сокращение этой избыточной провозной мощности, потому что самолеты уйдут обратно к лизингодателям, после чего цены поползут вверх, — предсказывает аналитик.

Он не исключает, что система воздушных перевозок в итоге переместится в тот формат, где гражданская авиация находилась на заре своего развития в послевоенный период, когда это был весьма дорогостоящий, элитарный способ перемещения.

© pixabay.com

Задачи глобальные и локальные

Нетрудно предположить, что при таком стечении обстоятельств пострадают не только авиаперевозчики, а вообще все — и аэронавигационный провайдер, и воздушные гавани, и авиастроители, и туроператоры, и представители прочих связанных с гражданской авиацией суботраслей. Проблемы в ближайшем будущем придется решать поистине глобальные, ведь гражданская авиация — отрасль стратегическая. Поэтому сейчас и в самом ближайшем будущем от государственных органов потребуются максимально энергичные меры поддержки для воздушного транспорта. И сокращение аэронавигационных сборов — это едва ли не самое малое, что может быть сделано в данном контексте.

А пока авиационные власти решают более локальную, но также весьма важную задачу. Речь идет об эвакуации россиян, находящихся в странах с неблагополучной эпидемиологической обстановкой. Для этих целей создана рабочая группа, в состав которой входят представители Минтранса, Росавиации, МИД, Ростуризма, ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», авиакомпаний и аэропортов. Многие государства закрывают границы и даже свое воздушное пространство, поэтому мероприятия приходится осуществлять в пожарном порядке. Пассажиры и пользователи соцсетей благодарны пилотам и бортпроводникам, которые, рискуя здоровьем, осуществляют вывозные рейсы из стран, охваченных эпидемией.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+3

 

   

Комментарии (0)