+2
Сохранить Сохранено 7
×

Роспись стен в Екатеринбургском детском доме-интернате


Роспись стен в Екатеринбургском детском доме-интернате

"Один мой друг - Петр Колмогоров, долго носился с идеей расписать стену в каком-нибудь детском учреждении, и меня этим заразил. Остановились на детской поликлинике, я нарисовала эскизы по "Маленькому принцу". Но врачи сказали, что эта тема для детей слишком сложная, и попросили изобразить зайчиков и мишек. После этого мы решили подыскать другую площадку для воплощения нашей идеи и вышли на интернат на Ляпустина," - рассказывает Юлия.

Юлия и несколько её друзей обратились к директору интерната с предложением расписать стены учреждения иллюстрациями к «Маленькому принцу» Антуана де Сент-Экзюпери. Руководство детского дома идею поддержало сразу. Но над сюжетом рекомендовало подумать – необходимо было сделать что-то более знакомое детям. Выбор остановился на «Русалочке». Эскиз утверждали долго, но волонтерской инициативе были рады. Некоторые разногласия были, но их удалось довольно быстро уладить, и уже в конце весны стены игровой украсили красочные иллюстрации.

Основным «двигателем» акции и самой стабильной единицей была сама Юлия. Периодически к акции присоединялись её друзья, знакомые, знакомые знакомых. Большинство из них – вовсе не художники. Они смешивали краску, наносили её на стены по заданным контурам под Юлиным руководством. Всего в росписи стен участвовало около 10 волонтеров, постоянно на месте находилось 1-2 человека. Кто-то приходил регулярно, кто-то - только один раз.

Что примечательно, никто из участников акции не состоит ни в каких волонтерских организациях, просто у людей возникло желание сделать доброе дело в свое свободное время. Возраст участников различен. В основном это молодые люди 25-28 лет, но были среди них и те, кому за 30. Все материалы для воплощения задумки были закуплены на средства самих участников. Было потрачено, кстати, не так много – около 4 000 руб. Расписывали стену несколько месяцев. Дети, живущие в интернате, активно помогали. Юлия говорит, что самым ценным в этой работе оказалась вовсе не художественная ценность созданной иллюстрации, а сам факт вовлеченности детей-инвалидов в новую для них форму общения между людьми – на основе решения творческой задачи.

фото предоставлено Юлией Симаковой

Особенно интересно читать «дневниковые записи» самой Юлии.

День первый.
«Сегодня "тётенька художник" начала разрисовывать стенку в интернате.
Закончился тихий час, и в игровую комнату, где всё и происходит, начали заползать и заезжать на колясках дети. (Вертикально ходячих там практически нет). Я спиной их чувствовала, но повернуться было страшно и .. стыдно как-то.

Кажется, что ты находишься среди инопланетян. Окружили. Молчат, сопят, кряхтят или мычат. Шевелятся за спиной. Не уходят. Сначала думала - это я такая интересная, новое явление в их скучной жизни. Оказалось - нет, в основном привлекает включенный телевизор. Разноцветная помойка из сериалов и рекламы потихоньку заполняет их в основном пустые головы.

Были, конечно, энтузиасты, которых интересовал и процесс рисования на стенке. Мальчик без ног в коляске, со здоровой ссадиной на лбу. Девочка, вполне адекватная, но с дцп, передвигается только ползком. Для остальных рисование - только фон.. фон.. реклама интереснее. Лежат без движения на полу, только глаза работают, впитывают без передышки новый тональный крем, колгейт, вискас, несквик, который красивая мама готовит своим детям на завтрак.... (А как же право на прекрасное? Есть у нас такое право в конституции?? Вспомнилась девочка-инвалид без ручек-ножек, которую родители возили по музею американских индейцев в Вашингтоне...)

Господа, как мы зачастую избыточны в своих эмоциональных реакциях, когда что-то не ладится с нашими работой - карьерой - семьей и прочим. Вот действенное средство от урбанистической депрессии - начни помогать тем, кому хуже, чем тебе».

День второй.
«Вчера нас было четверо. Сегодня двое. Я и Аня.
Ребёнок пахал как лошадь 4 часа, не выпуская кисточку из рук!
"Когда вырасту, буду художником или русалкой" (Ну, в первом варианте я могу немного помочь)
Краска, как сметана, густо ложится на стенку, легко размазывается, и этот процесс доставляет нам огромное удовольствие! Перемазались. Хорошо!
В конце Аня вымыла кисти, сложила краски.
"Я была бы просто золотым ребенком, если б еще ходить могла".

На этом записи обрываются. Потому, видимо, что началась самая тяжелая и кропотливая работа. И потому, что даже самые равнодушные изначально дети так или иначе вовлеклись в рабочий процесс. Конечно, занять удалось не всех - некоторые просто физически не могли держать кисточку, другим - как было всё равно, так и осталось. Детей к творчеству никто не принуждал. Но с желающими началось то самое оздоравливающее общение, столь полезное и ценное для обеих сторон. Больше всего Юлии запомнилась девочка Аня из отделения милосердия. Художница до сих пор навещает свою подопечную. Аня не ходит, но с интеллектом у неё всё в порядке, насколько это возможно в таких условиях. Это очень талантливая и любознательная девочка. Она наиболее активно помогала рисовать. А потом Юля дала ей фотоаппарат, и Аня две недели фотографировала свой маленький мир, в котором живёт.

Положительный опыт осуществления затеи с росписью стены в одном детском доме подвиг Юлию на осуществление проекта Международного волонтерства художников. Юля предлагает художникам из разных стран ездить с творческой миссией по интернатам и детским домам мира, расписывать там стены и заборы, показывая одиноким детям-инвалидам прекрасное и расширяя горизонты их маленького мира. «Это научит детей менять пространство вокруг себя,» - считает Юлия. «Некоторые дети не могут ходить, только лежат. Перед ними зачастую серые стены, взгляду зацепиться не за что. Так что та кроха разума, которая в них теплится, ничем не подпитывается и погибает окончательно. Участие в таком проекте могло бы стать своеобразной "терапией" как для детей, так и для самих художников».

Итог работы

Но осуществление такого масштабного проекта силами художников-волонтеров практически невозможно. Одни только материалы стоят недешево, а художники, да еще увлеченные добровольческой деятельностью, люди обычно небогатые. Зачастую не хватает им и менеджерских качеств. Вот и пришлось Юлии искать единомышленников и инвесторов. В прошлом году Юлия Симакова познакомилась с фондом «Культурный транзит», чьей миссией как раз и является использование культуры как ресурса решения социальных задач, аккумулирование средств и направление их на финансирование деятельности в сфере культуры. Фонд к инициативе отнесся с интересом. Сейчас идет активная совместная работа над Международным волонтерством художников. В октябре ситуация с проектом должна проясниться.

Контакты Юлии Симаковой:
+7 - 343 9089097768
simakova_3@mail.ru
http://www.facebook.com/profile.php?id=1833595733


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+2

 

   

Комментарии (0)