+-1
Сохранить Сохранено 7
×

Тайна народа айну


-1 2 654

Тайна народа айну

К тому же, в учебниках истории, вроде как уже все написано: такой-то народ произошел тогда-то, там-то, и возможно, от того-то… Про учебники – разговор отдельный, ценность информации многих из них сегодня вызывает сомнение, а вот знать, или стремиться найти корни своего рода, своего народа – это важное дело. Может быть, самое важное. И, что интересно, толчком к этому поиску может стать что угодно, порой история даже не своего народа, а малоизвестного и экзотичного для большинства из нас. Такого, как айны, например.До сих пор загадка их происхождения не раскрыта — только гипотезы. Будучи в экспедиции на остров Сахалин, мне пришлось прикоснуться к тайне айнов, народа, который считал нас, русских братьями, и который мы не уберегли.
«Было время, когда первые айну спустились из Страны облаков на землю, полюбили её, занялись охотой и рыболовством, чтобы питаться, танцевать и плодить детей».
Предание айну

Древняя и средневековая история Сахалина полна загадок, что совсем не удивительно, – остров находится на крайнем востоке Евразии, и дальше только Курильские острова. Первые исследователи добрались до них относительно недавно – в XVII веке, открыв миру неизвестные до этого этносы и обнаружив следы загадочных народов, живших на островах ранее.
Одними из них, наряду с нивхами и уйльта, стали айны или айну, населявшие 2–3 века назад о.Сахалин, Курильские острова и принадлежащий Японии о.Хоккайдо.

Так что же в нем такого особенного, из-за чего уже сотню лет ломают копья и головы этнологи, антропологи, археологи, историки и лингвисты? Да, лингвисты-языковеды, может быть, более всех находятся в растерянности. А как иначе, если в языке айнов, кроме схожих с японскими словами, Б.Пилсудский, а затем Д.Косарев и Ч.Таксами обнаруживают корни не только в целом индоарийских языков, но и конкретно – славянских, литовского, и даже языка басков, живущих в испанских Пиренеях! У антрополога тип айнов также может вызвать недоумение. Ведь среди монголоидных этносов Дальнего Востока и тихоокеанских островов, айны выглядят европеоидами, а мужчины к тому же носят пышные светлые бороды и усы, а также длинные волосы. Смущает, видимо, ученых тот факт, что носят айны одежду южного, распашного типа (халаты, куртки-хаори – как у японцев), а женщины айну после совершеннолетия наносят татуаж – татуировку губ. Но, как говорят сами айны, сей обычай они заимствовали у некоего низкорослого народа коропокгуру (или тончи/тонци), жившими на тихоокеанском берегу о.Хоккайдо и Сахалина.
Именно у них женщины айну переняли искусство татуировки губ и кистей рук до локтя. Своеобразие айнов столь велико, что некоторые антропологи выделяют этот этнос в особую «малую расу» — курильскую. Кстати, в русских источниках они порой и называются: «мохнатые курильцы» или просто «курильцы» (от «куру» — человек). Часть ученых считают их потомками народа дзёмон, который вышел с древнего Тихоокеанского материка Сунда, и остатками которого являются Большие Зондские и Японские острова. Однако я склонен считать, учитывая их европеоидный тип, общие с санскритом и русским корни слов, что айны есть потомки древних европеоидов, о чем писал когда-то Г.Е. Грумм-Гржимайло, которые обитали в Южной Сибири и Китае, и известны там под именем динлины, ди и тэле.
Сами айны считают себя потомками богов, спустившихся с неба. О чем говорит богатейшая и удивительная по масштабам мифология айнов. Не менее удивительная их экономика, основанная на охоте и рыболовстве. Она настолько экологична, что поражает продуманностью своих запретов, обрядов, законов и правил в отношении природы. Кроме того, и социальные нормы были развиты, особенно кодекс чести. Не зря японцы заимствовали у айнов не только культ меча, но и ритуал «эритокпа», который самураи называют «сеппуку» или «харакири». Поэтому айны так и назвали себя – «благородные люди». Чего не скажешь об их соседях японцах, которые называли айнов оскорбительно «эмису/ эбису / эдзо/ иесо/» — «дикари/ северные дикари». Не стоит удивляться, ведь айны вошли в историю Японии как очень воинственный народ. Об этом свидетельствует такой факт: отношения с нихондзин (самоназвание японцев) на Хоккайдо они выясняли с помощью луков, стрел и мечей в течение двух тысяч лет! Этническая территория айнов в древности и позднее включала, кроме юга Сахалина, юга Камчаткии и Курил, также низовья реки Амур. До рубежа новой эры предки айнов заселяли все Японские острова, но, начиная с XII века, стали утрачивать свои земли и на самом северном острове Японии – Хоккайдо.
В пользу того, что именно айны заселяли Японские острова, говорит их название на языке айнов: «Айну Мосири», т.е. «мир/земля айнов». Японцы в течение веков то активно воевали с ними, то пытались ассимилировать их, заключая межэтнические браки. Отношения же айнов с русскими в целом были изначально дружескими, за единичными случаями военных стычек, происходивших преимущественно по причине грубого поведения некоторых русских промысловиков или военных. Наиболее распространенной формой их общения был товарообмен. С нивхами и другими народами айны то воевали, то вступали в межплеменные браки. Сохранились записи, сделанные со слов казака Нехорошего Ивана Колобова, посланного казацким десятником Москвитиным в 1639–1640-х гг.: «…А бой де у них топорки, а сами были все в куяуах збруйных. А русских де людей те бородатые люди называют себе братьями».
Показателен указ императрицы Екатерины II от 1779 года: «…мохнатых курильцев оставить свободными и никакого сбора с них не требовать, да и впредь обитающих там народов к тому не принуждать, но стараться
дружественным обхождением и ласковостью… продолжать заведенное уже с ними знакомство». Но не будь мы русскими, если не нарушим законы: указ императрицы соблюдался не полностью, а ясак с айнов взимался
до XIX века. Доверчивые айны верили на слово, и если русские его как-то держали в отношении с ними, то с японцами шла война до последнего вздоха… Кроме лука, стрел и меча, мужчины айны носили два длинных ножа («чейки-макири» и «са-макири»), которые крепились на правом бедре. Чейки-макири был ритуальным
ножом для изготовления священных струженных палочек «инау» и совершения обряда «пере» или «эритокпа» – ритуального самоубийства. Инау – это заструженные ритуальные палочки, рассматриваемые как представители богов и предков, универсальный символ живой Вселенной. Согласно
казачьему сотнику Ивану Чёрному, который описал обряды курильских айнов, инау – это стружки из ивы или тальника с индивидуальными клеймами-пиктограммами, которые
воин айну заговаривал и бросал в серный источник, принося тем самым жертву духу источника. Увы, но духи — «камуи» на языке айнов, не помогли им устоять против набирающей силу Японской империи в 19 веке, когда в 1884 г. всех северокурильских айнов японцы переселили на о.Шикотан, где последний из них умер в 1941 году. Российская имперская администрация, а затем и советская, по причине непродуманной
этнополитики в отношении жителей Сахалина, заставила айнов мигрировать на Хоккайдо, где их потомки и проживают сегодня в количестве примерно 20 тыс. человек, добившись только в 1997 г. законодательного права быть «этнической группой» в Японии.
«Когда наши августейшие предки спустились с неба на лодке, на этом острове они встретили несколько варварских племен, наиболее свирепыми из которых были эбису — айны». Предание японцев
На Сахалине оставшиеся немногие айны ассимилировались с нивхами, и теперь ознакомиться с их культурой можно разве что в Областном Сахалинском краеведческом музее… Последний мужчина айну на Сахалине умер в 1961 году, когда похоронив супругу, он, как и положено воину и древним законам своего удивительного народа, сделал себе «эритокпа», вспоров живот и выпустив душу к божественным
предкам… К предкам, вероятно, общим с нашими…
Сергей Новопашин, писатель-публицист


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+-1

 

   

Комментарии (2)

  • иванфёдоровичкрузенштерн
    иванфёдоровичкрузенштерн 25 февраля 2012

    Интересная, познавательная статья.

    Ответить
    0 +
  • hippy55
    hippy55 25 февраля 2012

    Спасибо.
    Вернуть айнов на исторические места проживания, отдав Северные территории (при этом экономически и политически выгодно оформив Договор для РФ), так же этим утерев нос японским националистам. Да и давно пора подписать мирный договор между нашими странами.

    Ответить
    0 +