Ученые раскрыли загадку появления Луны

© pixabay.com

Результаты изотопного анализа горных пород Земли и Луны, проведенного американскими химиками, опровергли самые влиятельные современные гипотезы ее происхождения.

Ученые из Гарвардского университета в ходе исследования выяснили, что Луна является оторванным куском земной мантии, который отделился от планеты во время ее столкновения с Тейей — гипотетической планетой, по размеру сходной с Марсом и образовавшейся примерно 4,6 миллиарда лет назад.

Как сообщает Nature, еще в 2015 году геохимик из Вашингтонского университета в Сент-Луисе Кун Ванг и Стейн Якобсен, профессор геохимии Гарвардского университета, разработали метод анализа содержания изотопов, который позволяет снизить предел обнаружения в десять раз по сравнению с самым чувствительным из прежде доступных методов.

Геохимики проанализировали содержание трех стабильных изотопов калия в лунных и земных породах. Полученные данные демонстрируют почти одинаковое содержание таких разновидностей атомов в образцах со спутника и планеты, что указывает на общность их происхождения.

Эти данные подтверждают два варианта теории «ударного» появления Луны. В одной из этих моделей космическое столкновение относительно небольшой мощности оставляет Протоземлю и Луну окутанными силикатной атмосферой; в другой — более мощное космическое столкновение испаряет небесное тело, врезавшееся в Протоземлю, и большую часть самой Протоземли, в результате чего формируется гигантский диск из сверхкритической жидкости, из которого в конечном счете кристаллизуется Луна.

© Zonnee /flickr.com

При этом полученные учеными результаты свидетельствуют в пользу гипотезы высокоэнергетического столкновения.

Смешение вещества космических тел объясняет сходство химического состава Земли и Луны, отметили авторы исследования.

Исследования полностью подтвердили гипотезу, согласно которой практически всю мантию Земли после такого грандиозного столкновения сдуло в космос. Именно из ее частиц и началось формирование Луны. К тому же на поверхности спутника специалисты обнаружили чуть больше тяжелого изотопа под названием калий-41. Его не так много на Земле, и это является еще одним подтверждением указанной теории.

Вероятно, формирование Луны происходило при давлении, которое в три раза превышает нормальное атмосферное давление на Земле.

В то же время новые исследования показали, что ядро Земли при столкновении насытилось железом, получив его именно от Тейи.

При этом гипотеза образования Луны в результате удара появилась в середине 1970-х годов.

Заведующий отделом физики и эволюции звезд Института астрономии РАН Дмитрий Вибе в беседе с НСН объяснил, что такая теория происхождения спутника Земли — «очередное доказательство того, что в начальной стадии развития Луна была очень горячей»

«Это, вероятно, связано с ее происхождением в результате столкновения, — сообщил он. — Выглядит эта теория достаточно правдоподобно и в мире является наиболее общепринятой, но у нее есть ряд проблем, которые еще не решены. Одна из них — это наличие в лунных горных породах воды, которая не должна была бы там сохраниться, если бы у Луны было мощное ударное происхождение».

По словам Вибе, другие варианты происхождения Луны тоже прорабатываются, но определить истинные обстоятельства появления самого близкого к Земле небесного тела сложно из-за того, что события происходили четыре миллиарда лет назад.

«За этот гигантский отрезок времени очень сильно изменилась Земля, немного поменялась Луна, и нам сейчас приходится отфильтровывать свидетельства тех процессов, которые происходили четыре миллиарда лет назад и после этого», — отметил он.