+4
Сохранить Сохранено 7
×

Око за око — и другие мотивации ростовского кинофестиваля


Око за око — и другие мотивации ростовского кинофестиваля

Вторым — после «Искушения» — российским фильмом в конкурсе кинофестиваля Bridge of Arts был «Принцип Талиона», ответственность за который несут два режиссёра: проделавшая основную работу, но ушедшая с проекта Лилия Трофимова и Алиса Курганская, которую продюсеры позвали заканчивать съёмки и собирать получившийся материал в одно целое. Другими словами, это картина с непростой судьбой — и конфликт внутри творческой группы, кажется, куда интереснее непосредственно фильма.

По идее своей это очень серьёзное, важное и чрезвычайно необходимое миру произведение. Вынесенный в заголовок принцип талиона («талион» — не имя, поэтому не очень понятно, почему в данном конкретном случае это слово пишут с заглавной буквы) всем известен в простом и понятном «переводе»: «Око за око, зуб за зуб». То есть сделал зло — оно тебе злом и вернётся, сотворил добро — сам будешь счастлив. В картине этот жизненный закон разбирается на примере двух семей, обеспокоенных неизменно актуальным вопросом: «Как нам их воспитывать, наших детей?..»

Фестивальный ролик фильма «Принцип Талиона»

Семья «бедняков» не так давно перебралась в столицу из провинции и теперь всеми силами расплачивается по долгам за квартиру: отец работает и пьёт, мать на всём экономит. Но «замкадыш» Саня не готов идти по их стопам: «Вы не живёте, вы только пашете», — обвиняет он родителей, заявляя, что хочет жить достойно прямо сейчас. Выход он находит простой — становится барыгой, при помощи «старших друзей» начинает промышлять наркотой. «Ты от нас удаляешься», — переживает обеспокоенная его неожиданными и дорогими обновками мать. «А разве это моя вина?», — отвечает он.

И действительно: заработавшись, взрослые совсем забыли про своих детей. «Бегом-бегом-бегом», — только и говорит мать дочке-школьнице, отправляя её убирать игрушки и чистить зубы; быть может, что-то осталось за кадром, но в фильме — это вся «теплота» в их довольно однообразных отношениях.

Другая семья — «богачи»; впрочем, тут можно и без кавычек: собственный дом, новая тачка, мать от безделья «свихнулась» на «полезной еде» и медитации. Всем обеспеченный Никита через силу учится на экономиста и не спешит выполнять отцовский наказ — писать курсовую; ему милее «лёгкая» жизнь в ночных клубах. Но, как справедливо замечает «бедная» героиня, «если бы забота о детях исчислялась только в деньгах, то отпрыски олигархов и бизнесменов были бы самые счастливые». «Мы где-то ошиблись, — сокрушается богатый папочка. — Найду место разрыва и склею». «Только не было бы поздно», — пророчески вздыхает мать.

Кадр из фильма «Принцип Талиона»
1
Кадр из фильма «Принцип Талиона»

Естественно, такой расклад не может не обернуться трагедией. Но есть и лучик надежды: в качестве противовеса главным персонажам выступает молодая интеллигентная пара. Они ещё и не целовались даже толком, но уже понимают: «Воспитывать детей — это большая ответственность». И верят, что раз их родители смогли воспитать их должным образом, то и они сами достойно справятся с этой задачей.

Они, может, и справятся, но приходится признать, что создатели «Принципа Талиона» взять поставленную перед ними высоту не сумели. Фильм заставляет задуматься не только о жизненных перипетиях, не только о вечном споре отцов и детей, но и о том, что же такое Кино?.. Вот вроде бы: сюжет есть, актёры играют, камера снимает, всё вместе это как-то складывается в полнометражное полотно… А кино как магии не возникает. Перед нами то, что называют обидным словом «телемувик» — по-своему пронзительное, но неряшливое и неумелое произведение для домохозяек. И пусть картину не хочется по-настоящему ругать — хотя бы за то, что она действительно бьёт по болевым точкам, — но и врать не станешь: фильм необыкновенно далёк от совершенства.

Трейлер фильма «Глухой»

Для сравнения — малайзийская драма «Глухой» (реж. Мохд Хайрул Азри бин Нур), отмеченная жюри сразу двумя призами: за лучший сценарий и за лучшее исполнение мужской роли (Захирил Адзим). Она также не идеальна, но в ней чувствуется нерв, ощутима киноприрода. Главный герой — глухой Уда — тоже пушер, но для него продажа наркотиков хотя бы отчасти оправдана мечтой об операции по восстановлению слуха. Влюбившись в Дару, он готов выйти из дела — ему нужно лишь три дня, чтобы окончательно дособирать нужную сумму…

Глухота здесь не только физический изъян. Отец Дары, полицейский, переживает подобно персонажам предыдущей картины (что свидетельствует об отсутствии у темы географических границ): «Дара никогда меня не слушает, глуха к моим словам». И правда: подросшая дочка идёт на поводу у своей отчаянной подруги, не подозревая, во что может вылиться такая «невинная» дружба…

Глухоту иного рода призвана преодолеть героиня болгарского фильма «11а» (реж. Михаэла Комитова). Лина Никонова решила стать учительницей литературы, хотя почти никакого педагогического опыта у неё до этого не было: раньше она занималась только спортивными танцами (и даже становилась национальной чемпионкой). В школу её взяли лишь на год, на замену, да и то потому, что особого выбора у директора не было. Сразу предупредили: класс ей попался «специфический». Оно и понятно: самоуверенные подростки, не гопота, не хулиганы, но к учителям относящиеся с известной долей презрения; занятия для них интересны разве что возможностью «подколоть» педагога своими познаниями. Однако Лина не отчаивается и постепенно завоёвывает у старшеклассников и любовь, и доверие.

Фестивальный ролик фильма «11а»

На самом деле ничего принципиально нового в «11а» нет — это довольно стандартная «педагогическая поэма», каких на свете очень много: от «Общества мёртвых поэтов» до премированного «Золотой пальмовой ветвью» «Класса», от «Доживём до понедельника» до нашей недавней «Училки». «Школьная тема» популярна всегда и везде, главное — соблюсти такт и пропорции. Совсем уж плохими такие фильмы не бывают — ведь иначе каков смысл в их существовании?..

Хороша и эта картина: она добра, человечна, гуманна. В ней всего в меру, и даже прописные истины сказаны так, что в этом не чувствуется никакой «натяжки». За героиню искренне переживаешь, и потому нет ничего удивительного в том, что актриса Яна Маринова получила в Ростове-на-Дону приз за лучшую женскую роль — она не только его честно заслужила, но и не имела в конкурсной программе достойных соперниц.

«11а» заслуживал и главную награду фестиваля, но жюри предпочло присудить Гран-при другой — и тоже болгарской! — картине: «Прокурор, защитник, отец и его сын» (реж. Иглика Трифонова, Болгария — Швеция — Нидерланды). Здесь тоже поднимается тема отцов и детей, но на совершенно ином материале, в основу которого положена реальная история.

Международный трибунал в Гааге рассматривает дело одного полевого командира: его отряд совершил весной и летом 1992 года целый ряд преступлений против мирного боснийского населения: поджог мечети, массовые изнасилования, убийства. Прямых доказательств немного, линия защиты очень сильна, но тут прокурор, движимая жаждой правосудия для всех жертв Боснии, выставляет перед судом свой главный козырь — свидетеля под кодовым именем К109. Процесс переходит в закрытый режим, и лишь самый узкий круг задействованных в нём лиц знает, что показания против обвиняемого даёт совсем ещё молодой парнишка, уверяющий, что был одним из солдат, ведомых этим самым командиром.

Фестивальный ролик фильма «Прокурор, защитник, отец и его сын»

Дальше сюжет закручивается благодаря голландскому адвокату. Тот, вероятно, понимает, что защищает дьявола, но такова уж его профессия: биться за оправдательный приговор. Поэтому он решает найти родителей неудобного «говоруна» — с тем, чтобы с их помощью оказать влияние на его дальнейшие речи… Только к чему приведут эти усилия?..

Картина довольно «проста» в своём решении, она не кажется спекулятивной и не выжимает из зрителя слёзы демонстрацией ужасающих подробностей (хотя от рассказа о случившемся насилии в кадре заплакала даже работающая в суде переводчица). Главное, что здесь цепляет, — это, конечно, неожиданный подход к раскрытию необыкновенно болезненной для многих темы. И хотя требуемая фестивалем «мотивация» тут не вполне очевидна, невооружённым глазом было заметно, что фестиваль за эту ленту боролся: в Ростов-на-Дону привезли ещё незавершённую, рабочую копию, без цветокоррекции, с несмываемым логотипом студии в углу экрана. Усилия оказались не напрасны: жюри оценило фильм даже в таком виде.

Микеле Плачидо на фестивале BRIDGE of ARTS в Ростове-на-Дону
2
Микеле Плачидо на фестивале BRIDGE of ARTS в Ростове-на-Дону
© Максим Марков/Ridus

На общем фоне ростовского конкурса (в котором были и неплохие ленты, но в основном — печально «необязательные») Микеле Плачидо выглядел свадебным генералом. Его приезд из Рима позволил убить сразу двух зайцев: и обеспечить фестивалю суперзвезду (далеко не угасшую, как позволяли судить неизменно окружавшие артиста толпы), и «утяжелить» программу картиной известного мастера с четвертьвековым опытом в режиссуре, участника Берлинского и Венецианского кинофестивалей. При таком раскладе не дать его фильму совсем уж никакого приза жюри, понятное дело, не могло — и «Выбору» присудили пусть не главный, но второй по значимости приз за режиссуру.

Несправедливым это решение никак не назовёшь: картина сделана уверенной рукой, с чётким пониманием того, как добиться поставленной задачи. Пусть Плачидо и не великий режиссёр, но он, безусловно, профессионал в своём деле. Его работы не делают погоды на мировом небосклоне, но это добротное итальянское кино, рассчитанное на самого широкого зрителя, в данном случае — преимущественно на женскую аудиторию.

Фестивальный ролик фильма «Выбор»

В центре фильма — ещё одна учительница, на этот раз — учительница пения. У Лауры всё хорошо, хотя нам сразу дают понять: ей очень не хватает ребёнка. Но вот однажды с женщиной случается беда: средь бела дня на неё нападает насильник. Смириться со случившимся, забыть про это отвратительное унижение не получается: Лаура понимает, что беременна. Она готова оставить ребёнка, о котором так мечтала, но что скажет на это её любящий муж?.. «Ни один мужчина такого не примет», — уверены и другие персонажи этой драматичной истории, в основе которой — пьеса Нобелевского лауреата Луиджи Пиранделло. Героям предстоит сделать непростой выбор…

Ну а выбор, поставленный перед оргкомитетом Bridge of Arts, уже сделан: Фестиваль мотивационного кино в Ростове-на-Дону станет традиционным. Более того: у его руководства есть амбиции повысить категорию своего форума до класса «А» — кто знает, быть может, и получится. Правда, в этом вопросе есть множество нюансов (так ли уж нужен подобный статус?), но замах в любом случае предполагает дальнейшую кропотливую работу как по организации самого мероприятия, так и по более тщательному отбору программы. Мотивация — это отлично; теперь ей надо просто соответствовать.

Эмблема фестиваля BRIDGE of ARTS
3
Эмблема фестиваля BRIDGE of ARTS
© Максим Марков/Ridus

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+4

 

   

Комментарии (0)