Ученые обнаружили истинную причину алкоголизма

Ученые выявили механизм алкогольного «капкана», из-за которого людям так сложно распрощаться с вредной привычкой. Выяснилось, что длительное воздействие алкоголя нарушает выработку особого фермента в лобной доле мозга — PRDM2. А дефицит этого белка провоцирует дальнейшее злоупотребление спиртным.

Исследование провели ученые из Университета Линчепинг (Швеция) совместно с коллегами из Майами (США). Результаты опубликованы в психиатрическом журнале Nature Publishing Group, коротко статью приводит EurekAlert.

«Ученые давно подозревали, что люди, страдающие алкогольной зависимостью, имеют нарушения в лобной доле мозга, но биологический принцип механизмов был неизвестен», — отметил руководитель Центра социальной и аффективной нейронауки, профессор психиатрии Маркус Хайлиг.

Нарушение фронтальной функции PRDM2 ведет к потере человеком контроля над возникающими импульсами. Ученые приводят простой пример: проходя мимо бара в жаркий день, обычный человек подумает: «Неплохо было бы сейчас выпить прохладного пива, но я сейчас не могу, потому что я должен вернуться к работе». Алкоголик, у которого нарушен контроль над импульсами, думает: «Мне жарко, хочу пить», — и покупает порцию холодного портера.

«PRDM2 контролирует экспрессию нескольких генов, необходимых для эффективного обмена сигналами между нервными клетками. Когда вырабатывается слишком мало ферментов, то от клеток, которые должны остановить импульс, передаются неэффективные сигналы», — рассказал Маркус Хейлиг.

Он отметил, что для прорыва в этом вопросе ученые потратили на исследования несколько лет. Во время опытов над крысами ученые увидели, что ставшие уже зависимыми от алкоголя грызуны продолжают употреблять алкоголь, даже если это приносит им неприятные ощущения. Кроме того, они возобновляли злоупотребление после стресса. Затем ученые искусственно заблокировали производство фермента PRDM2 в лобных долях крыс, не испытывающих тяги к алкоголю. Результат был тот же — управление импульсами вскоре нарушилось.

«Мы видим, как одна-единственная молекулярная манипуляция порождает важные факторы развития болезни. Теперь, когда мы начинаем понимать, что происходит, мы надеемся, что также сможем вмешаться. В долгосрочной перспективе мы хотим внести свой вклад в разработку эффективных лекарств, но за короткий срок главное, наверное, — это покончить с стигматизацией алкоголизма», — заключил профессор Хейлиг.

• maclen0k