+14
Сохранить Сохранено 7
×

Фактуры и ритмы любимой деревни: история в иллюстрациях


Фактуры и ритмы любимой деревни: история в иллюстрациях

И, наконец-то заборов свою аклиматизационно-урбанистическую прокрастинацию, отсканировал и выкладываю свежие наблюдения, с натуры запечатленные (что тоже стало традицией) белой тушью в черном блокноте.

Преодолев 800 км приехал поздним вечером, поужинал и улегся спать, а первое солнечное утро в деревне встретило меня вот чем:

Оксанин дядя, Валерий Иванович, завел кур. И мое знакомство с ними началось с этого яйца, которое по просьбе тещи вытащил из секретного места под крыльцом, куда можно забраться только по-пластунски.

На заднем плане — новый пес Велериваныча, о котором я подробно рассказал вот в этом посте

Баня. Лучшая в мире баня, ради которой, во многом, я и преодолеваю ежегодно расстояние и время, мчась в деревню. В этой бане я в равной степени люблю и эти старые, пропитанные березовым и дубовым духом доски, и жгучий пар, и эти уютные и влажные посиделки в предбаннике мужской компанией.

На картинке — мои Антоха и Гришка, а также гришкин одноклассник Филипп. Гриша и Фил — новоиспеченные выпускники и свежепоступившие студенты. Заслуженно отдыхают.

Периодически дедушка Витя (оксанин папа) разыгрывает с пацанами партию в «дурака». К слову, у Антошки обнаружился поразительный талант игры в Дурака. Пока я был в деревне, наблюдал порядка тридцати сыгранных партий, из которых Антон проиграл только один раз.

Все чуяли подвох, проверяли не жульничает ли. Но подвоха не находили, а Антон объясняет это феноменальным запоминанием, у кого какие карты. Он действительно помнят все, кто что брал, и иногда, выйдя раньше всех, размышляет вслух и всех веселит, опережает решения игроков и озвучивает, кому с чего надо ходить. Даже вот на этой картинке: Антон не отбился и взял кучу карт, но все равно по итогу вышел из партии победителем.

Я немного опасаюсь, видя в этом таланте потенциальную «азарто-игроманию», но при этом рад очевидному: соображалка у Антона на месте.

Даже гуляя по двору и саду, постоянно натыкаешься на простые и пропитанные какой-то своей биографией источники вдохновения.

Жестяной спецназ в запасе — так я назвал эту притаившуюся в крапиве компанию.

А эта куча посреди двора завораживала меня с первого дня. Пришлось не только нарисовать ее, но и придумать про нее стих, чтоб отвязалась со своим необъяснимым обаянием.

Это овраг на пути к магазину. Там, вдалеке, хрестоматийное снежно-белое на солнце строение, с другой стороны которого две двери.

Одна в сельпо — оно работает до половины девятого вечера. Вторая — в ночной бар, который ежедневно открывается почти сразу после закрытия сельпо.

Даже для меня, познакомившегося с этой деревней в 19 лет, это очень очень родные места. А Оксанку эти танцующие березки помнят с малых лет и хранят все самые и веселые, и волнительные переживания детства и юности, которые она проводила в деревне каждое лето.

Справа на картинке можно увидеть кусок ныне действующей уже асфальтированной дорожки, ведущей через него. А по центру — заброшенный и уже не функционирующий мостик, который когда-то был чуть ли не единственным способом перебраться через овраг.

Это тоже стало уже семейной традицией — в теплую погоду тесть везет нас за сто километров от деревни в город Козловка, где есть замечательный песчаный пляж на берегу Волги.

Несмотря на густо-зеленую от цветения воду народу на пляже тьма тьмущая, и тут я предаюсь любимому занятию — «запечатлеванию» отдыхающих. Они все такие разные и при этом такие одинаковые.

А так же за отдыхающими внимательно наблюдают Они.

Спасатели. А я, в свою очередь, понаблюдал за ними…

Художник художника: пока я рисую ЧэБэтюды, Оксанка пишет этюды цветные, акварельные!

Феерическая ситуация! Пока Оксанка с папой пошли гулять, а мы с Гришей остались караулить вещи под небольшим навесом, но когда чуток на пару метров отошли поиграть в мяч, нашим теньком воспользовалась компания из мужчины и пары дам, которые подвинули нашу подстилку, нарочито тесно и близко расстелили свой расшитый ковер и принялись на нем попивать вино и периодически спрашивать, не мешают ли они нам, при этом сразу же оправдываясь: «Ну, мы ж не место ваше заняли, а только тенёк!».

Наверное, если бы не спрашивали, это бы все не производило настолько чудовищного впечатления. В целом я не против поделиться теньком, но эти люди вели себя откровенно бесцеремонно, и на их вопрос я ответил: «Ну, что ж, раз так, то пускай будет так», и стал нарочито пристально их рисовать.

Мужчине поначалу было неуютно, в итоге он не выдержал и спрашивал: «Можно ли посмотреть», тогда, когда уже, собственно встал и подходил ко мне смотреть. Я закрыл блокнот, сказав твердое: «Нет», и когда он вернулся к своим дамам, продолжил рисовать. Гриша все это время сидел боком и глядел в даль. Когда вино закончилось, они свернули ковер и ушли восвояси.

Снова наша деревня, погреб в саду. В разное время суток он по-разному здорово сочетается с соснами, растущими за ним.

С этой картинки вам передает привет Креатида Поликарповна, главная деревенская несушка, чье творение я держу на первом рисунке.

Насос Малыш. Одно из чудес современных технологий, меняющих ритм деревенской жизни.

Раньше физических усилий для добывания ведра воды требовалось в десятки раз больше. Теперь же просто протягиваешь руку, втыкаешь эту вилку в розетку, вода за минуту по шлангу перетекает из-под земли в принесенное ведро, а исконно колодезное ведро тем временем висит, запутавшись в ржавеющем тросе и цепи, снисходительно ожидая того часа, когда, например, отключится электричество, как иной раз в деревне случается и по сей день.

Старый дом. В жару прохладный, в холод теплый.

Со светлой энергетикой и добрыми духами-хранителями. С уютным телевизором и закутком за печью. (На картинку помимо Гриши частично попала и его бабушка, она же моя теща, смотрящая телевизор. Найдите её).

Мы наблюдали Гришу в этом кресле с самых самых ранних лет. Раньше он умещался в нем целиком.

«Время меняет пространство, или пространство меняет время?», — как говорилось в книге «ВАЛИС». Дочитывание этого удивительного произведения попало как раз на начало моего отдыха в деревне, и периодически я стал натыкаться на подтверждение тех или иных мыслей Филипа Дика.

Как, например, и тут. Рисуя этот офигительный автобусный остов я вспомнил одну из фраз «ВАЛИСА»...

Внимательно глядя на эту картинку (нарисованную с заваленным горизонтом, хехе), можно увидеть наглядное подтверждение того, что Ленин главнее Гагарина.

Если вдуматься, то так ведь оно и есть.

И тем не менее: церковь находится именно на улице Гагарина, что справедливо. Ведь по итогу он был ближе к Богу, чем Ленин.

За все 10 дней, что я провел в деревне, дождливый день был только один. И это был единственный раз, когда я наблюдал Вулкана Валерианыча — он же Человек Человекыч — проводящим время в конуре. 

Бедняга, маялся. То так уляжется, то сяк. Не везде я смог передать харизму его физиономии и его задумчивое настроение, но надеюсь что в следующем году будет возможность еще потренироваться. Вулкан — красавец! Уже скучаю по нему.

В позапрошлом году тесть перестелил крышу старого дома, и вот я, впервые наверное за 10 лет решил залезть на чердак, чтобы глянуть новую обрешетку, положенную под шифер. Залез, и чердачная атмосфера поглотила меня. 

Удивительно, как один и тот же солнечный свет по-разному живет и играет в зависимости от того, в какой уголок бытия проникнет. Симфония!

Гордость оксаниной семьи по ветви Меркурьевых — художник и фронтовик Павел Меркурьевич Меркурьев, чья выставка картин в настоящее время проходит в краеведческом музее в соседнем с деревней городе Канаш. 

Я не был ни в этом музее, ни видел живьем картин дяди Паши, и это был отличный повод устроить культурный выход. Музей замечательный, как только входишь внутрь, погружаешься в атмосферу чувашского быта, уклада, от всех даже самых простых вещей веет теплом и историей. 

Помимо картин Павла Меркурьевича увидел еще немало интересного, и некоторые штуки на память зарисовал. Получился странный и немного безумный коллажик...

Накануне отъезда обратно в Москву Тесть сделал «отвальную» баню. Как всегда, замечательную. 

Много парились, общались, играли и в карты, и в полюбившийся детям «контакт». И баня умудрилась удачно завуалировать грусть, которая обычно накатывает в последний день пребывания в деревне. 

В комнате старого дома есть этот уютнейший, прикрытый занавеской кухонно-умывальный уголок за печкой. Когда там зажигается лампочка, вместе с ней зажигается и какая-то добрая магия этого дома. 

Очень люблю, когда там горит свет даже если никого нет. А еще радуюсь, что, при обилии всяческих технических новшеств автономного водоснабжения типа «Мойдодыр», еще жив старый добрый рукомойник. Простейшее и гениальное изобретение!

Вот оно, таинство, которое будоражит мою душу уже лет пять как. 

В 2011 году, гуляя по этим полям за деревней, при луне, я вдруг увидел силуэт леса с отдельным деревом-головой, который возвышался над равниной подобно гигантской отдыхающей кошке. Как живое существо. 

При луне это «существо» вызывало реальный мороз по коже. А Оксанка возьми да и расскажи, что этот лес растет на месте оврага, который, в свою очередь, некогда был древним языческим кладбищем, где, согласно легендам, была захоронена лошадь без головы, впоследствии периодически являющаяся людям в виде призрака. 

То, что на этом языческом месте вырос лес в форме животного, поразило меня в самое сердце. И тотчас я дал этому зверю имя: Норвашский Сфинкс, и официально считаю его природным памятником языческим богам. 

Каждый раз, приезжаю в деревню, навещаю его, и все больше взращиваю в глубине себя желание запечатлеть его, ночного, на холсте маслом. А пока — вот такой вечерний вариант при свете дня.

Чушь? Возможно. А может быть, и нет. Как бы то ни было, я в него верю и желаю Сфинксу мира и света.

И снова 12 часов пути сквозь леса поля и неизменные периодические колдобины, навстречу садящемуся на западе солнцу, и вот я снова в Москве. И то, что я вижу, листая блокнот, как будто было не неделю-полторы назад, а целую вечность или же в какой-то параллельной вселенной. 

И при этом — вот оно, рядом, и эти кадры, подобно бутылкам с одуванчиковым вином, будут напоминать и о деревенских запахах, и о даже не вошедших в эти кадры моментах, и согревать душу до следующей поездки в деревню через год, чего я уже очень жду.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+14

 

   

Комментарии (5)

  • Грибы с Альфа Центавра 35600+
    Грибы с Альфа Центавра 35600+ 27 августа 2016

    Шахтёрский край, детектед. Или рядом шиносжигательный завод? Грибы.

    Ответить
    0 +
  • diliago
    diliago 27 августа 2016

    Черная бумага, белая тушь. Шактерский край, наверное, в моей голове, раз мне нравится рисовать в этом стиле. А в чувашии нет шахт. И горящих шин нет. Там только поля, луга, леса и натуральное сельское хозяйство, в целом процветающее. Только в деревнях, в частности в этой, скотину почти не держат, из-за чего на дорожках и вдоль асфальтрованных улиц больше травы, ибо вытаптывать и выжевывать некому.

    Ответить
    0 +
  • Грибы с Альфа Центавра 35600+
    Грибы с Альфа Центавра 35600+ 27 августа 2016

    Надо было, тогда, зелёну-изумрудну бумагу брать, да жолтыми линиями, как солнечными лучами рисовать. А то обамизм какой-то, неоптимистический. И где водка, селёдка, солёны огурцы. Всё это очень и очень подозрительно. С Нашей точки зрения. А она для Нас, как известно, самая правильная, потомушто верная.

    Ответить
    0 +
  • Вика
    Вика 28 августа 2016

    5+!

    Ответить
    1 +
  • Бобринский
    Бобринский 29 августа 2016

    Вот давно говорю - надо автору дать простор - чтоб рисовал иллюстрации на злобу дня на половину вҫей стартовой страницы. В меня и вкус и чутьё. Верьте.

    Ответить
    1 +