+1
Сохранить Сохранено 7
×

Эксперт: российские ракетчики готовы наступить на «грабли» НАСА


Эксперт: российские ракетчики готовы наступить на «грабли» НАСА

«Роскосмос» заявил в среду о готовности создать летный образец возвращаемой первой ступени ракеты-носителя. Для этого в Центре им. Хруничева уже собрана команда специалистов, разрабатывавших ранее систему «Энергия-Буран».

Российских инженеров не вдохновил опыт Илона Маска, основателя SpaceX, который сажает первые ступени ракеты Falcon 9 на баржу в Атлантическом океане. «Хруничев» хочет снабдить первую ступень крыльями и шасси, что позволит ей возвращаться как самолет на аэродромную полосу.

Дело не в том, что «Хруничев» решил идти непроторенным путем из научного интереса. Интерес российских разработчиков, скорее всего, сугубо прагматический, полагает главный редактор журнала «Новости космонавтки» Игорь Маринин.

«У Маска и у Хруничева совершенно разная конечная цель. Американец пытается удешевить ракетные запуски за счет многоразового использования первых степеней. То есть производить мало, но использовать много», — сказал Маринин «Ридусу».

Такая схема частично применялась уже на шаттлах, где многоразово использовались как орбитальный «планер», так и твердотопливные ускорители.

По иронии судьбы, обе катастрофы шаттлов случились из-за проблем именно этих частей: «Челленджер» погубил прогоревший ускоритель, «Колумбию» — прогоревший корпус «челнока».

Но еще до этих катастроф стало понятно, что экономисты НАСА крупно просчитались. Межполетное обслуживание «челноков» сводило на нет всю экономию средств от многоразового их использования.

По сути, российские разработчики сейчас второй раз пытаются наступить на те же грабли, подчеркивает Маринин.

«В России систему возвращаемых первых ступеней, так называемый проект „Байкал“, разрабатывают уже года с 1998-го. Стендовый макет даже был показан на одном из МАКСов. Проблема у россиян точно такая же, как у американцев: наличие на ракетах-ускорителях раскладывающихся крыльев, шасси и систем управления посадкой съедает такую часть грузоподъемности, что затея теряет всякий экономический смысл», — говорит эксперт.

Первая ступень ракеты — самая дорогая. Стоимость двигателей, установленных на первой ступени, составляет от $10 млн до $70 млн в зависимости от конкретного изделия.

Мотивация «Хруничева», где превосходно осведомлены об экономической нецелесообразности такой схемы, вероятнее всего, на сто процентов земная: получить госсзаказ и занять свой персонал на несколько бюджетных циклов вперед. Это схоже с мотивацией инициаторов Национальной технологической инициативы, которые тоже выбили финансирование в 10 млрд руб под долгосрочные проекты с непонятной практической отдачей. 

«Ведь в России уже разработан и поставлен в серию универсальный разгонный блок „Ангара“, где одна первая ступень носителя подходит под все типы выводимых ступеней. Их будет производиться несколько десятков в год. Это повлечет за собой повышение надежности, качества и, главное, — удешевление проекта в целом», — подчеркивает Маринин.

Игры же вокруг возвращаемых первых ступеней ведутся по веками известному принципу: или слон умрет, или шах. И если слону об этом не знать простительно, то почему в неведении остается шах — вопрос экзистенциальный.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+1

 

   

Комментарии (1)

  • Strelok
    Strelok 29 июня 2016

    Пора шарашки возвращать, для желающих попилить бюджет!

    Ответить
    2 +