+4
Сохранить Сохранено 7
×

Россиянам предстоит экономить на всем


Россиянам предстоит экономить на всем

© pixabay.com

Экономия стала главным трендом продуктового потребления в России. Покупают реже, меньше, более дешевые товары. В таком режиме живет 65% населения, сообщил в понедельник на пресс-конференции в Москве руководитель экспертного центра ВЦИОМ «Платформа» Алексей Фирсов. Но эта экономия еще не стала маниакальной, отметил он. Под давлением обстоятельств (кризис, снижение реальных доходов, рост цен) россияне меняют свои потребительские привычки, но радикально отказываться от привычного образа жизни не спешат.

Согласно исследованию, обыватель хочет покупать дешевле, но при этом поближе к дому (не тратить много времени на дорогу), иметь широкий выбор и качество продуктов того же уровня, который он мог позволить себе прежде. Подобный стереотип потребления формировался целое десятилетие, и резко отказаться от него не так-то просто. В результате у человека возникает внутренний конфликт, что негативно влияет на психику, провоцирует стресс и фрустрацию, отметил Фирсов.

Цена vs качество

В социологических опросах граждане по-прежнему декларируют довольно высокие требования к продуктовым товарам. Большинство респондентов заявили, что на их выбор в первую очередь влияет доверие к качеству товара, а цена второстепенна, хотя на деле все чаще первоочередное внимание обращают именно на цену. Это видно из других данных, предоставленных директором по маркетингу и поддержке формата дискаунтер торговой сети «Пятерочка» (X5 Retail Group) Полины Киселевой. «Коллеги говорят о восприятии, а мы смотрим на цифры в чеке», — поясняет она.

По словам Киселевой, покупатели начали менять форматы, переключаясь на магазины более низкой ценовой категории и дискаунтеры. При этом в магазины они стали в принципе ходить чаще, но сократили общую сумму покупки. «Они более четко выверяют свои потребности», — говорит эксперт.

1
© pixabay.com

Ясно виден и понижательный тренд с точки зрения цены товаров — отказ от более дорогой продукции в пользу более дешевой. Сокращается размер покупки, например, берут полкило вместо килограмма. Сложилась целая категория покупателей, которые постоянно ищут акционные товары (так называемые cherry pickers — те, кто снимает «вишенку»). У них есть определенный перечень магазинов, как правило, сетевого ритейла, в которых разные акции на разные продукты.

В локальной торговой сети «Караван» из города Пензы такой тип покупателей назвали «бабушка легкого поведения», поскольку именно с такими старушками-пенсионерками он в первую очередь ассоциируется. У них много свободного времени, что позволяет обежать весь район и парочку соседних (или даже город, если речь идет об относительно небольшом населенном пункте) в поисках наиболее выгодных цен. О самых удачных «находках» они обязательно расскажут подружкам и соседям. Даже в акционных товарах «бабушки» выбирают самые выгодные (практически на грани себестоимости). И средний чек у них, как правило, невысокий. Разумеется, к этим условным «бабушкам» могут относиться лица любого пола и возраста.

Эксперты отмечают, что самая работающая акция — это простая скидка. Однако даже она не всегда оказывается эффективной, если покупатель понимает, что все равно переплачивает. Потребитель стал крайне осторожным: все подсчитывает, запоминает и не торопится хватать с полки товар только потому, что под ним стоит желтый ценник.

Запасливые огородники

Алексей Фирсов выделил еще две категории потребителей, пока не многочисленные, но характерные. Первая — граждане, которые стали запасаться продуктами впрок. Это можно объяснить стандартной попыткой защититься от продолжающегося роста цен и теми же акциями — в период хорошей скидки на товар постоянного потребления вполне логично приобрести сразу довольно большой объем, особенно если речь идет о продуктах с длительным сроком хранения.

Вторая группа — огородники. Примерно треть опрошенных ВЦИОМ стали выращивать больше овощей и фруктов в своих подсобных хозяйствах. Этот тренд подтверждают и другие социологи. По данным исследовательского холдинга «Ромир» (на февраль 2016 года), порядка 40% российских домохозяйств более половины своей продуктовой корзины производят сами, то есть кормятся за счет огородов.

2
© pixabay.com

Примечательно, что стремление к экономии в Москве заметно больше, чем в других регионах. Социологи объясняют это тем, что в столице изначально были заданы более высокие стандарты потребления, поэтому и влияние девальвации рубля и падения доходов оказалось более ощутимым. Также москвичи в большей степени ориентированы на сетевые магазины, опять же, потому, что в столице данный формат сильнее развит и шире представлен.

Вместе с тем представитель ВЦИОМ отмечает, что определенным сдерживающим фактором для тотальной экономии пока еще выступает стремление к здоровому питанию (а в обществе сложился четкий стереотип, что натуральные, экологичные продукты априори стоят дороже более доступных по цене аналогов, где сплошная химия) и приверженность определенным брендам.

Субсидии вместо заморозки

Часть исследования была посвящена вопросу о том, как государство, по мнению граждан, могло бы поддержать их в столь сложных экономических условиях. Треть респондентов (34%) выступили за жесткое регулирование цен. Однако тех, кто считает, что в любых условиях определять цены должен все-таки рынок, а не государство, оказалось больше — 43%.

Свою позицию они аргументировали тем, что искусственное замораживание цен приведет к сокращению ассортимента, потере все того же качества, дефициту товаров и развитию нелегального рынка. При этом в ходе дискуссий в рамках более углубленных фокус-групп представители второй категории были более убедительны, и приверженцы жестких мер часто смягчали свою позицию.

Противники жестких мер считают, что малоимущие слои населения государство должно поддерживать точечно — субсидиями, доплатами. Многие полагают, что и магазины должны принять в этом участие, разрабатывая более широкую и адресную систему скидок.

Такая сознательность радует экспертов, которые тоже считают, что государственное регулирование цен — это не лучший метод. Хотя возможность подобных мер прописана в законе, но только для экстраординарных случаев и на ограниченный период. До сих пор эта норма закона ни разу не применялась и даже не обсуждалась в правительстве и других институтах власти, уверяет начальник Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России Тимофей Нижегородцев. Обсуждалась фиксация надбавок и тому подобные вещи, но не цены, пояснил он. «Сейчас и это не обсуждается», — добавил чиновник.

А вот субсидия малоимущим слоям населения действительно необходима, подчеркнул председатель союза потребителей России Петр Шелищ. Об этом много говорится, но ничего не делается, посетовал он.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+4

 

   

Комментарии (1)

  • Алексей
    Алексей 31 мая 2016

    Каковы шутники из Пензы: "бабушки легкого поведения"... Смешно им блин...

    Ответить
    0 +