+8
Сохранить Сохранено 7
×

Тайна средневековых мечей: как отличить правду от вымысла


Тайна средневековых мечей: как отличить правду от вымысла

© Ridus

11−12 июня в музее-заповеднике «Коломенское» пройдет исторический фестиваль «Времена и эпохи», посвященный Древней Руси IX—XI веков. Наиболее зрелищным элементом мероприятия обещает стать грандиозная боевая программа. Два дня русичи, степняки и викинги будут сражаться в самой масштабной за всю историю российской реконструкции «Битве тысячи мечей», которая и дала название фестивалю в нынешнем году. Гостей ожидает яркое шоу: колоритные исторические костюмы, звон доспехов и мечей.

Стоп! Звона может и не быть. Доспехи в эпоху викингов на Руси были еще крайне мало распространены, а меч ценился на вес золота — в буквальном смысле этого слова. Его стоимость была равна цене увесистой золотой чаши. Так что излюбленное сценаристами фэнтези фехтование на мечах с сопутствующими звуковыми эффектами — всего лишь эффектный вымысел, не имеющий ничего общего с реальностью. Меч был оружием нападения, призванным рубить живую плоть, а для защиты использовали в основном деревянный щит. Меч под удар не подставляли!

Меч был оружием нападения, призванным рубить живую плоть, а для защиты использовали в основном деревянный щит. Меч под удар не подставляли!
1
Меч был оружием нападения, призванным рубить живую плоть, а для защиты использовали в основном деревянный щит. Меч под удар не подставляли!
© Агентство исторических проектов «Ратоборцы»

Разобраться с тем, какими на самом деле были мечи в Древней Руси и не только, и почему они так высоко ценились, «Ридусу» помогают сотрудники Агентства исторических проектов «Ратоборцы», выступающего организатором фестиваля «Времена и эпохи»: Михаил Сусанов и Евгений Сахно.

Долгий путь от болота до битвы

Современному человеку трудно понять, как кусок железа может всерьез соперничать с золотым самородком. Но для IX—XI веков в этом не было ничего удивительного. Хотя формально железный век к тому моменту уже давно наступил, в крестьянском доме металлических изделий почти не было, чаще использовались камень, кость, рог, то есть все то, что сегодня принято считать пережитком каменного века. Везде, где только можно было обойтись без металла, без него обходились.

По некоторым оценкам, за средний срок средневековой жизни (примерно 30 лет) на каждого человека производилось где-то 25−300 граммов металла — один молоточек. Если самого материала в принципе было так немного, легко представить, какой редкостью был меч, где и металла гораздо больше, и качество его намного выше среднего по тем временам.

Обычное сырое железо в раннем средневековье получали в маленьких домницах из болотной руды, и оно содержало крайней мало углерода, соответственно, было очень мягким и легко гнулось при ударах. Чтобы сделать тонкий и длинный, но при этом упругий и крепкий меч, железо нужно было науглеродить. Причем в мече должны были сочетаться достаточно вязкое железо и сталь, чтобы он одновременно мог держать форму и заточку, не раскалываясь вдребезги от ударов.

В раннем средневековье сталь рождалась буквально в муках — очень долго, тяжелым механическим трудом. Железо, полученное из переплавленной и очищенной от шлака болотной руды (что само по себе занимало немало времени и сил), науглероживали путем многократной перековки. То есть полосу металла клали в горн, засыпали углем, хорошенько разогревали, потом доставали и проковывали молотом, вбивая вглубь атомы углерода, проникшие из угля под воздействием высокой температуры. И вся эта процедура повторялась снова и снова.

Рисунок на клинке «селедочный хребет» - признак многослойности стали, из которой он изготовлен
2
Рисунок на клинке «селедочный хребет» - признак многослойности стали, из которой он изготовлен
© Ridus

Затем сталь соединялась с более вязким железом. В самом простом случае две стальные полосы приковывались к железной так, чтобы вышло единое целое — две рубящие кромки и вязкая середина, которая не позволит мечу сломаться. Но применялась и более сложная технология многократной перековки, так называемое дамаскирование: железную и стальную полосы сваривали (путем кузнечной сварки) между собой, потом расковывали, чтобы они стали тоньше, сгибали, снова расковывали, опять сгибали и расковывали… Так получался слоеный пирог из металла с разным количеством углерода, который сочетал и твердость, и вязкость.

Понятно, что эти технологии требовали не только колоссальных физических усилий, но и знаний, исключительно редких для той эпохи. И не случайно кузнец наравне с колдуном считался волшебной фигурой — существом странным, не от мира сего. Мастеров кузнечного дела вообще было мало, а тех, кто способен ковать не просто металл, а оружие (тем более мечи!) — единицы. Недаром во многих ранних средневековых былинах и сказаниях герой, прежде чем начать совершать свои подвиги, должен был добыть меч, отправившись к известному кузнецу, который живет неведомо где, по ту сторону мира. И такое путешествие само по себе считалось подвигом.

В раннем средневековье кузнец наравне с колдуном считался волшебной фигурой — существом странным, не от мира сего.
3
В раннем средневековье кузнец наравне с колдуном считался волшебной фигурой — существом странным, не от мира сего.
© Агентство исторических проектов «Ратоборцы»

Символ силы и власти

В IX—XI веках меч — оружие весьма эффективное, но редкое и дорогостоящее — был настоящим сокровищем. И так же, как другие сокровища, его приносили в жертву богам, отправляли в загробный мир вместе с умершими воинами  и хранили как зеницу ока. Поэтому сегодня археологи находят исторические мечи в основном не на полях древних сражений, а в курганах и кладах.

В реальной жизни мечами владели весьма немногие. Более или менее массовым клинковым оружием меч стал только к XIII веку. А большинство воинов раннего средневековья его на вооружении не имели, орудуя в основном копьями и топорами.

Но недостаточно было тугой мошны, чтобы обладать подобным сокровищем. Меч надо было уметь удержать. Ведь добыть меч можно было не только в кузнеце за тридевять земель, но и на поле боя. И к воину, сражавшемуся таким оружием, бросались самые отчаянные, сильные и самоуверенные враги.

Все это быстро привело к тому, что меч стал не просто эффективным оружием, но и символом сильного, знатного, богатого человека. А сильный воин в средневековом обществе — это точка кристаллизации. Под его рукой собираются другие воины (более молодые и слабые, менее опытные и уверенные в себе), становясь его дружиной, и простой люд, который ищет защиты и покровительства.

Сильный воин в средневековом обществе — это точка кристаллизации. Под его рукой собираются другие более молодые и менее опытные воины, становясь его дружиной.
4
Сильный воин в средневековом обществе — это точка кристаллизации. Под его рукой собираются другие более молодые и менее опытные воины, становясь его дружиной.
© Агентство исторических проектов «Ратоборцы»

В эпоху, когда современные государства только-только формировались, о какой-либо централизованной системе защиты правопорядка и слухом не слыхивали. При этом существовало четкое разделение на тех, кто профессионально воюет, и тех, кто их кормит. И простому смертному, который сам себя защитить не в состоянии, без сильного покровителя было никак не обойтись.

Постепенно, по мере того, как человечество выбиралось из темных веков, и складывались более сложные иерархические структуры, меч превратился в один из важнейших символов человека, который силен не просто сам по себе, но и своими людьми. Это был уже не просто выдающийся воин, а вождь, ярл, князь.

Историческая символика меча наглядно видна на ранних средневековых картинах, фресках, иконах. Если на них мы видим персонажа с обнаженным мечом в руке, совершенно очевидно — он идет на войну или с войны. Главной задачей вождя оставалась защита интересов своего народа.

Другой распространенный сюжет — человек сидит на престоле, меч поставлен перед ним или лежит в ножнах на коленях. Этот человек вершит суд. Потому что в средневековом обществе судья должен был не только рассудить спор, но и настоять на своем решении в случае необходимости. И проигравший вынужден был смириться, опять же, перед лицом силы, то есть меча.

Если на картине меч передается от одного человека к другому — значит, отец отправляет сына на войну, вручая ему часть своих полномочий, или вовсе отходит от дел, передавая наследнику бразды правления. Здесь меч — символ власти. И это не просто художественный сюжет. Символическая передача меча действительно воспринималась как передача власти, и дружина принимала нового вождя. А простой люд всегда кланялся человеку с мечом, по умолчанию воспринимая его как лицо, занимающее высокое положение в обществе.

Смертельная красота

Самым распространенным в раннем средневековье был каролингский тип мечей, названный так по имени знаменитой династии Каролингов. От позднего романского типа они отличаются достаточно широким (до 6 см) массивным клинком. За редкими исключениям длина такого меча не превышала одного метра. В толщину около гарды (перекрестья между череном и лезвием) он достигал 6 мм.

Еще одной характерной чертой мечей этого типа является достаточно широкая (от одной трети до половины клинка) дола — углубление посередине клинка, которое часто ошибочно называют кровостоком. Он предназначен для облегчения веса, а также создает дополнительные ребра жесткости, которые позволяют уменьшить габариты клинка без потери его прочности. Кстати, один из самых распространенных мифов — огромный вес мечей. На самом деле они весили в среднем от 900 граммов до 1,3 килограмма. Максимальный зафиксированный вес — 1,6 килограмма, но это едва ли не единичный случай.

Для мечей каролингского типа очень характерны богато украшенные рукояти, причем техник украшения было достаточно много.
5
Для мечей каролингского типа очень характерны богато украшенные рукояти, причем техник украшения было достаточно много.
© Ridus

Клинки при этом всегда прямые, что является стандартным признаком мечей, и двулезвийные (или обоюдоострые), то есть имеют заточку с двух сторон. Вообще для меча считается обязательной двусторонняя заточка, но иногда в типологии встречается и такое понятие, как однолезвийный меч.

Говорить об острие вообще как таковом у каролингского меча не приходится, поскольку оно не так акцентировано, как у более поздних мечей. Намек на остроту есть, но это не жало для пробития кольчуг, которое появится позже, и уж точно не тот ярко выраженный колющий конец, который появляется у мечей в XIII—XIV веке. Предполагается, что основной удар, который наносился каролингским мечом, — рубящий. Хотя колоть, конечно, тоже никто не запрещал, например, в лицо, в надежде попасть в глаз или другой жизненно важный орган.

Для мечей каролингского типа очень характерны богато украшенные рукояти, причем техник украшения было достаточно много. Использовались узорное литье, золочение, инкрустация цветными металлами, плакировка (накатка серебряной фольги с последующим нанесением узоров) и другие художественные приемы. Один из самых известных мечей, который ныне хранится в Соборе Святого Вита в Праге, имел рукоятку из резной слоновой кости. Богато украшенные мечи свидетельствовали о высоком социальном статусе их владельца.

Один из самых известных мечей, который ныне хранится в Соборе Святого Вита в Праге, имел рукоятку из резной слоновой кости.
6
Один из самых известных мечей, который ныне хранится в Соборе Святого Вита в Праге, имел рукоятку из резной слоновой кости.
© Ridus

Обычно рукоять меча была деревянной, реже — литой металлической. Именно такой мог похвастаться самый известный из славянских мечей — Людота коваль (название произошло от клейма мастера, указанного на клинке). Эта находка свидетельствует о том, что в раннем средневековье производить мечи умели не только в Европе, но и на территории Древней Руси. Однако о том, каких мечей было больше — местных или импортных, — история умалчивает.

Сквозь тысячелетие

Производство мечей в эпоху раннего средневековья было штучным, и каждый мастер работал по собственному усмотрению, не слишком оглядываясь на какие-либо стандарты. Единственным исключением можно считать рейнские мечи с клеймом ULFBERHT, славившиеся высоким качеством и широко распространившееся по всей Европе и за ее пределы, немало их было и на Руси. Среди археологических находок каждый четвертый или даже третий меч того времени помечен этим именем. Предполагается, что где-то в районе среднего Рейна существовала целая артель развитых ремесленных мастерских, производящих такие клинки, а имя марке дал некий искусный франкский кузнец — родоначальник этого поистине уникального средневекового «предприятия».

Рейнские мечи с клеймом ULFBERHT, славившиеся высоким качеством, широко распространились по всей Европе и за ее пределами..
7
Рейнские мечи с клеймом ULFBERHT, славившиеся высоким качеством, широко распространились по всей Европе и за ее пределами..
© Ridus

Разумеется, мечи импортировались на Русь не только в виде товара, но и в качестве боевых трофеев, и как оружие воинов, которые приходили на службу. Формирующееся русское государство как губка втягивало в себя профессионалов военного дела со всех соседних территорий. Они охотно предлагали свою службу русским князьям, имевшим возможность платить. И в русской дружине постоянно соседствовали как местные воины — славянские, финно-угорские, так и варяги (то есть пришельцы из прибалтийского, скандинавского региона), и степняки.

Несмотря на индивидуальный подход, в целом формы клинков были достаточно однообразны, а основные различия заключались в оформлении рукояти и имели в основном эстетический характер.

Поскольку меч был символом силы и высокого статуса владельца, его всегда носили с собой — на поясе или на перевязи у бедра. Меч за спиной — это еще одна выдумка кинематографистов, не имеющая ничего общего с реальностью. В те неспокойные времена оружие вообще было непременным атрибутом любого свободного человека, без него выходить из дома было просто опасно.

Столь же символичным было разоружение воинов в гостях у правителей: меч оставляли при входе, демонстрируя доверие хозяину. В свою очередь и нападение на гостя считалось нонсенсом за гранью добра и зла. Это было вопиющим нарушением общественных устоев, и всегда фиксировалось в летописях и сагах именно потому, что такие случаи были исключительными.

Взявшая начало в раннем средневековье сакральная символика меча укоренилась настолько прочно, что пережила целое тысячелетие. Недаром советского воина-освободителя в немецком Трептов-парке и Родину-Мать на Мамаевом кургане скульпторы вооружили именно мечом.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+8

 

   

Комментарии (0)