+3
Сохранить Сохранено 7
×

Кино: Алиса борется со смертью


Кино: Алиса борется со смертью

«Алиса в Зазеркалье» (Alice Through The Looking Glass)

США, реж. Джеймс Бобин, в ролях: Миа Васиковска, Саша Барон Коэн, Джонни Депп, Линдси Дункан, Хелена Бонэм Картер, Энн Хэтэуэй, Рис Иванс, Эндрю Скотт.

Сайт фильма

В 1875-м году капитан Алиса возвращается в Лондон, проведя три года в странствиях по всему свету, научившись не бояться бурь и ловко уходить от пиратов, уверенно проводя свой корабль сквозь любые рифы. В городе между тем поопаснее будет: да, Алисе удалось избежать тягостного замужества, но удастся ли ей теперь отстоять отчий дом?.. Обдумать это не получается из-за синей бабочки, которая настойчиво зазывает девушку перейти сквозь зеркальное стекло.

Оказавшись по ту сторону зеркала, Алиса отмечает, что вокруг стало «всё чудливей и странноватей», смахивает со стола Шалтая-Болтая, заставляя тем самым всю королевскую конницу и всю королевскую рать буквальным образом собирать его по осколочкам. На этом все пересечения с Льюисом Кэрроллом заканчиваются, и начинается, как и в прошлый раз, совершенно самостоятельная история, заимствующая у классики только название и героев.

Трейлер фильма «Алиса в Зазеркалье»

Лейтмотив новой «Алисы» знаком нам с детства вовсе не по книжкам: «Жизнь невозможно повернуть назад, / И время ни на миг не остановишь», — поётся в одной известной песне, которая идеально украсила бы финальные титры, если б создатели фильма понимали по-русски. Время здесь не абстрактное понятие, а герой с лицом Саши Барона Коэна. Побывать в прошлом и там всё исправить героиня стремится ради своего друга Шляпника: в ужастрашный день Бармаглот испепелил всю его семью — но теперь Шляпник совсем спятил, решив, что Смерть в тот раз обманулась с ударом. Алиса со смертью уже сталкивалась и в воскрешение не верит; «Моя Алиса поверила бы», — выставляет её за дверь безумец, переставший улыбаться и готовящийся к собственному уходу. «Дело, видно, нелёгкое», — смекает Алиса, узнав про хроносферу, заменяющую в этом мире машину времени. «Да-да, и крайне опасное», — подтверждают ей, и вот она уже мчит по волнам чужой памяти.

Фрагмент из фильма «Алиса в Зазеркалье»: «Спасти Шляпника»

Взгляды Алисы на слово «невозможно» известны: «Если верить в себя, то невозможное оказывается осуществимо». Без упрямства этой девушке жить скучно, покоряться судьбе она не намерена, и все обзывки в свой адрес («Как прежде неуклюжая и вдвое глупее»; «это желтоволосое недоразумение») она не просто игнорирует, но опровергает действием. Если понадобится (а понадобится), Алиса сбежит и из психушки, но даже её радостный возглас: «Мне можно, я сумасшедшая», — говорит о сумасшествии несколько иного рода, нежели было заложено в изначальной авторской концепции. «Наверное, логики в этом нет», — признаёт героиня, разом отметая всю излишнюю критику в адрес и правда не самого стройного сценария.

Но достоинства фильма не в заглавном образе (довольно рыхлом вопреки всей браваде) и не в головокружительном вихре приключений (раскачка здесь так себе, а средняя часть и вовсе дурна вплоть до скуки). Они в неожиданно мощном философском посыле, который круто выводит картину из-подо всех губительных рифов — делая возможным признание, что вторая серия будет даже получше первой.

Фрагмент из фильма «Алиса в Зазеркалье»: «Встреча с молодым Шляпником»

Поставив вторым центральным персонажем неумолимое Время (и на словах обыграв это изрядным количеством не самых смешных шуток), авторы ленты впустили в историю тему неотвратимости человеческого финала — или, говоря проще, потратили кучу денег на то, чтобы в доступной форме рассказать детям о смерти. Которую можно, конечно, отсрочить, но цепочка в любом случае уже заготовлена: жизнь представлена здесь в виде карманных часов, у которых рано или поздно кончается завод, после чего Время захлопывает крышку и относит их в соседний траурный зал, вешая там на заранее отведённое место.

«Со всем на свете когда-нибудь приходится расстаться», — эта фраза относится тоже к часам, но уже Алисиным, доставшимся ей в наследство от отца; смириться с уходом близкого — значит, признать и собственный. Ещё Время дарит Красной Королеве (между ними имеется любовный интерес) музыкальную шкатулку с её излюбленным вариантом кончины: по окончании мелодии палач отрубает королю голову. Финал фильма и вовсе прекрасен: он про то, что бежать, конечно, надо до последней секунды, но если пора пришла, то умереть следует достойно.

Саундтрек к фильму «Алиса в Зазеркалье»: P!nk — «Just Like Fire»

Как не избежать неминуемого, так не изменить и прошедшее: о сделанном можно сожалеть, но что было, то было, и исправлять можно только последствия. Эта мысль здесь иллюстрируется с той же наглядностью, как и в классическом рассказе Зощенко про разбившего графин маленького Ленина. Тот, как известно, страдал целых два месяца, пока не признался; моральные муки Белой Королевы длились, оказывается, куда дольше. Суть остаётся та же: дети, ваше враньё про съеденный кусок пирога в конечном счёте может обернуться государственным переворотом — имейте это в виду и лучше сразу сознайтесь.

Эти легко считываемые идеи куда круче любых красочных костюмов, декораций и спецэффектов, которых здесь предостаточно и даже с избытком. Благодаря им «Алиса в Зазеркалье» избежала участи необязательного сиквела, обретя самостоятельность и, как следствие, неповторимую уникальность. «А ведь мы больше можем не увидеться», — врёт на всякий случай Алиса Шляпнику, но тот, пусть и дважды Безумный, возражает ей со всей обоснованностью: «В замке фантазий, там, где живут мечты, мы с тобой ещё не раз увидимся». И так как мы знаем, как выглядит заставка «Диснея», это вполне можно счесть за обещание третьей серии.

Кадр из фильма «Алиса в Зазеркалье»


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+3

 

   

Комментарии (0)