+14
Сохранить Сохранено 7
×

Россиянам грозит полный СССР


Россиянам грозит полный СССР

© Виталий Белоусов/РИА Новости

В первом квартале 2016 года российский индекс потребительского доверия Nielsen упал до рекордно низких значений за всю историю наблюдений — 63 пункта — против 72 пунктов год назад.

Представитель «Nielsen Россия» Марина Лапенкова назвала это «истощением потребительских возможностей» россиян.

По данным исследования, после трат на основные нужды и обязательные платежи у 18% россиян не остается денег.

Пей до дна

Это худшие показатели за 11 лет, но дно еще далеко не достигнуто, говорит председатель Общества защиты прав потребителей Михаил Аншаков.

«Резервы для снижения уровня жизни населения велики. Не одно поколение советских людей существовало при гораздо более низком уровне жизни. Так что уровень потребления у нас может снизиться еще. Советская власть доказала, что хорошо мотивированный идейно человек способен не просто жить, но и совершать подвиги, питаясь даже ниже физиологической нормы», — сказал Аншаков «Ридусу».

По сравнению с 1990−91 гг уровень жизни россиян возрос в разы. Поэтому ему, как маятнику, ничего не мешает откатиться обратно на ту же амплитуду.

1
© Виталий Белоусов/РИА Новости

«Болеутоляющим средством» советского телевизора было в разные годы «Жила бы страна родная, и нету иных забот» и «Лишь бы не было войны». В народе эти «анальгетики» перефразировались в частушку «Нам солнца не надо — нам партия светит, нам хлеба не надо — работу давай!»

Отсидеться не удастся никому

«Обратный ход маятника» затронет все слои населения, хотя поговорка «у кого жемчуг мелок, у кого суп жидок» будет уместна и на это раз.

Люди, которые в «тучные годы» сумели создать накопления и нашли силу воли не угрохать их в долгосрочные кредиты, продержатся дольше. Вопрос только в том, как долго протянется нынешнее падение экономики.

Хуже всего придется тем самым 18-ти процентам, которым отступать уже сейчас некуда. Голодная смерть им, может быть, и не грозит. Но, подчеркивает Аншаков, падение уровня жизни выражается не только в количественном, но и в качественном измерении.

2
© Владимир Федоренко/РИА Новости


«Современная пищевая промышленность научилась творить чудеса. Она может сдобрить отходы такими вкусовыми добавками, что они сойдут за гусиный паштет. На упаковке, разумеется, скромно укажут, что паштет содержит „комплексную пищевую добавку“. То же самое касается добавок в молоко, молочные продукты, хлеб и во что-угодно», — предупреждает он.

«Трудное счастье» властей состоит в том, что население, как это ни цинично звучит, привыкло к низкому уровню жизни и воспринимает отдельные «тучные» периоды как что-то временное и нетипичное. В начале 21-го века россияне в этом смысле жили нетипично хорошо, а «рожденные не в СССР» вообще воспринимают благополучие именно как норму. И в этом их беда.

Тройка, куда несешься ты

Парадоксально, но факт: поколение, помнящее талоны на всё и очереди за всем в последние годы СССР лучше подготовлено к предстоящим трудностям: жизненный опыт — вещь бесценная, на тренингах не обретаемая.

Секретный доклад ЦК КПСС извещал, что 75% населения страны находились за чертой бедности.

Доля российских семей, в которых нет никаких сбережений, выросла до рекордного показателя 73%, сообщал в марте исследовательский холдинг «Ромир». То есть советский «уровень дна» практически достигнут.

3
© Игорь Михалев/РИА Новости

Отдай незаработанное тяжким трудом

Молодежи трудно понять, что снижение уровня их жизни (невозможность покупать все новые гаджеты, ездить за рубеж и пр.) — это не божья кара, а наоборот, возвращение общества на круги своя, в типичное, где-то даже кармическое для него состояние «несения креста своего».

Россияне же, в подавляющем большинстве, не заработали тех денег, которые оказались в их карманах в начале 2000-х. На них (как и на жителей других нефтедобывающих стран) просто пролился золотой дождь природной ренты. Деньги в страну закачивала тонкая прослойка граждан, имеющих отношение к нефтегазовому экспорту, а «среднему классу» перепадали крошки с барского стола, которые этот класс гордо и безосновательно считал заработанными тяжким творческим трудом.

В середине апреля первый зампред ЦБ Ксения Юдаева указала, что Россия столкнулась с объективными проблемами, которые будут препятствовать экономическому росту. Виноваты, по ее словам, не партия и правительство, а демография: трудоспособное население каждый год уменьшается на 900 тыс. человек.

«Российский рынок труда оказался не готов к вызову взросления рабочей силы, — сказала тогда Юдаева. — Российские работодатели уделяют недостаточно внимания обучению сотрудников старше 40−45 лет». А молодежи, которая может прийти к ним на смену, просто нет физически.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+14

 

   

Комментарии (50)

  • Strelok
    Strelok 29 апреля 2016

    Так когда в СССР всё исчезло с прилавков, но базы были затоварены, а продукты, которых якобы не хватало уничтожались? А тогда когда было принято решение, наверху, слить СССР! А чтобы граждане не сильно сопротивлялись, то "помочь" им. Сказки про то что это была экономическая необходимость, сказка для дебилов! Это как сказка про рыночную нефть - мировая цена падает, но цены на бензин в России всё равно растут! Спросить бы теперь всех граждан - ну, что сынку помогли тебе ляхи от капитала?? ))

    Ответить
    11 +
  • Че
    Че 29 апреля 2016

    Помню знакомый рассказывал. В то время учился и подрабатывал на разгрузке вагонов (в Москве, кстати). И вот как обычно приходят они как-то летом 1991 подработать, а им говорят: "Сегодня ничего разгружать не надо. Держите по 50 рублей и можете идти домой". А полные вагоны со жратвой в это время стояли на путях.

    Ответить
    9 +
  • Игорь
    Игорь 29 апреля 2016

    Если я вас верно понимаю, то решение слить СССР было принято в начале 1970-х, и понадобилось еще два десятилетия, чтобы решение претворить в жизнь

    Ответить
    5 +
  • Strelok
    Strelok 29 апреля 2016

    Я не могу сказать точно, что в начале 70-х, может и раньше. Но мне в 1981 году довелось встретиться на одном мероприятии с западным немцем. Разговорились, а он был в годах, оказалось что он у нас воевал. У меня батя своих не догнал, пришёл от границы и тоже воевал, но уже в разведывательно - диверсионной группе против Абвера. И как то разговор повернулся, что он мне сказал что СССР бельмо на глазу. Все вынуждены ориентироваться на Западе, с учётом прав трудящихся и положения рабочих в СССР. Что есть задача перед ЦРУ развалить любым способом СССР. Но в открытую этого делать не будут, сильны воспоминания о встречах с советскими солдатами. А будут работать через верхушку. Я это хорошо запомнил. И вспоминал и когда вдруг больных старцев стали ставить на пост и как бы вдруг Горбачёв пришёл! Я единственный на заводе, при объявлении что на пост генсека выбрали Горбачёва, при свидетелях сказал, что стране скоро будет конец! А все мне , да ты что! Ты смотри, сам ходит, сам с народом говорит. Но жизнь показала, кто был прав. Теперь когда встречаемся, всегда спрашиваю, ну как помог сам ходящий, сам говорящий?? ) Вот подлинная история. Но я думаю, что решение было во времена Хрущёва! Но тогда поняли, что если будет фальстарт, то второго шанса не будет! Ещё сильно было воспоминание о войне!

    Ответить
    4 +
  • Максим
    Максим 29 апреля 2016

    Стрелок, а можно поконкретней про затоваренные базы? Желательно с историческими документами. В силу ряда обстоятельств, я много о чем знал во времена СССР, но баз с горами качественных товаров не помню. Были распределители для узкого круга, но там и было товаров на узкий круг. И все тянулись за импортом.

    Ответить
    12 +
  • Strelok
    Strelok 29 апреля 2016

    Не надо мне по ушам чесать. Я в ЦК не работал, чтобы документы предоставлять. А знакомые были, у кого родня на базах сидела. И что хочешь можно было купить. Да. Видиков не было, но приёмники и на западе брали. Не говоря уже про часы, электробритвы и т.д. А уж про ГОСТы на товары питания, вообще молчу. Западные отбросы, это сегодняшний удел русских.

    Ответить
    8 +
  • Игорь
    Игорь 04 мая 2016

    Воти получается, что у всех были знакомые и знакомые знакомых, но при этом никто сам про себя сказать не может, что страдал от советского изобилия.

    Ответить
    3 +
  • Strelok
    Strelok 04 мая 2016

    А меня никогда не интересовала затоварка хрусталём, коврами и т.д. Всё что надо было для учёбы и спорта, можно было купить не напрягаясь! ) Голодных в стране не было! Пусть кто то скажет, что это не так! Хотелось нарезное оружие, как на севере, но обходились и гладкоствольным. Так что если и были какие то желания, то не критичные. Зато можно было объехать весь СССР. Цена билета позволяла.

    Ответить
    3 +
  • Ольга
    Ольга 30 апреля 2016

    Был такой питерский тележурналист, который потом, правда, продался и естественно скурвился, сейчас размордел и никому не нужен. Но тогда он постоянно показывал кадры именно такого затоваривания и намеренного доведения до порчи. Возможно, все это было постановочное, чтобы подготовить народ к тупому стоянию возле Белого дома в 91-м.

    Ответить
    1 +
  • Ольга
    Ольга 30 апреля 2016

    Это как убийство Кеннеди и башни-близнецы. Лет через 100 рассекретят документы и станет ясно что и как

    Ответить
    0 +
  • Ольга
    Ольга 30 апреля 2016

    Согласна с вами. К тому же оказывается на нас на всех в 2000-х "пролился золотой дождь природной ренты". Назвали бы по именам промокших под этим дождем

    Ответить
    4 +
  • Игорь
    Игорь 04 мая 2016

    Видимо, это те же самые, кто лоснился от изобилия в советские годы

    Ответить
    1 +
  • vlandin
    vlandin 29 апреля 2016

    СССР периода с 1950 по 1961 год - образец развития народного государства. Мешала только руководящая роль партии. Сталин решил это искривление устранить, за что был убит. Вернуться к тем правилам жизни откорректированным с учетом последующего опыта было бы правильно. Население это понимало при голосовании по референдуму о СССР, при выборах президента, когда доверились Зюганову, а он предал, понимает и сейчас. Людям нужен жесткий порядок в стране, когда нельзя воровать, спекулировать, эксплуатировать людей, как сейчас: работай, сколько скажу и получи, сколько дам. Скоро, совсем скоро это поймут молодые. Жареный петух уже клюёт. Теперь на жвачке и джинсах молодых не разведёшь и не прикупишь.

    Ответить
    5 +
  • Игорь
    Игорь 29 апреля 2016

    Это рабам нужен жесткий порядок. Интеллигентный и уважающий себя человек не ворует и не спекулирует не потому, что он боится наказания, а потому, что у него есть то, чего нет у раба: чувство собственного достоинства.

    Ответить
    9 +
  • Анастасия
    Анастасия 30 апреля 2016

    Система заставит,. Если нет,то зачем Вы такой "порядочный" ей(системе) нужны? Чисто философское наблюдение,ни чего личного.

    Ответить
    2 +
  • fenix-girl
    fenix-girl 30 апреля 2016

    На систему валить хорошо, когда нет чувства собственной ответственности. При социализме лодыри и алкоголики были, при рынке имеются. Какую систему вам подать, чтобы работать хотелось?

    Ответить
    3 +
  • Игорь
    Игорь 04 мая 2016

    "Не стоит прогибаться под изменчивый мир..."

    Ответить
    0 +
  • Че
    Че 30 апреля 2016

    Да ладно сказки рассказывать. Природа человека очень непредсказуемая штука. И поступки его непредсказуемы и противоречивы. А потому, если он не ворует по душевным соображениям сегодня, то это не гарантия, что он не будет делать этого завтра. Особенно если в его руках оказывается власть. Рисуемое вами государство состоящее сплошь из интеллегентов не способных к плохим поступкам, даже больше чем утопия.

    Ответить
    5 +
  • fenix-girl
    fenix-girl 30 апреля 2016

    Власть - серьезное испытание для человека. Пока сидит внизу в своей хибаре - честнейший человек! А дай ему кресло, начинается трансформация. Не зря ж у нас родилась поговорка: дать человеку портфель в зубы. Не каждый способен это испытание пройти на прочность.

    Ответить
    0 +
  • ser-vak
    ser-vak 30 апреля 2016

    Вы же сами выступаете против ответственности власти перед избравшим её народом, потому что вас устраивает безответственная власть!

    Ответить
    4 +
  • Игорь
    Игорь 05 мая 2016

    Видимо, государство,состоящее сплошь из рабов, вам больше по душе

    Ответить
    1 +
  • fenix-girl
    fenix-girl 30 апреля 2016

    Редкий случай, когда я соглашусь с Серебряным. Кнут нужен тем, кто работать не любит. Боюсь ошибиться, но, кажется, СССР был единственной страной, где была введена трудотерапия. В Союзе тунеядство считалось преступлением, Бродскому даже ссылку пришлось пережить. Как только наступило послабление, сколько бомжей появилось на улицах! И среди них половина трудоспособного возраста, а то и вовсе молодых. И не надо все валить на перестройку. Перестройка коснулась всех, но не все опустились. Люди с высшим образованием не гнушались унитазы мыть. Заставь сегодня попрошайку мыть унитазы - оскорбится!

    Ответить
    5 +
  • Strelok
    Strelok 30 апреля 2016

    А за что удали невинный пост, про неватных интеллигентов? ))

    Ответить
    1 +
  • Бенджамин
    Бенджамин 30 апреля 2016

    Нарушение п. 2, 5, 9 правил.

    Ответить
    0 +
  • ser-vak
    ser-vak 01 мая 2016

    А тексты удалённых комментов нельзя на личной страничке оставлять и с примечанием за что удалено? А то ведь не всегда и сразу вспомнишь, что удалили. Я тут то же хотел возмутиться из-за удалённого комента, а потом вспомнил, что удалили правильно - при написании коммента случайно отправил его недописанным. Сам хотел его удалить, но нет такой функции. Может предварительный просмотр комментов перед опубликованием добавить? На других сайтах это применяется

    Ответить
    0 +
  • Бенджамин
    Бенджамин 01 мая 2016

    Пока что технической возможности это реализовать нет, но мы будем думать над улучшением интерфейса. Идея хорошая, спасибо.

    Ответить
    1 +
  • Ольга
    Ольга 30 апреля 2016

    Позвольте спросить, если вдруг грянет реальный голод, вы, чтобы прокормить семью, будете как Киса с протянутой рукой просить "Жё не манж па сис жур" или все же крадете?

    Ответить
    0 +
  • Игорь
    Игорь 04 мая 2016

    Летом 1990-го я с женой и 2-летним сыном жил в Александрове Владимирской области. Там был реальный голод: в магазинах не было ничего кроме лимонада "Колокольчик". Ближайшая еда была в Загорске, это 45 мин на электрихе. Но проблема осложнялась тем, что в Московской области были введены карточки покупателя, и без подмосковной прописки еду не продавали. Поэтому я ездил в Загорс и обратно со свидетельством о рождении ребенка и жалобил им тамошних продавщиц продать мне 500 г пельменей и банку сметаны (потом как ракета обратно в Александров, чтобы они не успели разморозиться). И так каждый день. От je ne mange pas six jours это по ощущениям мало отличалось.

    Ответить
    1 +
  • Виктор
    Виктор 29 апреля 2016

    Бред сивой кобылы: "Россияне же, в подавляющем большинстве, не заработали тех денег, которые оказались в их карманах в начале 2000-х." Посмотрите на количество долларовых миллиардеров в России! Если бы кое-кто не покрывал такое ненормальное распределение благ, то россияне вполне жили бы на высоком уровне. Россияне заработали все те деньги, которые сейчас находятся в карманах узкого круга лиц!

    Ответить
    6 +
  • fenix-girl
    fenix-girl 30 апреля 2016

    Миллиардеры живут с доходов от полезных ископаемых. В начале 90-х раздали предприятия в частные руки, сейчас подсчитываем потери в своих карманах. А что касается "россияне заработали все те деньги...", то производительность труда в РФ в 4 раза ниже европейской. И пенсионный возраст ниже на 10 лет. И чем же и когда мы успели заработать эти миллиарды? Неча на зеркало кивать, коли рожа крива.

    Ответить
    3 +
  • ser-vak
    ser-vak 30 апреля 2016

    Откуда производительность труда в гейропе, если они ни чего не выпускают??? Все товары изготовляют в Юго-Восточной Азии, а в Гейропе только бренды лепят

    Ответить
    1 +
  • Сергей
    Сергей 29 апреля 2016

    Автору следует открыть глаза пошире и посмотреть статистику. Потребление мяса в России в условно докризисном 2013 году уступало потреблению в СССР в 1990 году – 65 кг на человека против 75 кг.

    Ответить
    5 +
  • Максим
    Максим 29 апреля 2016

    Нам в институте препод рассказывал, как считали тогда статистику. Хотя, и сейчас ее поди также считают

    Ответить
    3 +
  • Lialia2012
    Lialia2012 29 апреля 2016

    Можно посмотреть иностранную статистику, если отечественной нет доверия. ИЧР рассчитывается ООН, этим индексом пользуются во всём мире. Союз до горбачевских реформ стабильно входил в двадцатку стран по уровню жизни, в 90-ом году скатился на 26-е место, к 95-му мы были уже на 56-ом, в 2014 - на 50-ом. Так что нам до СССР ещё расти и расти.

    Ответить
    9 +
  • Сергей
    Сергей 30 апреля 2016

    На этот комментарий вам ничего не ответят =)

    Ответить
    4 +
  • Че
    Че 30 апреля 2016

    Вот она разница. Ваши познания о том, как жилось в СССР складываются из источников "кто-то рассказывал". А большинство здесь отписавших по себе помнят тот период. Да ворам и спекулянтам тогда жилось гораздо тяжелее, чем сейчас. Тунеядцам тоже. Остальным жилось, очень даже нормально жилось.

    Ответить
    6 +
  • Игорь
    Игорь 04 мая 2016

    Вы сейчас очень обидели моих родителей. Они не просто не были ворами или спекулянтами, а как раз наоборот, убежденными "советскими людьми", искренне верящими (до поры) в ум, честь и совесть их эпохи. И при этом мясо у нас бывало дома только о праздникам. Я помню, как родители решали, на что потратить последние 28 копеек до зарплаты: купить ли два батона хлеба или книжку "Проверьте свои способности" ))) В 5-м классе, когда в учебнике математики попалась задача "Мальчик купил килограмм апельсинов", весь класс ржал до истерики - потому что большинство моих одноклассников апельсины видело только на картинках. Вы не помните советский анекдот про мальчика, который плакал оттого, что в СССР дети живут так счастливо, и он тоже хочет жить в СССР?

    Ответить
    5 +
  • Strelok
    Strelok 04 мая 2016

    Уточните год. Если скажете что это 50-е, 60-е, 70-е, то вам не поверит тот кто жил в это время! Я например. И жил и живу, не в столице. Если 90-е, особенно начало, то да.

    Ответить
    2 +
  • Че
    Че 04 мая 2016

    Видимо мы жили в одно время в каких-то параллельных мирах. Вы в голодном подмосковье, а я в г. Свердловске, где не почему-то не было тех совсем пустых полок. Может разносолов и не богато было, но с голоду точно не страдали (картошка, яблоки, макароны, хлеб и как минимум остальное необходимое было и по доступной цене). А эти рассказки и показки как на пустую витрину кидают одну курицу и толпа ее норовит схватить - для подрастающих, чтобы не дай бог еще раз не вздумали у буржуев награбленное оторвать (да и причина мной написана выше в одном из постов, читайте). А так и не за чем - ведь там было все хуже, чем сейчас при дерьмойкратии. Вы, говорите, тогда не знали куда 28 копеек деть. А мы сейчас не знаем. То ли пешком ходить, чтобы хлеб купить, то ли в трамвае, но без хлеба куда-нибудь проехать. А вообще сытый голодного никогда не поймет. Пробуйте прожить на 10 тыс. в месяц даже на человека и не забудьте от этого сразу 4-5 тыс. на коммуналку отправить. А даже по официальным данным каждый 5 сейчас получает меньше. Так что сытый голодному - не товарищ. Но при таком подходе, время все расставит на свои места и сытое меньшинство будет жалеть о том, что довело до этого голодное большинство.

    Ответить
    4 +
  • fenix-girl
    fenix-girl 30 апреля 2016

    Я не читала статистику, но помню, как стояла в очереди за яйцами в начале 90-х. А при Хрущеве стояла в очереди за сахаром и белым хлебом. И меня статистика не кормила.

    Ответить
    4 +
  • Сергей
    Сергей 30 апреля 2016

    Ну да, в магазинах ничего не было, а в холодильниках все у всех было. Щас ситуация обратная. Это следствие брежневского маразма и огромной теневой экономики. Между производством и потребитетелем стояли бюрократы и спекулянты, отсюда такое положение дел.

    Ответить
    4 +
  • fenix-girl
    fenix-girl 30 апреля 2016

    " у всех все было" - это вы переборщили. А если было что-то в холодильнике при пустых магазинах, то или приобретали из- под полы, или по блату.

    Ответить
    0 +
  • Игорь
    Игорь 04 мая 2016

    Вероятно, вы кушаете статистические отчеты. В СССР тоже люди в основном ими питались.

    Ответить
    3 +
  • Юный слесарь
    Юный слесарь 29 апреля 2016

    Воруют.

    Ответить
    1 +
  • Александр
    Александр 29 апреля 2016

    как только спекулянтам-торгошам стали давать свободу стали исчезать товары для того чтобы повышать цены и менять на более дорогие товары с87года это началось СССР был только на бумаге если у нас будут зарплаты как в СССР и товары такого же качества так сразу будет страшный дефицит .

    Ответить
    5 +
  • Lialia2012
    Lialia2012 29 апреля 2016

    Совершенно согласна, настоящий СССР был до 1985 года, дальше пошёл планомерный развал экономики, что стало остро ощущаться в 86-87 годах.

    Ответить
    7 +
  • Игорь
    Игорь 04 мая 2016

    Если то, что было до 1985, это был настоящий СССР, то я вдвойне рад, что он развалился к чертям.

    Ответить
    1 +
  • Че
    Че 04 мая 2016

    Прикинтье, а я нет. Так, что счет как минимум 1:1.

    Ответить
    1 +
  • Игорь
    Игорь 04 мая 2016

    Боевая ничья, победила дружба

    Ответить
    1 +
  • Бобринский
    Бобринский 30 апреля 2016

    Статья провокационная по сути и по стилю. Видимо должна подготовить общественность к мысли, что работать оно должно еще больше и дольше, быстрее и за двоих, на пенсию не расчитывать и вообще, не заслужили, И это ради того, чтобы та маленькая группка граждан, которых и обслуживают все эти юдаевы, сохранили свои сверхдоходы, При Советах не было такого дикого имуществееного расслоения и это сегодня кажется более справедливым. Иавенство в условной бедности, тем не менее давало равенство на старте. Сегодня об равности возможностей чешут те же рты, что и про справедливую невидимую руку рынка. Так что если мы куда и идем, то вперёд в СССР. Обойдется ли без экспроприации и перераспределения и робеспьерства? Не знаю-не знаю, И про ссудный процент, как двигатель прогресса не знаю. Это только юдаевы верят в его магическую силу. Ума то бездна. Олигархи уже наелись, им рисковые инновации на фиг не нужны. Низы тем же ссудным процентом удушены - их премию за риск юдаевы себе на хлеб намажут. Так что, статья либо для отвлечения внимания, либо просто с испугу написана

    Ответить
    6 +