Войти
Войти через социальные сети
Войти как пользователь «Ридус»

У вас еще нет логина? Зарегистрируйтесь!
Забыли пароль? Восстановить

Свернуть меню

Как ведется пропаганда в российских СМИ за бюджетные средства ФРГ

23 марта, 10:35 | Илья Ухов

Редакция «Ридуса» не имеет отношения к проведенному политологом Ильей Уховым расследованию, нижеизложенный материал и приведенные в нем расчеты — его личная позиция, которую редакция агентства может не разделять, но дает площадку для публикации, как гражданскому журналисту и колумнисту.

Западные политики и представители крупных СМИ любят обвинять Russia Today в ведении пропагандистских кампаний в странах Евросоюза и США, якобы, в ущерб объективности и в нарушение принципов журналистской этики.

При этом сами западные СМИ в этот момент изрядно лукавят. Поскольку в отличие от своих коллег из России (действующих открыто и прозрачно) осуществляют системную и порой сознательно не афишируемую пропагандистскую работу на территории нашей страны за десятки миллионов евро и долларов из бюджетов собственных государств.

Сегодня речь пойдет о широко известной немецкой вещательной корпорации DW (Deutsche Welle), известной в России также как «Немецкая Волна». В её деятельности на территории РФ имеется ряд примечательных фактов, о которых, по моему мнению, должна знать российская общественность, не питая иллюзий относительно пресловутой «объективности» европейских и ряда наших «независимых» СМИ. Итак, начнем.

Справка: Deutsche Welle является государственной немецкой международной телерадиокомпанией, ориентированной на зарубежных зрителей и слушателей. Помимо теле- и радиовещания DW поддерживает сайт на 30 языках и имеет собственную академию. Штаб-квартира расположена в Бонне, основная студия — в Берлине.

Внимание! Согласно ежегодному отчету немецкой компании за 2014 год DW получила дополнительные 278,5 млн евро из федерального бюджета Германии под пропагандистскую деятельность. Дополнительные средства были привлечены, в первую очередь, для работы DW в России, Украине, Африке и арабском мире.

Желающим изучить оригинал, идти сюда — страница 8-я доклада.

С точки зрения объема государственных ассигнований, выделение 278,5 миллионов евро является шагом беспрецедентным, так как по результатам финансового отчета DW за 2014 год всего на деятельность DW было выделено 311 миллионов евро, то есть сумма под «специфические задачи» вещания на Россию, Украину и Ближний Восток составляет около 90% всех средств немецкой госкомпании.

Ну, а далее начинается самое интересное. Deutsche Welle в России помимо собственных кабельных частот использует для продвижения своего контента телеканалы (и, соответственно, их частоты) РБК и «Дождь».

Одной из площадок по продвижению контента DW в российских СМИ являлась программа Geofactor aktuell, которая транслировалась на «Дожде» по особому расписанию — без анонсов и предварительного появления в сетке вещания. Итак, вот немцы сами признают, что Геофактор транслируется на площадке «Дождя».

Мало того, функционеры DW, отчитываясь перед Бундестагом за выделенные ассигнования, открыто говорят о том, что еще, начиная с 2011 года, идет планомерное продвижение материалов, созданных корпорацией DW, на российских телеканалах, в первую очередь РБК-ТВ и «Дождь», о чем есть соответствующие записи в финальном отчете перед парламентом за 2013 год. При этом подчеркивается, что представители DW будут выступать в роли экспертов на российских телеканалах и продвигать немецко-европейскую точку зрения на текущие политические события.

Идем дальше. Помимо так сказать «окучивания» российских телеканалов, руководство «Немецкой волны» сообщает собственным парламентариям и о распространении материалов DW в российском информационно-аналитическом сегменте интернет-изданий. В качестве результата работы немецкой госкорпорации приводятся факты сотрудничества с порталами Newsru.com и Lenta.ru, а также еще 41 партнером, названия которых не указываются.

Яркий пример — телеканал «Дождь». Сотрудничество с ним, Deutsche Welle прямо аргументирует его «антикремлевской позицией», что делает канал «основным партнером в вещании программы Geofactor aktuell».

В последнем на данный момент отчете DW перед бундестагом за 15 декабря 2015 года (отчет об обновлении программы развития до 2017 года) подтверждается информация о сотрудничестве с «Дождем» и «РБК».

Кроме того, подтверждается факт того, что деньги на вещание DW в России выделили Правительство ФРГ, Бундестаг, а также МИД ФРГ. Также упоминается, что DW предоставляет комментарии от известных российских журналистов, например, Олега Кашина и Константина Эггерта.

«Несколько раз в неделю журналисты DW принимают участие в новостных передачах российских ТВ-партнеров РБК и Дождь. С августа 2015 года журналистка Жанна Немцова, дочь убитого в феврале 2015 года в Москве российского политика Бориса Немцова, расширяет русскоязычную редакцию DW».

http://dip21.bundestag.de/dip21/btd/18/071/1807124.pdf

Между тем, анализируя то, каким образом осуществляется продвижение материалов DW в российских медиа- и интернет-сегментах информационного пространства, можно выделить несколько базовых сценариев.

Во-первых, это механизм предоставления тем или иным телеканалом определенного «куска» эфирного времени, в рамках которого идет трансляция исключительно предоставляемого DW контента — в случае «Дождя» речь идет об упоминавшейся уже программе Geofactor.

А вот, собственно и скрин уже новостного выпуска DW на «Дожде, причем, как видно, по весьма актуальному сейчас политическому информповоду.

А вот сюжет об убийстве ребенка няней в Москве. Акцент в материале сделан на том, что по российским федеральным каналам новость не проходила. Немецкий эксперт Ио Гребель дает комментарий на тему того, что такие события освещать необходимо, приводятся примеры освещения немецкими СМИ подобных ситуаций.

Второй механизм продвижения медиа-контента «Немецкой волны» — это перепечатка ее материалов в крупных российских интернет-изданиях, который прямо фигурируют в отчетах DW в качестве его партнеров. Так, наиболее масштабное сотрудничество такого формата происходит с РБК, за февраль 2016 года на сайте РБК было опубликовано 13 материалов подобного характера. На сайте Lenta.ru — 7, Дождя — 4, на Newsru.com — 1 новость. Аналогичные показатели за прошедший год: Lenta.ru — 80 материалов, Дождь — 18, Newsru.com — 15 новостей.

В качестве примера такого рода взаимодействия можно привести историю с возбуждением уголовного дела против журналиста Первого канала Ивана Благого, которого немецкие власти заподозрили в разжигании антимигрантских настроений, хотя буквально на днях дело развалилось, а прокуратура Берлина никакого состава преступления в действиях российского журналиста не нашла. Вот, сначала, новость появилась на базовом сайте Deutsche Welle.

После чего начинается медийный «посев» по партнерским СМИ. Первым, что и неудивительно, выступает РБК.

Через две минуты новость выходит уже на Ленте.ру

Еще через две минуты на «Дожде»:

Итак, что мы имеем в сухом остатке, после рассмотрения деятельности немецкой государственной вещательной корпорации DW на территории России.

  1. Учитывая масштаб финансирования правительством ФРГ нужд своего медийного госконцерна и тот факт, что материалы DW выходят в коммерческих изданиях и на телеканалах, известных своей довольно жесткой позицией в отношении монетизации просмотров (тот же «Дождь»), можно обоснованно предположить, что материалы DW размещаются там не за красивые глаза и не под разговоры о «демократии» и «свободе слова».
  2. Это означает ни много ни мало, а ведение иностранным государством прямой политической пропаганды на территории России, причем скрытой под маской СМИ-партнеров и «выражения экспертного мнения», которое почему-то обставляется необходимостью «антикремлевской позиции», что делает ее носителей ключевыми партнерами DW.
  3. Читатель может спросить, почему же это пропаганда. Да потому что само правительство Германии, руководство DW в своих отчетах Бундестагу открыто признают, что целью деятельности «Немецкой волны» является продвижение «европейских ценностей», что уже предполагает определенную политическую индоктринацию.
  4. Настораживает тот факт, что в последних документах, посвященных развитию DW на территории России, говорится о расширении сетки вещания телеканала в качестве приоритета работы СМИ. Таким образом, правительство ФРГ, являющееся владельцем DW, планирует и далее активно вкладываться в обработку умов россиян и привитие им «немецко-европейской позиции».

Как вы могли уже узнать из моего текста, упрощенно схема выглядит так…

© Илья Ухов

И вот тут, как мне кажется, важно не только своевременное реагирование профильных государственных органов.

Необходимо, чтобы само общество, и в первую очередь, журналистская профессиональная корпорация, давали соответствующие оценки а, в нужных случаях, и отпор политической пропаганде, как и стремлению навязать нам чуждые ценности и интерпретации. В этой связи, кстати, было бы интересно услышать оценку описанных мною процессов и от недавно созданного профсоюза журналистов и сотрудников СМИ.

Что же происходит, когда дело спускается на самотек, можно наблюдать по ситуации в соседней Украине, где десуверенизация информационного пространства привела к сначала силовому перевороту, а потом и, по факту, развалу страны. Оно нам надо?

Сохранить
в других СМИ

Комментарии (21)

Для комментирования новости авторизуйтесь
или войдите через социальные сети:

Власть играет в либерализм. Но может заиграться так, что придется прибегать к реальному насилию вместо того, чтобы купировать негатив заранее.

...... и это всё, о чём догадались авторы статьи...????)))...
.... а германские эмиссары, всех мастей и уровней, раскатывающие по всей России, проводящие всякие симпозиумаи, встречи, конференции ....????..... ослепли ????.... вывесили как красную тряпку Госдеп, и кидаться на её, а "партнёр" тихо делает своё дело, им есть за что мстить. персонально нам, ибо если бы не было нас, то Третий Рейх был бы жив, наглосаксы бы договорились с Гитлером...
...кстати, Ридус, а почему Вы умалчивает, что это именно Берлин готовил госпереворота на б/Украине ?, что именно Меркель, Штайнмайер, фонд Аденаудера...там засвечены везде, что именно немецкая клиника "Шарите" фальсифицировать диагнозы и состояние здоровья воровки на доверии Тимошенко , именно эмиссары Берлина ворошили политситуацию на б/Украине, требуя освобождения Тимошенко, открыто готовили Кличко на роль президента, именно Штайнмайер возглавлял ту шоблу, которая пыталась нам запудрить мозги перед сдачей Януковича ????
..... Бон не простил нам итоги Второй мировой, Европу он уже вернул себе, Прибалтика отжал, вторгся на Украину....и активно работает на всех уровнях на дальнейшим "дранг нах Ост".

Вот скотины, хоть бы поделились с нами!
Ведь спонсорам не нужно знать куда они сливают все....

И после этого Запад еще что-то говорит о российской пропаганде?! Германия и США нагло вмешиваются во внутреннюю политику России и пытаются свое пропагандой через агентов расшатать ситуацию в стране. Народ постоянно агитируют на свержение власти, по примеру Украины. Но этот номер не пройдет! Ученые уже!

Нам бы определиться кто из России поддерживает такие СМИ, типа "Дождя" и аналогов. А немцы богатые пусть раскошеливаются, на туфту.

История с германским медиахолдингом Deutsche Welle, это не первый пример того, как Запад пытается влезть в дела России. И самое интересное то, что Германия даже не скрывает, что спонсирует оппозицию и подобного рода СМИ. И делает она все это для создания антироссийской пропаганды прям в России. Через подобные организации Германия пытается влезть во внутренние и внешние дела страны, дискредитировать деятельность Кремля, и устроить хаос в обществе.

Теракты в странах Европы явный показатель, того, что доигрались - со своими "грязными" войнами и интеграцией, не интегрируемых вещей.

Лучше бы он внимательней занимались защитой своих граждан, а не подрывной деятельностью в чужих странах.

Пока Европа вкладывает деньги в информационную пропаганду в РФ, смертники взрываются в метро и аэропортах Брюсселя. Стоит задуматься, а в правильное ли направлении движется Европа!

Куда катится мир...все покупается и продается....Дождь и РБК одумались бы лучше, а не Западу продавались!

Жаль, конечно, что об этом не будет громких репортажей по центральным каналам.Такого условия в сми, хотите денег покажите позицию, вот и приведен список с ми которые работали на благо запада

Да уж, ФРГ подрастратились на то, что бы грязи побольше в России выливалось

Дак может прикрыть шаражки типа Эхо Москвы, Дождь и всякие там свободные радио, мне лично надоело слушать и читать, как мы плохо живём и как надо все побыстрее продать/отдать Америке и Европе, нахрена нам такая свобода, если мы в глазах запада в ЛЮБОМ случае тоталитарная страна?

Свободу Юрию Деточкину!

картинки обновите, не показывает.