Ученые объяснили успех «сонных мутантов»

Принято считать, что в норме продолжительность сна для здорового человека — 8 часов. Однако все люди разные, и кто-то спит больше, кто-то меньше. Конечно, это зависит от многих факторов: от степени усталости, сытости, наличия или отсутствия каких-либо болезней и т. д.

Современная же наука утверждает, что потребность в количестве сна в большей степени зависит от генов и передается по наследству.

Как отмечает американское издание The Huffington Post, ученые обнаружили целый ряд удивительных способов влияния генов на сон.

1. Short-sleepers — люди, которым достаточно 4−6 часов для сна

В 2009 году исследователи из Университета Калифорнии обнаружили генетическую мутацию, которая позволяет некоторым людям полностью высыпаться за незначительный промежуток времени — им достаточно 4 часов сна в сутки, чтобы быть бодрыми весь день.

По оценкам специалистов, людей, которых они еще называют специальным термином sleepless elite (неспящая элита), всего 1−3%. Эти «сонные мутанты» всегда спят мало, даже когда есть возможность (на выходных).

Такие люди энергичны, оптимистичны, амбициозны, у них другие циркадные ритмы, повышенный метаболизм (что ведет к худощавости), пониженный болевой порог и повышенная психологическая устойчивость.

Таких людей в обществе прозвали «светоходящими» в честь выдуманных существ — полулюдей-полувампиров.

Short-sleepers часто достигают успеха благодаря чрезвычайной активности, а «виной» тому — ген hDEC2, который следит за тем, как скоро человек должен проснуться.

2. Депрессия и сон связаны одним геном

Группа ученых вычислила ген, который отвечает за способность человека адекватно чувствовать себя при длительном бодрствовании.

Взаимозависимостью настроения и сна люди обязаны гену Period3, или Per3.

Генетики изучили работу PER3 на генномодифицированных мышах, которым в лаборатории изменяли продолжительность искусственного «дня» и «ночи». Выяснилось, что, когда день равен ночи, мыши ведут себя нормально. Но когда день длится 4 часа, а ночь 20 часов, у грызунов с мутацией в PER3 развивается легкая сезонная депрессия. Если же у животных был вообще удален ген PER3, то сезонная депрессия протекает очень тяжело. «Это первая генетическая мутация у человека, которая напрямую связана с развитием сезонного аффективного расстройства. Первое свидетельство того, что расстройства сна и настроения могут иметь общие механизмы», — говорится в заявлении соавтора исследования доктора Луи Пташека, профессора неврологии UCSF.

В геноме человека имеются два варианта гена Per3 — короткий и длинный. Так как в клетках человека имеются две копии каждого гена, то каждый человек может иметь либо две копии короткого гена, либо две копии длинного, либо одну длинную и одну короткую копию.

Короткогенные люди оказались типичными «совами», которые могут просидеть полночи за важной работой, а потом выспаться за 6−8 часов. Носители же длинной разновидности рано ложатся спать и предпочитают активность в ранние утренние часы. Кроме того, выяснилось, что после длительного бодрствования «жаворонкам» для восстановления нужен более длинный и глубокий сон.

3. Гены управляют метаболизмом во сне

Ученым удалось установить, что у некоторых людей есть особый ген — условно названный ABCC9, при наличии которого его владельцу будет требоваться на полчаса больше сна, чтобы полноценно выспаться. Такой ген можно обнаружить только у 20% населения.

ABCC9 также оказывает некоторое влияние при возникновении и развитии сердечных заболеваниях и сахарном диабете и взаимодействует с геном PAX8, регулирующим уровень гормонов щитовидной железы. Люди с недостатком гормонов щитовидной железы часто спят слишком много, а люди с избытком — страдают гиперактивностью.

4. Активные гены бессонницы

Согласно статистике, бессонницей в разные периоды своей жизни страдает почти 45% населения развитых стран, причем почти половина из них нуждается в медицинской помощи.

Ученые идентифицировали ген, который вызывает тяжелую бессонницу, если он сверхактивен. Ген Nmu, продуктом которого является нейромедин U.

Отсутствие гена Nmu приводит к снижению активности в течение дня и более долгому утреннему сну. Увеличение экспрессии этого гена вызвало увеличение как дневной, так и ночной активности.

Исследование показало, что ген не действует через HPA ось, вызывая сильную активацию клеток, которые экспрессируют ген под названием кортикотропин-рилизинг-гормон (КРГ) в стволе головного мозга.

Кроме того, анализ ДНК показал, что женщины значительно чаще передают гены бессонницы своим дочерям. Эти гены были обнаружены у 59% представительниц прекрасного пола, страдавших от нарушений сна. Подобные гены обнаружили также у 38% мужчин, которые признались, что их предки также мучились от бессонницы.

5. Привычки «жаворонков» и «сов» зависят от мутаций в ДНК

Исследование геномов 89 тысяч людей позволило ученым выяснить, почему одни любят просыпаться рано, а другие — отсыпаться с утра. Это различие обуславливается 15 мелкими мутациями в небольшом наборе генов.

Семь из них расположены в окрестностях генов, управляющих биоритмами и процессом сна. Соответственно, можно говорить о том, что склонность вставать рано или поздно носит генетическую подоплеку.

«Генетическую природу „жаворонковости“ подтверждает и то, что дети участников опытов, обладавших этими мутациями, примерно в 1,8−2 раза чаще были жаворонками, чем их сверстники, родившиеся в семьях „сов“, — заявил один из авторов публикации Дэвид Хайндс. — Эти люди могут просыпаться рано и вести активную жизнь с утра. Такие мутации в генах делают их менее подверженными бессоннице, а также продлевают их циркадные циклы и делают их глубокий сон более продолжительным и качественным».

Существует известный метод лечения нарушений сна, который называется Stimulus Control Therapy. Он состоит из следующих шагов:

• Не есть, не пить, не читать, не слушать музыку и не смотреть телевизор на кровати. Кровать должна ассоциироваться только со сном. Исключение можно сделать только для секса.
  • Не принимать кофеин в течение последних 6 часов перед сном.
  • Регулярные физические упражнения, но не позднее, чем за 4 часа до отхода ко сну.
  • Не спать в течение дня.
  • Каждый день просыпаться в одно и то же время (желательно 6−7 утра), без исключений.
  • Ложиться спать, только когда чувствуется усталость.
  • Если не удалось заснуть в течение 10 минут, вылезайте из постели и идите в другую комнату. Почитайте, послушайте музыку, но в спальню возвращайтесь лишь с намерением лечь спать. Спальня должна ассоциироваться только со сном.
  • Первое время новый режим будет даваться тяжело, но это нормально.

• Lialia2012
    Lialia2012 01 марта 2016

Гены генами, а привычки берут своё. По моим наблюдениям одни и те же люди в разные периоды своей жизни могут спать и мало, и много, быть и совами, и жаворонками. Образ жизни диктует, человек приспосабливается.

• Игорь