+1
Сохранить Сохранено 7
×

Дело Геббельса живо: как сегодня манипулируют сознанием масс


Дело Геббельса живо: как сегодня манипулируют сознанием масс

Журналистику называют второй древнейшей профессией, как бы ни относились к этому коллеги по цеху. Во многом это связано с тем, что во все времена одним из основных ее предназначений было донесение до населения точки зрения тех, кому были подконтрольны те или иные СМИ. То есть пропаганда. Однако искусство это зародилось намного раньше. Собственно, то, что мы сейчас воспринимаем как памятники археологии, по большей части является «агитками» древних цивилизаций — пирамиды, триумфальные арки, храмы. Все они несли (и несут) месседж: «Я (или мы), построивший это здание, — велик, знайте об этом и не связывайтесь со мной!».

Подобная монументальная пропаганда была направлена на укрепление позиций во внешней политике. Для того чтобы бороться с врагами внутренними, использовались другие методы: публичные казни, показательные процессы и т.д. Надо сказать, что за многие тысячелетия методы практически не изменились, некоторые из вышеуказанных способов до сих пор используются, например, в Китае и Северной Корее, не говоря уже об «Исламском государстве» (террористическая группировка, запрещенная на территории РФ). Разве что к древнему арсеналу добавились новейшие средства коммуникаций.

Тропами Володи и Йозефа

XX век оказался наиболее продуктивным для формирования пропаганды как методологии, что неудивительно, так как появились не только радио, ТВ и Интернет, но и личности, осознавшие важность медийных коммуникаций. Одним из безусловных гениев нового искусства был Владимир Ленин — искусный оратор, использовавший массовые площадки и печать для донесения своих идей до населения и зарубежной аудитории.

На смену ему пришел Адольф Гитлер, работавший в связке с печально известным классиком пропаганды Йозефом Геббельсом. Во многом первоначальные успехи фашистской Германии связывают именно с этим именем и с той работой, которую он проводил — снимал фильмы, организовывал Олимпиаду, курировал участие в крупных выставках, не говоря уже об организации целого министерства Третьего рейха, которое было заточено исключительно под пропаганду. Успехи нацистского министра были настолько очевидны, что ему пытались подражать и в СССР, и на Западе. Причем после падения Берлина дело Геббельса не погибло.

Так, еще в победном 1945 году датский художник Херлуф Бидструп нарисовал известную карикатуру «Геббельс мертв, но дух его витает над землей», в которой поиздевался над настроем массмедиа Дании, широким фронтом ополчившихся на СССР. Примечательно, что картинка Бидструпа появилась 18 мая (!!!), то есть через 10 дней после победы над Германией, причем в стране, пережившей оккупацию. Сам художник написал по этому поводу: «Дух Геббельса отравлял атмосферу в Дании. Правда, мои произведения не сжигали на кострах, но ретивые борцы за буржуазную свободу снова позаботились о том, чтобы мои книги как политические, так и юмористические не попадали в руки читателей. Даже мои коллеги оказались более солидарными со своими предпринимателями, буржуазными газетами, чем со мной. Они не брали моих рисунков на выставки, которые представляли датских художников в Дании или за границей. Однажды это объяснили тем, что мои карикатуры якобы потеряются на стенах в высоких и светлых выставочных залах Стокгольма».

За прошедшие с той поры семьдесят с лишним лет востребованность методов работы с информацией не потеряла своей значимости. Более того, пропаганда превратилась в целую науку, которой уделяют большое внимание во многих мировых университетах. Например, профильные факультеты или кафедры, где обучают пропагандистов, есть как и в российских МГУ, МГИМО, ВШЭ (и большом количестве заведений попроще), так и в американских (Джорджтаунский и Дайтонский университеты) и европейских вузах.

Дьявол в деталях

В массовом сознании пропаганда непременно связана с ложью. Однако это не совсем так. Безусловно, некоторые особенно одаренные деятели используют прямую ложь в своих пропагандистских целях, как, например, это стало модно в украинских СМИ в последние пару лет, где заголовки «Почему Москва опустела, а Лондон, Рим и Париж внешне все те же?» стали признаком хорошего тона. Такой подход к распространению информации, кстати, называется методом «большой лжи», он призван вызвать у аудитории сильные эмоции и крепко вбить нужные месседжи в массовое сознание.

Аналогичный прием, который часто можно наблюдать в последнее время, — метод «гнилой селедки». Суть этого подхода заключается в том, чтобы вбросить заведомо ложное обвинение, а потом создать вокруг него дискуссию. При этом доказывать действительность первоначального утверждения никто и не собирается. Важным здесь является то, что «тема» начинает гулять уже без подпитки извне, так как вокруг нее собирается свой клуб «защитников», «противников», да и просто «экспертов».

Тем не менее у наиболее квалифицированных бойцов и командиров пропагандистского фронта такие приемы не приветствуются. Объяснение здесь очень простое — неприкрытая ложь быстро дискредитирует источник информации, и аудитория его начинает испаряться. Гораздо более эффективны приемы, в которых используются манипуляции правдивой информацией — недоговаривание, нарушение временной последовательности или «игры» с контекстом.

Например, очень действенным считается метод «40 на 60», придуманный все тем же Геббельсом. Во время Второй мировой войны им была создана радиостанция, которую слушал весь антифашистский мир, будучи в полной уверенности, что она принадлежит британцам. Суть ее работы сводилась к тому, что 60 процентов информации она подавала в интересах антигитлеровской коалиции, а оставшиеся 40 уже в интересах Германии, дезинформируя своих слушателей. Но благодаря доверию к источнику информация воспринималась аудиторией как подлинная. Метод прижился. Сейчас им не гнушаются ни ВВС, ни монструозная машина Голливуда, ознакомившись с продукцией которой можно подумать, что россияне даже на орбиту летают с водкой и балалайкой (фильм «Армагеддон» с Брюсом Уиллисом).

Черное и белое

Безусловно, в России тоже пользуются пропагандистскими методами. В данном случае, ни одна развитая (да и не развитая тоже) страна просто не может без них обойтись в современном мире, поскольку мы живем в информационную эпоху и всей планетой строим постиндустриальное общество. Однако, если проанализировать деятельность российских СМИ, которые можно заподозрить в пропаганде, то она сводится скорее к расстановке акцентов, нежели к прямым дезинформационным вбросам. Опять же против нашей страны развязана такая информационная война, что бездействие в ней было бы равно прямому поражению и, как следствие, приобретению статуса изгоя, в котором вынуждены были доживать свой век практически все страны, бросившие прямой вызов западному миру.

Тем не менее не стоит думать, что весь информационный поток, проходящий перед нашими глазами, является следствием работы пропагандистских машин: в любой стране мира есть честные журналисты, объективно подающие информацию. Просто наша жизнь как потребителей контента стала отличаться тем, что мы имеем возможность самостоятельно судить о том или ином событии, основываясь сразу на нескольких источниках. И если иметь привычку вдумчиво подходить к анализу предоставляемой нам информации, то пропагандистский эффект будет значительно снижен. А мы будем видеть истинную картину мира.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+1

 

   

Комментарии (12)

  • Юный слесарь
    Юный слесарь 24 февраля 2016

    Да,в пропаганде иногда проскальзывает что-то другое.

    Ответить
    0 +
  • бубновый valet козырный
    бубновый valet козырный 25 февраля 2016

    Главное чтобы русский народ доволен был- моя позиция

    Ответить
    0 +
  • Игорь
    Игорь 25 февраля 2016

    Это тонкий троллинг или толстая ирония?

    Ответить
    0 +
  • бубновый valet козырный
    бубновый valet козырный 25 февраля 2016

    Это средней упитанности правда

    Ответить
    0 +
  • Игорь
    Игорь 25 февраля 2016

    "Правда всегда одна - так сказал фараон..."

    Ответить
    0 +
  • бубновый valet козырный
    бубновый valet козырный 25 февраля 2016

    Здесь я не согласный у каждого она своя и в каждой правде спрятана своя сила и вот закон:Силы заключенные в правды - равны не смотря на величину правды и наооборот

    Ответить
    0 +
  • Alex Alex
    Alex Alex 25 февраля 2016

    чем ниже уровень сознания тем больше оно подвержено манипуляции

    Ответить
    4 +
  • Strelok
    Strelok 25 февраля 2016

    Пропаганда будет работать только если за ней есть реальные дела! За Лениным мир и земля, за Гитлером автобаны и рост промышленности. А что имеем сейчас в России? Да кроме войны в Сирии и на Донбассе ничего! Да это пока мобилизует! Но, пока! А впереди что?? Котёл потихоньку бурлит.

    Ответить
    0 +
  • Strelok
    Strelok 25 февраля 2016

    И на закуску о пропаганде: Вот сменила эпоху эпоха, Что же в этом печальней всего? Раньше тайно мы верили в Бога, Нынче тайно не верим в Него. (Николай ЗИНОВЬЕВ, г. Краснодар)

    Ответить
    1 +
  • Strelok
    Strelok 25 февраля 2016

    Это кто то стихи не любит, или правда глаза колет? ) Наивные селяне.

    Ответить
    2 +
  • Вежливые люди
    Вежливые люди 25 февраля 2016

    Это кого-то давно на ХУтор не посылали.

    Ответить
    0 +
  • Strelok
    Strelok 25 февраля 2016

    А разве тем кто на ХУторе слово давали? Сидите и обтекайте! ))

    Ответить
    0 +