Войти
Войти через социальные сети
Войти как пользователь «Ридус»

У вас еще нет логина? Зарегистрируйтесь!
Забыли пароль? Восстановить

Свернуть меню

Кино: в прокат выходит фильм о борьбе с антиамериканской деятельностью

18 февраля, 00:44 | Максим Марков

«Трамбо» (Trumbo)

США, реж. Джей Роуч, в ролях: Брайан Крэнстон, Дайан Лэйн, Хелен Миррен, Джон Гудман, Эль Фаннинг, Майкл Стулбарг, Алан Тьюдик, Луис С. К.

Сайт фильма

Действие фильма «Трамбо» начинается в 1947-м году и к финалу приближается к 60-м. Оно предварено титром, поясняющим поставленную в центр сюжета проблему: во времена Великой Депрессии и Второй мировой войны многие американцы не просто одобряли действия Советского Союза и сочувствовали ему, но сами становились коммунистами. С годами отношение к ним переменилось — и из сограждан с другими взглядами они постепенно превратились в предателей Родины.

Трейлер фильма «Трамбо»

Такого рода предатели проникли во многие сферы общественной жизни, но ответный правительственный удар был сконцентрирован в первую очередь на Голливуде — так как обосновавшиеся там коммуняки с лёгкостью протаскивали свои противозаконные идеи в кино, которое, как известно, было тогда лучшим способом пропаганды. Сейчас это совершенно очевидно, а тогда скорее чувствовалось нутром: весь образ американского бытия, само понятие Великой Американской Мечты, всё, чем на весь мир славятся США, — всё это было вручную создано на Фабрике Грёз, где самым буквальным образом лепили ту сказку, которая в народе впоследствии становилась былью. Так что попади в новые киноленты хоть мельчайшие личинки коммунистической заразы — всеамериканской эпидемии было бы не миновать. Бороться с этим и была призвана специальная государственная комиссия.

Свою активную антисоветскую позицию выразили президент Актёрской гильдии Рональд Рейган и Джон Уэйн, главный кумир своей эпохи. Протесты ряда звёзд уровня Хамфри Богарта были замечены, но не услышаны. С прочих актёров взять, по сути, было нечего — они всего лишь произносили чужие реплики. Сочиняли же «крамолу» сценаристы — на которых и стали шить «красное дело».

Ролик, посвящённый Далтону Трамбо и сыгравшему его Брайану Крэнстону

Далтон Трамбо был в те времена самым высокооплачиваемым сценаристом в мире — но деньги не мешали ему придерживаться ставших запретными взглядов. Расследование антиамериканской деятельности привело его в тюрьму, хотя могло быть и хуже: чету Розенбергов за сотрудничество с врагом приговорили к смертной казни. Правда, те передали Советам атомную бомбу; деятельность Трамбо если и была «бомбой», то замедленного действия, так что его «просто» отлучили от любимой работы.

Фильм рассказывает, как он пережил трудные годы — не спившись и не растратив таланта, он, напротив, увеличил темпы и полностью слился с печатной машинкой. Продолжив писать, он не чурался «киномакулатуры», где качество подменялось количеством: главное, чтобы платили, и не важно, что расценки уже не те, что были прежде. Творя под псевдонимами, порой он отдавал свои сценарии коллегам — которые проталкивали их на большие студии, а потом делились с ним гонораром. Две его работы — «Римские каникулы» и «Храбрец» — были премированы «Оскаром», но ещё долго никто не подозревал, что автором отмеченных сценариев на самом деле был запрещённый автор.

Ролик, посвящённый созданию фильма «Трамбо»

Отдавая дань памяти легендарному коллеге, создатели «Трамбо» вместе с тем напоминают современному зрителю о том, что история склонна неизменно повторяться. «Красная угроза» никуда не исчезала, а костры «охоты на ведьм» если и затихали, то лишь затем, чтобы однажды разгореться снова. Можно как угодно любить свою страну и считать себя патриотом, но когда генеральная линия ставит запрет на свободу мыслей и взглядов, любое высказанное тобой личное мнение может быть направлено против тебя же — особенно в том случае, если оно не совпадает с правильной позицией, одобренной правительственными верхами. Сильные личности при этом пострадают, но не сломаются, слабых раздавит каток истории. Когда жар битвы схлынет, оппоненты, быть может, даже примирятся друг с другом. А потом, дай только повод, всё вновь заиграет по новой.

«Трамбо» — американский фильм, потому что они всё это пережили (и не раз) на собственном опыте. Но порой возникает ощущение, что направлен он не столько к соотечественникам, сколько к российскому зрителю. Конечно, это впечатление обманчиво, но всё же — как много здесь параллелей с окружающей нас действительностью!.. И если б чужой опыт учил, эта картина могла бы оказаться бесценной.

Сохранить
в других СМИ

Комментарии (0)

Для комментирования новости авторизуйтесь
или войдите через социальные сети: