+3
Сохранить Сохранено 7
×

Личные автомобили уходят в прошлое: что придет им на смену


Личные автомобили уходят в прошлое: что придет им на смену

Комфортное передвижение по городу, особенно в случае, если это не просто город, а мегаполис, сегодня можно смело отнести к разряду все более дефицитных ресурсов, наравне с чистым воздухом и вкусными натуральными продуктами.

Единого мнения о комфортном передвижении по мегаполису не существует, кого-то могут раздражать дорожные пробки и припаркованные у обочины автомобили, кого-то переполненные вагоны метро и утомительное ожидание трамвая на остановке.

Именно поэтому в городах мира все чаще появляются совершенно новые виды городской мобильности, многие из которых уже претендуют на лидирующее положение в будущем. Одним из них является каршеринг, активно набирающий популярность в различных городах мира.

Что за зверь?

Каршеринг (англ. car sharing) — это автоматизированная почасовая или поминутная аренда автомобиля. Главное отличие от классического проката автомобиля заключается в том, что единожды заключив договор с поставщиком услуги, клиент может самостоятельно находить на территории города и арендовать машину, используя для этого специальное мобильное интернет-приложение. «Обитают» такие машины как на специально отведенных стоянках, так и просто на улицах в различных частях города. Открываются авто при помощи специально выданной клиентской карты.

Весьма популярен каршеринг в странах Европы и США, попытки развивать данный бизнес осуществляются и в России.

Единого мнения относительно успешности данного начинания пока нет. Как и везде, в нем существуют свои плюсы и минусы, а также у него есть свои сторонники и противники. Кто-то рассматривает каршеринг едва ли не как исключительную альтернативу частному автотранспорту, а кому-то он интересен лишь как возможность раз в месяц воспользоваться автомобилем для доставки покупок из магазина.

Чтобы понять окончательно, что же это за «зверь» — каршеринг, корреспонденты «Ридуса» отправились в Вену — в город, где знают толк во всем, что движется по улицам и под ними, а также ценят удобство и комфорт такого передвижения. Помочь в этом нам согласился представитель 18-го отдела магистрата Вены дипломированный инженер Грегор Штратиль-Зауэр.

Представитель 18-го отдела магистрата Вены дипломированный инженер Грегор Штратиль-Зауэр

© Ольга Соколова/Ridus.ru

Классика и современность

Отметим, что каршеринг в Вене представлен во всех ныне действующих его видах и органично вписался в транспортную систему австрийской столицы.

«В Вене история каршеринга начинается с 1990 года, — говорит Грегор Штратиль-Зауэр. — Первоначально это просто была инициатива граждан, которые сами организовались таким образом, чтобы вместе использовать одну машину. Но в 90-е годы этим занялась австрийская фирма DENZEL. Потом DENZEL начала сотрудничать со швейцарской компанией Mobility.ZH, специализирующейся на каршеринге. И вплоть до 2008−2009 годов в Вене существовало 150 машин, которые работали в этой системе, и еще 60 каршеринговых автомобилей работало по всей Австрии. Все это было построено довольно профессионально, автомобили можно было предварительно бронировать».

Все это время венский каршеринг постоянно эволюционировал, а главное — постепенно менял принципы организации и формат, адаптируясь под внешние условия и требования пользователей.

«Существует классическая система каршеринга, когда машины стоят на специально отведенных парковках, — говорит Штратиль-Зауэр. — Так, например, работает компания Zipcar. По Интернету делается бронь, потом человек подъезжает или приходит к этой стоянке и берет машину. Оплачивается аренда или по часам, или по километрам, существует и смешанная система.

Однако с 2011 года в Вене существуют и две системы другого рода — это Car2go и Drive now. Car2go организована фирмой Daimler, той, что производит автомобили Mercedes, а Drive now — компанией BMW, представлять которую также не надо. Эти системы построены таким образом, что машины все время разбросаны по различным частям города. Предварительно ничего бронировать не надо, надо только посмотреть (через Интернет), где находится ближайшая машина, прийти туда и взять ее. Оставить автомобиль можно в любом другом месте.

Этот принцип называется Free-floating. В соответствии с ним, с одной стороны, тебе должно повезти, чтобы машина была где-то рядом, но с другой, у тебя есть большое преимущество в том, что по окончании аренды ее не надо гнать на стоянку, а можно оставить в любом разрешенном месте.

До 2009 года весь каршеринг был привязан к стоянкам, и в нем использовалась классическая схема. Но потом во многих городах начался динамичный период развития данной услуги, который длился до 2012 года. С тех пор у Car2go в Вене имеется 700 машин, это маленькие автомобильчики Smart, а у Drive now — 400, но это уже высококлассные BMW».

© Ольга Соколова/Ridus.ru

И снова платные парковки

Примечательной особенностью ситуации вокруг каршеринга (старательно опекаемого властями многих городов) является то, что в той же Вене на определенном этапе его развитие столкнулось с неожиданной проблемой: препятствием стало другое любимое детище едва ли не всех городских властей — платные парковки.

«Сейчас это организовано так, что для нас, для города, машины этих фирм ничем не отличаются от частных автомобилей, — говорит Штратиль-Зауэр. — То есть парковка для каршеринговых машин в Вене платная. Они должны тоже платить за парковку 2 евро в час, и если они слишком долго стоят, с них взимается штраф. И это большая проблема каршеринга, фирмы нас просят решить это как-то по-другому, но пока все остается, как и было».

Как будет разрешена данная дилемма — неизвестно. Власти Вены не скрывают своей заинтересованности в развитии каршеринга, так как он отчасти помогает разгрузить городские улицы от излишнего частного транспорта. Более того, принцип Free-floating демонстрирует сегодня большую перспективность.

«В 2012 году Car2go решила провести большой эксперимент, вложив крупные суммы в каршеринг в 30 крупных городах мира с населением свыше миллиона жителей, — рассказывает Грегор Штратиль-Зауэр. — Сейчас они наблюдают за этим процессом и через некоторое время решат, насколько этот шаг оказался удачным.

Пока могу сказать, что для этой фирмы в Вене главная проблема именно с парковкой. Мы контактируем с ними, и мы знаем, что в других городах они платят меньше или вообще не платят. Я думаю, что в будущем городу придется пойти им навстречу. Это нужно для того, чтобы эту систему форсировать.

Пока у города нет готовности этим фирмам что-то платить (разрешить бесплатную парковку. — Ред.) Только в этом случае система будет развиваться. Более того, мы пришли к выводу, что услуги каршеринга и байкшеринга (аренда велосипедов) должна предлагаться вместе с услугами городского транспорта. Только в таком сочетании все это будет иметь для города глобальный смысл».

Не «вместо», а «вместе»

Довольно часто можно слышать, что каршеринг является прямой альтернативой частным автомобилям и в скором времени возможность краткосрочной аренды машины полностью или в значительной степени вытеснит практику владения личным авто. Опыт Вены показывает, что подобные суждения далеки от истины. Безусловно, развитие каршеринга в большинстве случаев выгодно городским властям (хотя далеко не всегда ради этого они готовы пожертвовать платными парковочными местами), так как позволяет сократить количество автомобилей на улицах. В потребительском же плане очевидно, что эта услуга носит скорее нишевый характер.

«Смысл такой, чтобы убрать с улиц какое-то количество автомобилей. Европейские исследования показывают, что одна каршеринговая машина замещает на улицах города от 4 до 8 частных авто, — констатирует Грегор Штратиль-Зауэр. — Но дело в том, что каршеринг — это услуга не для всех подряд, а для тех, кто основное время пользуется общественным транспортом и лишь изредка автомобилем. Из наблюдений мы знаем, что пользователи системы каршеринга используют машину редко, от 2 до 20 раз в год. Для таких людей каршеринговая машина имеет явное преимущество перед личным автомобилем, который надо где-то хранить, страховать, обслуживать, заправлять и т. п. То же самое можно сказать и в отношении велосипедов: люди, которые ездят по городу на велосипедах не постоянно, должны иметь возможность воспользоваться ими в случае необходимости».

Считыватель для карты-ключа

© Ольга Соколова/Ridus.ru

Нишевый продукт

Что касается количественных показателей возможности замены каршеринговыми схемами частного владения автомобилями, то здесь у экспертов и участников рынка нет единого мнения. Также эксперты очерчивают четкий набор необходимых условий их успешного существования.

«Из фирм, которые предлагают в Вене услуги каршеринга, наибольший оптимист — это Drive now, — говорит Штратиль-Зауэр. — Они полагают, что такие машины могут заменить 5−10% частных автомобилей. Но мы думаем, что это не очень воплотимо в жизнь, учитывая, что в Вене порядка 400 тысяч автомобилей, а каршеринговых из них немногим больше 1000. На наш взгляд, такое соотношение сохранится и дальше.

Так что полностью заменить личный транспорт каршерингом нельзя. Те, кто регулярно пользуются автомобилями, должны иметь собственные машины. Каршеринг много где используется и хорош он для каких-то определенных случаев, например, он позволяет быстро найти машину с помощью Интернета. Но все равно этот продукт будет в какой-то степени нишевым. Более того, система каршеринга может функционировать только в крупных городах, где хорошо развита система городского общественного транспорта».

С расчетом на будущее

Пожалуй, самый интересный вопрос относительно венского каршеринга связан с тем, что продвижением его систем в городе занимаются ведущие автопроизводители — BMW и Mercedes. Казалось бы, подобные действия идут вразрез с их интересами, сводящимися к производству и продаже как можно большего числа своих машин. На самом деле здесь все гораздо серьезней и сложнее.

«Я думаю, что таким образом автопроизводители пытаются прощупать будущее и вовремя встроиться в него, — делится своим видением ситуации Грегор Штратиль-Зауэр. — BMW и Mercedes тоже участвуют в этих системах каршеринга, понимая, что стратегии будущего будут сводиться к тому, что в скором времени продаваться будут не машины как таковые, а мобильность в том виде, в каком она нужна: или частная машина, или каршеринг.

Автопроизводители понимают, что время автомобилей в их классическом виде кончается. Причины тому разные: экология, дефицит места в городах, цена на топливо и т. д. В этой ситуации стремление иметь собственную машину будет снижаться. Поэтому сейчас бытует множество различных идей о том, чем автомобили можно будет заменить. Вплоть до грузовых велосипедов и много чего еще. Весь смысл сводится к тому, как предоставить человеку необходимую мобильность. Рано или поздно ответ будет найден. Возможно, это будет некое сочетание различных средств передвижения».


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+3

 

   

Комментарии (6)

  • Max
    Max 25 декабря 2015

    Как вы считаете, способен ли каршеринг заставить горожан отказаться от собственных авто? - Да, так как он исключает расходы связанные с владения автомобилем. Но только если под них будут выделенные стоянки в городе! В противном случае - нахвиг надо!

    Ответить
    0 +
  • Максим
    Максим 25 декабря 2015

    В Москве есть одна такая каршеринговая компания, близкая столичным властям. Ее машины могут стоять в зоне платной парковки бесплатно. В европейской практике такое встретишь не часто. Но у нас не Европа. И от этого тоже есть свои маленькие плюсы :) Скоро сделаем материал про каршеринг в Москве

    Ответить
    1 +
  • Max
    Max 25 декабря 2015

    Хм... А зачем мне парковаться в зоне платной парковки бесплатно в Москве? 4,5ткм как то далековато для этого... ;-))) А в Крске до всего этого - как до Луны задним ходом!!!

    Ответить
    0 +
  • Lialia2012
    Lialia2012 25 декабря 2015

    Написали бы лучше как в Москве обстоят дела с этим нововведением, а то Собянин это дело отрекламировал, и больше ничего не слышно. Есть ведь какая-нибудь статистика о том, как горожане пользуются этим сервисом? И будут ли его расширять, или он заглохнет? В других странах многое по-другому, простой перенос на российскую почву даёт иногда очень отличающиеся от западных результаты.

    Ответить
    0 +
  • Максим
    Максим 25 декабря 2015

    Будет статья и по Москве, совсем скоро

    Ответить
    0 +
  • pawell
    pawell 04 января 2016

    этот репортаж про москву нужен был еще вчера

    Ответить
    0 +