+1
Сохранить Сохранено 7
×

Правозащитники доработали законопроект о применении силы к заключенным


Правозащитники доработали законопроект о применении силы к заключенным

© Facebook.com

Заседание секции Экспертного совета думского комитета по безопасности и противодействию коррупции, на котором обсуждался правительственный законопроект, вносящий поправки в законы «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (копия документов есть в распоряжении «Ридуса»), состоялось в четверг.

Предложенные поправки в законы фактически устанавливают единые подходы к применению силы, оружия и спецсредств со стороны охраны тюрем по отношению к осужденным и подследственным, однако в обществе они вызвали бурное обсуждение, по большей части, критического характера.

Поэтому, не дожидаясь рассмотрения законопроекта к первому чтению, профильный комитет собрал все заинтересованные стороны для обсуждения наиболее спорных моментов предлагаемого документа. На заседание Экспертного совета были приглашены представители Уполномоченного по правам человека, члены Совета по правам человека при президенте РФ, члены Общественной палаты, а также эксперты, юристы и представители Министерства юстиции РФ — непосредственные авторы законопроекта.

С помощью депутата Госдумы, заместителя председателя комитета по безопасности и противодействию коррупции Александра Хинштейна «Ридус» выяснил, к какому компромиссу пришли законотворцы и правозащитники, и в каком виде документ будет внесен в нижнюю палату парламента.

Глава раздора

Несмотря на жаркую дискуссию и развернувшуюся полемику, участникам заседания Экспертного совета удалось достичь соглашения, что документ можно и нужно доработать ко второму чтению, отметил в беседе с корреспондентом «Ридуса» Александр Хинштейн. «Большинство замечаний правозащитников и экспертов будет учтено, что позволит устранить те спорные и неоднозначные моменты в законопроекте, которые вызывают негативную реакцию со стороны общества», — рассказал парламентарий.

По словам Хинштейна, общий смысл предлагаемых поправок заключается в том, чтобы привести к единому стандарту все существующие сегодня в различных отсылочных нормах права применения физической силы. Для этого в законе «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» предлагается прописать главу «Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия».

Заместитель председателя комитета по безопасности и противодействию коррупции Госдумы Александр Хинштейн
1
Заместитель председателя комитета по безопасности и противодействию коррупции Госдумы Александр Хинштейн
© Facebook.com

Однако именно к этой главе возникло больше всего вопросов со стороны правозащитников и общественников. Впрочем, участникам заседания удалось урегулировать практически каждый ее пункт. Стоит рассмотреть их подробнее.

Дьявол в деталях

«Одной из наиболее серьезных претензий правозащитников к законопроекту Минюста было то, что сотрудникам ФСИН дается право применения специальных средств и физической силы за различные нарушения, в том числе — за нарушение правил внутреннего распорядка», — говорит Александр Хинштейн. По его словам, эта норма будет значительно переработана: порядок применения физической силы сотрудниками ФСИН в новой редакции законопроекта будет содержать ключевые дополнения, предложенные правозащитниками.

В документе будет указано о том, что физическая сила применяется сотрудником ФСИН для задержания осужденных, для пресечения преступлений и административных правонарушений ими совершаемых, только в том случае — и это ключевой момент — если выполнение законных требований сотрудника ФСИН не обеспечивается ненасильственным способом,говорит парламентарий.

При этом, применение физической силы будет возможно только при конкретных ситуациях: для задержания и пресечения правонарушений со стороны заключенных и осужденных. Кроме того, право применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия будет прописано более детально.

В ходе заседания возник серьезный спор о том, должен ли сотрудник ФСИН нести ответственность за последствие применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. В новой редакции появятся нормы о том, что он не несет ответственности за вред, причиненный заключенным, если их применение будет признано правомерным,сообщил заместитель председателя комитета Госдумы
по безопасности и противодействию коррупции.

Законопроект Минюста предлагает целый ряд дополнительных новаций, продолжает Хинштейн, к примеру — применение специальных средств при нарушении режима. «Сегодня мы говорили о том, что спецсредства не должны применяться конкретно в этом случае, а только для пресечения физического сопротивления осужденного и ряде конкретных случаев, например, при попытке совершения побега и так далее», — говорит депутат.

Бутырский следственный изолятор в Москве
2
Бутырский следственный изолятор в Москве
© Владимир Песня/РИА Новости

Правозащитники настояли на расширении перечня областей тела, по которым не допускается нанесение ударов сотрудниками ФСИН: к голове, шее, животу, половым органам теперь добавляются ступни.

В варианте законопроекта, который вносился изначально, было указано, что применение водометов при температуре воздуха ниже нуля не допускается. Однако правозащитники предложили поднять температурную планку до пяти градусов тепла — и мы полностью с ними соглашаемся,говорит Александр Хинштейн.

Следующее положение, рассмотренное в ходе заседания Экспертного совета, касается случаев применения сотрудниками ФСИН силы к заключенным, приведшей к повреждениям различной степени тяжести, или вовсе, гибели.

По словам Хинштейна, расширяется перечень органов, которым должны быть направлены материалы о происшествии. К прокурору добавились следственные органы, чтобы можно было незамедлительно провести доследственную проверку и определить законность применения силы сотрудником.

Во внесенном законопроекте появляется порядок применения силы в группе или лично. В составе подразделения сотрудники ФСИН должны руководствоваться распоряжениями начальника о применении средств силы или оружия. Теперь мы будем настаивать на добавлении формулировки, что незаконные приказы выполнению не подлежат, подчеркнул депутат Госдумы.

Подобных поправок в законопроект Минюста очень много, отмечает Хинштейн: «Пока это лишь предложения правозащитников и экспертов, с которыми согласен Экспертный совет и, что самое главное, Минюст. Думаю, у нас не возникнет сложностей в реализации этих поправок».

Баланс и гуманизация

Александр Хинштейн подчеркивает, что все запланированные изменения в законопроект Минюста направлены «исключительно на гуманизацию действующего законодательства»:

Нам крайне важно сохранить баланс, при котором с одной стороны осужденные и заключенные не станут жертвами насилия и произвола со стороны администрации, а с другой — у сотрудников ФСИН будет возможность обеспечить безопасность, как других осужденных и заключенных, так и свою собственную, не допустив при этом совершения преступления или противоправных действий.

Участники заседания Экспертного совета настроены весьма позитивно и не сомневаются, что итоговая редакция законопроекта сможет устроить все стороны — как законотворцев, так и правозащитников.

В ближайшее время законопроект будет рекомендован профильному комитету к рассмотрению. Скорее всего, в это же время будет создана рабочая группа, в которую войдут представители Уполномоченного по правам человека, члены СПЧ, Общественной палаты и, естественно, Минюста — автора и инициатора внесения поправок в законодательство. Члены рабочей группы еще раз детально и скрупулезно изучат все предложения и замечания, полученные в ходе заседания Экспертного совета, чтобы достичь баланса между гуманизмом и безопасностью, заключил Хинштейн.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+1

 

   

Комментарии (0)