Раскопки динозавров в Кузбассе

В Кузбассе находится уникальный поселок Шестаково, в котором много миллионов лет назад жили уникальные динозавры, которых не было найдено больше нигде в мире, Пситтакозавры Сибирские.

Ученый мир знает о Шестаково уже больше шестидесяти лет, а вся остальная общественность узнала об этом уникальном месте в прошлом году, когда очередные раскопки здесь начал областной краеведческий музей.

Сейчас любой желающий может увидеть, как проходят раскопки в живую, а не на фотографиях, почти каждые выходные музей делает выездные экскурсии на места палеонтологических и археологических шестаковских раскопок.

Чебулинский район, конечно, благодаря шестаковским находкам — это самый популярный экскурсионный маршрут, начинающийся в краеведческом музее поселка Верх-Чебула, после чего все туристы попадают к часовне Филарета Срезневского. Часовня стоит прямо на трассе в небольшой, специально созданной кедровой роще. Чистый воздух, природа, красивые аллеи и скамейки, место очень приятное

Чуть дальше для туристов создали «Экологическую тропу», проходящую через лес. В ходе прогулки по тропе можно узнать названия деревьев и растений, которые растут в районе. Неплохой пример того, как абсолютно обычный лес стал частью туристического маршрута

Сейчас Шестаково известен всем динозаврами и палеонтологическими раскопками. Но помимо палеонтологов, работают здесь и археологи. Причем работают они здесь также достаточно давно, археологи приезжают сюда на раскопки городов и могильников таштыкской культуры еще с 60-х годов прошлого века

Сейчас археологи работают на объекте «Курганный могильник Шестаково III».

Благодаря своей природной уникальности и археологическим памятникам, почти вся территория вокруг поселка Шестаково является особо охраняемой территорией

Сейчас данный могильник представляет из себя некий каменно-деревянный сожженный склеп.

В таштыкской культуре умерших было принято сжигать. После сожжения на ритуальном костре кальцинированные кости покойных зашивались в мешочки. На место лица укладывалась портретная погребальная маска, слепленная по снятому с лица покойного слепку. В один склеп помещали сразу до нескольких десятков останков людей

Еще один склеп, работа над которым только начинается

Буквально в паре сотен метров от археологов работают палеонтологи.

Первые динозавры в Шестаково были найдены в 1953 году. После этого здесь работали много ученых палеонтологов, долгое время раскопками занимались томские ученые. Одна из самых масштабных находок была сделана в 90-х годах, когда здесь были найдены 2 скелета динозавров, лежащих друг на друге, ученые решили дать им имена Адам и Ева, но после детального изучения останков выяснилось, что это были 2 мужских особи.

В прошлом году лицензию на палеонтологические раскопки в этом месте получил кемеровский областной краеведческий музей, сотрудники которого начали раскопки совместно с группой ученых Палеонтологического института имени А. А.Борисяка Российской академии наук. За последний год удалось найти останки 12 динозавров и, судя по всему, находок здесь будет еще очень много

Самые известные кузбасские динозавры — Пситтоказавры Сибирские, они уникальны тем, что шестаковские Пситтоказавры самые большие представители этого рода, они достигают в длину почти трех метров, ранее находили только более мелких особей.

По ископаемым останкам, найденным в разных районах Китая, Монголии и России определены не менее десяти видов пситтакозавров. Все виды были двуногими травоядными животными с характерным высоким, мощным клювом на верхней челюсти. В переводе с латыни Psittacosaurus означает ящер-попугай

Помимо «гигантских» Пситтоказавров здесь постоянно находят и детенышей этого рода, и мамонтов, и крокодилов, и других мелких рептилий, чей возраст достигает сотен миллионов лет

Работы здесь не самая физически трудная, но сидеть на солнце приходится целый день, и аккуратно, сантиметр за сантиметром, с помощью небольших ножичков, шпателй и кисточек делать открытия, о которых после будет говорить весь мир

Старший научный сотрудник Палеонтологического института им. А. А. Борисяка РАН Евгений Мащенко и найденное доказательства того, что миллионы лет назад, еще до динозавров, на этом месте было дно моря. Основную часть находок перевозят в Кемерово, где на протяжении всей зимы очищают и приводят в порядок. Так что работа идет круглый год, а не только во время летних раскопок

Долгое время в Шестаково не было музея и огромное количество интересных находок хранилось в домашней коллекции смотрителя территории «Шестаковский комплекс раннемеловых позвоночных» Михаила Сантьева, собранных им и его супругой. Сейчас часть из этих находок стали экспонатами маленького местного музея

Шестаковский яр, находящий на берегу одной из самых красивый и чистых рек области Кии. Именно здесь впервые 60 лет назад были обнаружены динозавры, причем произошло это совершенно случайно.

Сейчас из-за опастности обрушения яра туристы могут посмотреть на него только вот так со стороны

Еще несколько лет назад можно было вот так вот свободно подойти прямо к самому яру, погулять и даже найти небольшие фрагменты динозавров или отпечатки водорослей на камнях.

С каждым годом вода все больше и больше подмывает яр, он обрушается и теперь пройти к нему не так уж и просто. Но именно благодаря воде и было открыто это «кладбище динозавров», вода постоянно просто вымывает останки рептилий прямо на поверхность

Туристическая точка наблюдения за яром со стороны яра

Над самим яром строится еще одна смотровая площадка, с которой открывается вид на весь поселок, предгорья Кузнецкого Алатау и красивейшую кузбасскую природу

Сто миллионов лет назад по этим холмам и долинам бегали единственные в мире Пситтокзавры Сибирские, а сейчас на их месте гуляют барашки :)

• Наивная идеалистка
    Наивная идеалистка 09 июля 2015

О, сколько нам открытий чудных готовит... родная земля! ;)