+1
Сохранить Сохранено 7
×

Шведский классик счастлив, что родился в год русской победы в Сталинграде


1 0 618

Шведский классик счастлив, что родился в год русской победы в Сталинграде

В рамках проходящей в Москве ретроспективы шведского режиссёра Роя Андерссона состоялась российская премьера его фильма «Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии», принёсшего классику «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля. Справедливости ради надо сказать, что картину уже представляли столичной публике зимой, но то был фестивальный показ, а здесь — именно что премьера накануне проката. К тому же с участием самого мастера, не только не поленившегося привезти к нам своего «Льва», но и ответившего на вопросы зрителей.

Первый из которых касался поражения шведов под Полтавой: неужто битва более чем двухвековой давности до сих пор так задевает и расстраивает нацию?..

Кадр из фильма «Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии»
1
Кадр из фильма «Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии»

Здесь следует для ясности пересказать две сцены из фильма (не касаясь ничего иного, так как у нас ещё будет возможность к разговору об этом «Голубе» вернуться). Первая из них — неожиданная: притом, что действие картины разворачивается в современности, в самое обычное кафе вдруг врываются военные в мундирах явно старого образца. Но для ряженных ради какой-нибудь исторической реконструкции они как-то уж чересчур агрессивны: всадник выгоняет из заведения всех женщин, офицер кнутом избивает хромого калеку. Когда место очищено, появляется Карл XII — и можно только гадать, поддельный или настоящий. Отправляясь на войну с русскими, король выпивает пару глотков минералки и клеит бармена, предлагая ему место в своей походной палатке.

Вскоре вояки поредевшей колонной возвращаются мимо этой же кафешки назад. Король уже не гордо восседает верхом, а лежит на своём коне бревном, мечтая добраться до туалета. «Полкоролевства потеряли», — горестно вздыхает он, пытаясь вместе со своими генералами отыскать причину поражения: «Никогда не знаешь, что этот русский затевает… Он вооружился втайне, этот коварный русский, иначе мы бы его одолели». Речь, как легко догадаться, о нашем Петре Первом.

Кадр из фильма «Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии»
2
Кадр из фильма «Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии»

Если первый из этих эпизодов встречается с заметным удивлением (что, как, почему, откуда?!.), то второй, разумеется, проходит под смех всего зала. Отсюда и прозвучавший вопрос.

72-летний режиссёр, «Голубь» которого завершает трилогию Живущего, начатую в 2000-м году «Песнями со второго этажа» и продолженную в 2007-м картиной «Ты, живущий», ответил не без улыбки.

Противостояние России и Швеции длилось очень долго, примерно пятьсот лет. Наши страны находились очень близко друг к другу, и между ними шёл конфликт за территории — за Прибалтику, за Финляндию. Действительно, в 1709-м году мы проиграли — и некоторые граждане до сих пор опечалены этим фактом.

«В Швеции есть своё правое крыло, представители которого негативно относятся к некоторым историческим процессам, в особенности к советскому периоду в жизни России. И Карл XII для них — своеобразный символ, воплощение идеи о шведском величии. Поэтому раньше у нас ежегодно отмечали день его смерти — 30-го ноября. Мне бы хотелось надеяться, что сейчас эта традиция уже изжила себя, но есть и те, кто ратует за её возобновление».

Кстати, в центре Стокгольма стоит статуя Карла XII, вытянутая рука которого указывает как раз в сторону России. В конце 19-го века этому королю посвящали много стихов и поэм, в них звучали идеи о национальном величии, о том, что следует отвоевать Финляндию обратно и таким образом взять реванш, восстановить погубленную репутацию. Но что касается лично меня, то я очень позитивно отношусь к сегодняшней России.

Режиссёр Рой Андерссон (третий слева), оператор Иштван Борбаш (второй справа) и «Золотой лев» в Москве
3
Режиссёр Рой Андерссон (третий слева), оператор Иштван Борбаш (второй справа) и «Золотой лев» в Москве
© Максим Марков/Ridus.ru

Андерссону есть, с чем сравнивать: у нас в гостях он уже в третий раз, причём впервые побывал здесь ещё в начале 1970-х, со своим дебютным фильмом «Шведская история любви». Режиссёр признаёт, что обожает русскую литературу и в молодости хотел поставить в театре чеховского «Дядю Ваню». Он в восторге от Третьяковской галереи и из наших художников выше всего ставит Илью Репина. И в ходе вчерашнего вечера он дважды повторяет, что знает, чем памятен год его рождения в истории России:

Одна из моих постоянных тем, которой я посвящаю свои фильмы, — это тема искупления за всё то жестокое поведение, которое люди демонстрировали в течение всей человеческой истории. Я был рожден в 1943-м году; как и мой отец, я очень горд тем, что появился на свет в тот знаменательный год, когда закончилась Сталинградская битва — когда немцы потерпели поражение от русских воинов.

В российский прокат фильм Роя Андерссона «Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии» выходит через две недели, 2-го июля.

Режиссёр Рой Андерссон даёт телевизионное интервью на премьере в Москве
4
Режиссёр Рой Андерссон даёт телевизионное интервью на премьере в Москве
© Максим Марков/Ridus.ru

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+1

 

   

Комментарии (0)