+0
Сохранить Сохранено 7
×

Театр vs реконструкция: как воссоздается древнеримская эпоха


Театр vs реконструкция: как воссоздается древнеримская эпоха

© Антон Тушин/Ridus.ru

Сенат и народ Рима уже выписали для Триумфа своего полководца леопарда и пошили ему великолепную парадную тогу. Кельтские друиды тем временем готовят жертвенники, а воины заранее нарубили головы римских легионеров, чтобы, насадив их на пики, вселить ужас в противника. Битва между латинянами и варварами назначена на 6 июня и станет лишь малой частью фестиваля «Времена и эпохи. Рим» в Коломенском.

1
© Антон Тушин/Ridus.ru

Перед его организаторами стоит непростая задача сделать празднество максимально интересным, как для широкой аудитории, так и для въедливых реконструкторов. Первым важны зрелище и расширение кругозора, вторым — достоверность и погружение в давно минувшие времена. В соблюдении хрупкого баланса и кроется успех подобных мероприятий.

Подсчитать, сколько в предстоящем действе будет театра, а сколько ожившей истории, не представляется возможным. К примеру, в шатрах ремесленников все будет воссоздано до мелочей — костюмы, инструменты, материалы для изделий и сами процессы их создания. А вот обязательное для Триумфа заклание ритуальных белых быков в жертву Юпитеру Капитолийскому обернулось бы шоком для зрителей и уголовным делом для исполнителей. О стопроцентном воссоздании битвы речи не идет тем более. Но есть множество менее очевидных и гораздо более интересных нюансов.

2
© Антон Тушин/Ridus.ru

Возьмем, к примеру, одежду. Костюмер и художник по костюмам агентства «Ратоборцы», отвечающего за подготовку праздника, Анастасия Леоневская показывает насыщенно-желтую тогу. Для ее покраски она использовала шафран — традиционный для римской эпохи краситель. Одеяние смотрится по-современному «ядовито» и издает аромат специй. Но не каждый цвет пахнет пловом.

Раньше люди по-другому относились к запахам. Мы давно занимаемся реконструкцией и изучили множество источников по аутентичному крашению. Раньше в качестве квасцов — усилителя самого красителя — могли использовать протухшие ягоды брусники или клюквы, ржавчину и мочу. Мы пробовали некоторые вещи аутентично красить — носить их невозможно. Выглядят красиво, но даже несколько недель проветривания на балконе не спасают от резкого запаха, рассказывает Анастасия Леоневская.
3
© Антон Тушин/Ridus.ru

Каждый реконструктор — не важно, бывалого воина он отыгрывает или изнеженного сенатора — отвечает за свой облик. В Коломенское съедутся более тысячи тщательно отобранных любителей древнеримской эпохи со всего мира, и в дотошности их реквизита организаторы не сомневаются. А вот от массовки и аниматоров чего-то подобного ожидать не приходится. В частности, на празднике будет множество животных — быки, овцы, ослы, гуси, лошади, упомянутый леопард. Их владельцы должны соответствовать — городская одежда жителя XXI века пустит насмарку все прочие приготовления. Для них одежду шьют по старым выкройкам, но из современных материалов и по современным технологиями. Это уже театр.

В работе я часто использую шелк, хотя считается, что в Риме он был в ходу очень короткое время. Полупрозрачную ткань порицали за откровенность, неподобающую благородным матронам. Но для современного глаза шелк будет восприниматься органичнее, объясняет Анастасия.
4
© Антон Тушин/Ridus.ru

Это не значит, что на празднике будут ходить полуголые девицы. Для свободной римской женщины помимо нижней туники, для которой подходит шелк, обязательными элементами одежды были также стола — верхняя туника, и палла — женский вариант мужской тоги.

Кстати, такой элемент римской жизни, как рабство, также будет отражен на фестивале. Будет даже организован рынок невольников. Исполнитель роли работорговца уже выяснил, сколько стоил тот или иной живой товар, узнал все нюансы проведения торгов и готов в купле-продаже.

5
© Антон Тушин/Ridus.ru

Как уже было сказано выше, обмундирование — забота каждого отдельно взятого реконструктора. Но для погружения в эпоху этого мало. Над снаряжением медицинской и инженерной бригад и сопутствующим реквизитом работают организаторы. Клещи для удаления обломков костей из раны, пила для костей и всевозможные скальпели сделаны вручную из соответствующего качества металлов по фотографиям найденных археологами оригиналов.

Мы хотим показать людям, как все эти вещи выглядели в те времена. Если человек берет инструмент в руки, он должен ощутить его реальный вес и понять, насколько удобно или неудобно им было работать, объясняет руководитель мастерской «Ратоборцы» Артем Приходов.
6
© Антон Тушин/Ridus.ru

Эскулапы в большинстве своем обходились инструментами из плохого железа. А вот инженеры римских легионов пользовались качественными для того времени орудиями. Выполненную вручную реплику топорика-кирки под названием долабра не стыдно выставить и в музее. Совковая, как бы сейчас сказали, лопата сделана из дерева, но кромка у нее железная. Штыковая — полностью из железа, потому и гораздо более скромных размеров («Ридус» уже писал о стоимости железа в старину).

Это снаряжение римских легионов, а на них денег не жалели — они были основой империи. В простом быту лопата не имела бы оковки и была просто деревянной — ломается быстрее, зато дешевле и проще сделать новую. В походе же важно, чтобы инструмент был живучим — в полевых условиях неудобно, а часто и нет времени делать новый. Поэтому на режущий и рубящий инструмент шла сталь лучшего качества. Иногда твердая сталь использовалась только для рабочей кромки, а для основы — мягкая, проводит экскурс в историю Артем Приходов.
7
© Антон Тушин/Ridus.ru

Кельтский портал (что-то вроде маленького Стоунхенджа) и германский жертвенный камень сделаны по киношным технологиям из эпоксидной смолы, песка и ткани. Для веса (чтобы посетители не перекатывали камень) внутрь добавили мешок цемента. А вот миниатюрные столики и стулья из ясеня такими быть и должны. В Европе долгое время не получала широкого распространения мебель привычных для современного человека размеров. Низкие жилища в основном топились по-черному, дым собирался под потолком и опускался примерно до уровня груди: чем ниже сядешь, тем легче дышится.

Мертвые головы для кельтских пик, естественно, бутафорские, но даже на ощупь, как настоящие. Тоже касается и будто только что украденного у лепрекона котла с золотом — добычи победителей. А вот погребальные носилки (не будем раскрывать, для кого они предназначены) соответствуют историческому прототипу. Для опахал использовались настоящие перья обыкновенного и белого павлинов.

8
© Антон Тушин/Ridus.ru

Отметим, что реконструкция не просто забава влюбившихся в прошлое чудаков, а зачастую исторический эксперимент.

Археолог, который что-то выкопал, часто не знает предназначение находки. Пишет «ритуальный предмет» и спокойно отправляет в запасники музея. А реконструкторы, попробовав его в деле, выясняют, что это штука использовалась для развязывания узлов. Пуговиц и молний не было, все на веревочках держалось, а если она затянется и вдобавок промокнет, то просто так ее не развяжешь. А с этим приспособлением очень удобно, потому его и носили при себе, говорит исполнительный директор агентства исторических проектов «Ратоборцы» Михаил Сусанов.

В России реконструкция Древнего Рима развита очень слабо. Но скоро ситуация может измениться. Так случилось после воссоздания Московского царства в рамках фестиваля «Времена и эпохи» в 2012 году. Интерес к реконструкции XVII века в нашей стране тогда вырос и количественно, и качественно. Предстоящий же фест будет интересен не только отечественным любителям Древнего Рима.

9
© Антон Тушин/Ridus.ru

Необычен для подобных мероприятий размах. Организаторы решили не замыкаться Вечным городом, а широко показать античность. Помимо непосредственно Рима и уже упомянутых германцев и кельтов, будут представлены римские союзники в лице даков, а также Боспорское царство (греки и скифы) и Палестина.

В силу национального характера мы очень правдивы в своих эмоциях. Иностранцы, которые давно занимаются реконструкцией, часто подчеркивают нашу внутреннюю честность, выражающуюся в стремлении глубоко погрузиться в эпоху, достоверно воспроизвести и пережить ее. На Западе столь масштабные фестивали это все-таки больше шоу. Мы понимаем необходимость компромисса, но большинство участников стараются воплотить описываемый период настолько, насколько это возможно, говорит Михаил Сусанов.

Увидеть все своими глазами, а при желании и чему-нибудь научится на многочисленных мастер-классах можно будет совсем скоро. Фестиваль «Времена и эпохи. Рим» пройдет 6−7 июня в столичном музее-заповеднике Коломенское.

10
© Антон Тушин/Ridus.ru
11
© Антон Тушин/Ridus.ru
12
© Антон Тушин/Ridus.ru
13
© Антон Тушин/Ridus.ru
14
© Антон Тушин/Ridus.ru
15
© Антон Тушин/Ridus.ru
16
© Антон Тушин/Ridus.ru
17
© Антон Тушин/Ridus.ru

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+0

 

   

Комментарии (0)