+2
Сохранить Сохранено 7
×

От околофутбола до окопа: почему Луганск — русский город


От околофутбола до окопа: почему Луганск — русский город

«В феврале 14-го все ждали, что отморозь с Майдана ринется к нам — в Луганск, захватывать администрацию, — продолжал товарищ. — Ну, и заранее выстроились цепью возле здания ОГА. И те, как ожидалось, появились. И не просто появились, а открыли по нам огонь из „сайги“. Двое ребят были ранены. Но мы не ушли. Зато через каких-то минут двадцать набежало человек восемьсот, кто с чем — с дубинами, лопатами, топорами, охотничьими ружьями. Ясное дело, что бандерлогам не оставалось ничего иного, кроме как ретироваться. Потому что у нас тут рабочий народ живет, шахтеры, своих не сдадут».

Это очень сочный штрих к картине «Русской Весны» и, своего рода, ответ на вопрос, почему восстание победило в Луганске и Донецке, и было на корню задавлено в других исторических русских городах Новороссии.

Мне жаль тех людей, что отдали свои жизни за русское завтра в Одессе, Харькове, Днепропетровске и Николаеве. Поэтому я не позволю себе низости пинать память поверженных героев, пусть даже ненароком.

Я ничего не знаю про Донецк, поскольку там ни разу не был. Но уже год как живу в Луганске, потому позволю себе сделать такой вывод: не победить здесь «Русская весна» просто не могла, и для ее победы, даже, вопреки многим серьезным и объективным трудностям, существовали все необходимые предпосылки.


© Facebook.com

Донцы-молодцы

В этом городе, точнее вокруг него, всегда было множество казаков. В принципе, Луганщина изначально и была казачьей землей, до октябрьского переворота входившей в состав Войска Донского.

В двадцати с лишним километрах от Луганска стоит большая и богатая Станица Луганская. Вольница. Которую усмиряли все кому ни лень: царская армия, большевики, немцы, а вот теперь и украинские оккупационные войска, которые ее сейчас и занимают.

А ведь именно этот населенный пункт первым встретил меня в мае прошлого года, когда я впервые же попал на территорию Луганщины. Помню, как на въезде в него впервые увидел ополченцев, тех, героев в камуфляже и с георгиевскими ленточками, кого до того момента наблюдал только в телерепортажах и на ютубовских роликах стримеров. Красивых, мощных ребят. Их было много. Они были полны решимости отстоять свой родной край, их глаза сияли каким-то необыкновенным светом, я был горд, что хотя бы на несколько минут попал в эту компанию… Кто из них жив сейчас? Их земля под врагом, но я знаю, что они никогда не смирятся с её потерей…


© Facebook.com

Говорят, у луганских и станичных долгое время существовал антагонизм, порожденный гражданской войной. Вроде как в подавляющем большинстве своем рабочие Луганска, загипнотизированные сладкими обещаниями о светлом будущем из уст слесаря Клима Ворошилова, поддержали красных. А казаки — как раз наоборот. Братоубийственная война вчерашних соседей была предельно кровавой, да настолько, что даже десятилетия спустя победители и намного поредевшие в численности побежденные, а также их потомки, вымещали взаимную неприязнь в кулачных схватках.

Но именно казаки стали одной из движущих сил будущей русской революции в Луганске. До сих пор по интернету ходит снятое «замайданщиками» видео, запечатлевшее как «донцы» пришли потроллить (а иначе и не скажешь) митинг местных евроинтеграторов:

«Вот смотрю я на вас, — говорит один из них, хитростью добравшийся до микрофона. — И что вижу? „Свобода“, „Удар“, „Батьковщина“. То есть фашист, спортсмен и христопродавец».

Далее, как водится, последовала драка. Казаки здесь, как и повсеместно в русских землях, зачастую подвержены ереси понимания себя, как некоего особого народа. Но пока это самосознание живет исключительно в рамках общерусского проекта. Что стало серьезной преградой для, как говорят на Донбассе «щеневмерликов». Потому как, в отличие от того же частично разагитированного Запорожья, центром луганского казачества является все-таки Дон-батюшка.


© Facebook.com

Крестным ходом за царя

В Луганске, все уличные таблички которого и по сей день «размовляют», еще со времен подавляющей всё и вся свидомости, висит баннер некоей русской организации, требующей придать родному русскому языку государственный статус…

Я смотрю на фотографии 2013 года — идущий по центральной улице города многотысячный крестный ход, приуроченный к 400-летию дома Романовых. Реют имперские флаги. Что может быть большим свидетельством воли народа к объединению с исторической Россией, собиранию русских земель, как не выбор в пользу монархической, имперской идеи? Не случайно тот же имперский триколор, наряду с национальным русским, он же нынешний российский, так часто можно видеть на кокардах бойцов подразделений республики. Здесь в чести и красные флаги, но уже скорее не как дань комиссарам в пыльных шлемах гражданской, а дань уважения еще одной империи — сталинской, чьи воины под пулями и снарядами прошагали пол Европы.

Противоречивая и безжалостная сама к себе русская история все-таки едина, как русло одной реки. И, видимо, это отчетливо ощущается именно тогда, когда ты отрезанным ломтем живешь вдали от своего Отечества.

«Мы пробовали сотрудничать с официально поддерживаемыми Россией организациями „соотечественников“, — вспоминает один из организаторов этих крестных ходов и прочих массовых русских акций, председатель Движения Владимира Мономаха „Русь“ Тихон Гончаров. — Но вскоре поняли, что те ни разу не заинтересованы в том, чтобы мы стремились прочь от развития в русле „единой Украины“. И поэтому стали все делать сами. Мой отец выпускал журнал „Русское слово“, который распространялся по подписке по всей стране. Местные СМИ всячески высмеивали нас, настолько их злило все русское. Помнится, на одно из мероприятий я, как профессиональный музыкант, пришел с гармошкой, так они разместили видео и фото со мной где только смогли, как показатель того, какие мы дремучие, слово „ватник“ тогда еще не вошло в их обиход. Хотя вышиванки, оселедцы и бандуры на проукраинских митингах их несколько не раздражали».


© Facebook.com

Но русские активисты выходили на улицы Луганска, не обращая на уколы и смешки, поскольку на своей земле, даже пестрящей табличками на неродном языке, они все же были в большинстве, и всегда могли опереться о братское плечо.

Луганский феномен

Еще один интересный феномен Донбасса, который, пожалуй, не встретишь нигде больше, ни в мире, ни на постсоветском пространстве — это русские околофутбольные фирмы, впоследствии ставшие ядром местного Антимайдана. Точнее фирма, ибо я не в курсе, было ли что-то подобное в Донецке.

Мой собеседник — луганский предприниматель, стоявший у истоков этого движения. Не любит светиться, поскольку имеет партнеров как в России, так и на «той» стороне, поэтому в разговоре предпочитает остаться инкогнито.

«Донбасс — это, в принципе, футбольный, точнее околофутбольный край, — рассказывает он. — Здесь всегда жили футболом, и страстно болели за свои команды, мы — за «Зарю», дончане — за «Шахтер».

Массовые драки между болельщиками обеих команд известны еще чуть ли не с шестидесятых годов прошлого века. Другое дело, что распространившийся по всем миру футбольный фанатизм английского образца, эта позаимствованная субкультура, не оставляла особого выбора, несмотря на повсеместно декларируемую аполитичность, ты обязательно должен быть политизирован — либо праворадикалом, либо леворадикалом…

На постсоветском пространстве изначально начали доминировать первые. Что на Украине, естественно, имело свою специфику: черно-белые флаги ОУН УПА, «заряды» на исключительно украинском языке и скандирование: «Слава Украине! Героям слава». Что для Луганска, как я считаю, выглядело искусственно, инородно и совершенно по-идиотски.


© Facebook.com

Их было пятеро, когда они решили объединиться. У их противников — наци из «Заря Ультрас» уже существовал свой черно-белый сектор. На дворе — режим западенца Виктора Ющенко. Но они взяли в руки российские триколоры и пошли на футбол. Чтобы болеть исключительно на родном — на русском.

«Мы решили взять за основу то, как болели наши предки — советские болельщики, — вспоминает ветеран движения. — То есть не только прыгать, орать и жечь фаеры, поддерживая команду, но и позволить себе все-таки посмотреть игру, последить за ней. Хотя перформансы, безусловно, тоже устраивали. На тот момент, равно как и сейчас, вся околофутбольная тема равнялась под британский стандарт, ставший мировым, поэтому мы искали, и подобрали для себя наиболее оптимальный вариант, хотя и очень редкий — loyals. Я знаю, что такие существуют у британской команды «Crystal Palace» и в России у ФК «Ростов».

Но основной идеей новой фирмы стала родной русский язык и русские имперские идеи. Еще один лидер луганских «лоялсов», ныне депутат парламента молодой республики и негласный лидер молодежи города Денис Мирошниченко вспоминает:

«Мы первые из футбольных фанатов Украины подняли имперский флаг. Хотя и не носили его на игры, поскольку на матчи с ним нас просто бы не пустили, но активно использовали на других акциях, таких как «Русские пробежки». И еще, когда мы достаточно окрепли, то стали закрикивать «ультрасов». Например, когда те начинали скандировать: «Перемога, гей!», мы сразу же отвечали: «Говори о «Заре» на родном языке! Говори по-русски!», и били в барабаны. А когда они заряжали «Слава Украине!», то мы отвечали «Луганск — русский город!» или «Заря!Заря!Заря!». Благодаря чему, для всех украинских ультрас мы очень скоро стали главным врагом».


© Facebook.com

Довольно быстро количество «лоялс» выросло до трех сотен человек. Фирма начала активно бороться за возвращение в клубные цвета красного цвета. Поскольку именно в этой гамме «Заря» в 1972 году стала чемпионом СССР. Им хотелось исторической справедливости во всем. И клуб пошел им на встречу. А вот их визави из «ультрас» так и остались бело-черными, видимо, красный цвет не устраивал их из идеологических соображений.

От околофутбола до окопа

Естественно, при таких раскладах без стычек и кулачных боев обойтись не могло. Но первым поводом для этого все-таки стала политика. Новая свидомая власть активно занялась переписыванием истории. Для чего подготовила и стала возить по регионам Украины, в том числе и восточным, выставку, рассказывающую про «героев УПА». Курировало мероприятие СБУ.

«Город у нас не очень большой, многих эсбеушников мы знали, — вспоминает фанат-предприниматель. — Подходили и троллили их, мол, не знал я, что ты оказывается бандерлог. Те в ответ злились, психовали: «Не бандерлог я, сверху приказали!». В итоге, ребята из «лоялсов» пикетировали эту выставку, отговаривая горожан ходить на нее. Это, конечно, было чистой формальностью, поскольку эсбеушники заводили тех, кто хотел посмотреть на «хероев» через задний вход. А передний блокировали мы. И вот, «ультрас» пришли, чтобы выбить нас оттуда, тогда у них ничего не получилось. Но по окончании акции они накрыли наших ребят возле стадиона. После чего мы в ответ уже накрыли их».


© Facebook.com

После этих силовых акций лидеры «ультрас» и «лоялс» встретились и договорились не тащить политику на стадион. И даже бывало, что когда клубу была нужна наиболее массовая и активная поддержка, выступали за него единым сектором. Но подобное статус кво не могло длиться долго. С началом Майдана черно-белые умчались в Киев евроинтегрировать страну. А чуть позже в тогда еще общую столицу отправились и черно-бело-красные, чтобы биться с ними и их соратниками на Грушевского и Банковой. Далее судьба разбросала одних в карательные батальоны, других — в ополчение.

«Самое интересное, что оба наших движения не были целиком однородны, — говорит мой собеседник. — И среди ультрас находились проимперски настроенные ребята, и среди лоялс — любители единой Украины, но все же большинство было направлено именно по такому вектору: либо ты за бандеровцев, либо за русских. Была и третья сила. По иронии судьбы, самая боевая, но и самая аполитичная. Это «хулсы», бойцы-хулиганы, они же «Зарница». Но там политика на первый план не могла выходить хотя бы просто потому, что во всех боях те изначально выступали за московский «Спартак». Но, что самое интересное, кто-то попросил их охранять луганский Евромайдан. Что они и сделали по знакомству, но без особой охоты и рвения, отправив два десятка бойцов из своих ста пятидесяти человек. Что не спасло местных свидомых, в пух и прах разгромленных луганчанами. Сейчас ультрас «Зари» можно наблюдать в Запорожье, где теперь тренируется и играет клуб. Лоялс же больше нет, поскольку в городе нет команды. Зачем нам поддерживать клуб, которому больше не нужен родной Луганск? Вот если он вернется, или под этим именем будет собрана наша городская команда, то все еще может вернуться на круги своя».


© Facebook.com

Оставшись без околофутбола русские ребята из «Заря Loyals» не потерялись, кто-то из них с оружием в руках защищает родную землю, кто-то стал управленцем, кто-то в составе патриотических клубов воспитывает молодежь. По-новому, по-русски.

Русское навсегда

Я опять вспомню май прошлого года. Луганск встретил меня граффити «Луганск — русский город». И на душе больше не было сомнений, что здесь я тоже дома — на русской земле, в своё время по прихоти идеолога и вершителя судьб народов и цивилизаций, переданной наспех сконструированному псевдогосударственному образованию «Украина». А на днях, на крупном рок-фестивале, гостями которого стали артисты из России, луганская молодежь скандировала эти же слова, в едином порыве. Единственная в Луганске церковь раскольничьей УПЦ так называемого «киевского патриархата», не захвачена казаками или местной патриархией МП, вопреки стенаниями укро-СМИ. А стоит пустая, пастыри бежали, бросив свою немногочисленную паству. А вот в православных храмах города не прекращается молитва, и священники благословляют горожан на защиту своей земли. Сама история отделяет зерна от плевел, наносное — от приходящего, настоящее — от пошлой выдумки и псевдоисторического фарса.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+2

 

   

Комментарии (4)

  • Миг-32
    Миг-32 29 апреля 2015

    А футболисты как крысы уехали на заработки в Украину

    Ответить
    0 +
  • Юный слесарь
    Юный слесарь 29 апреля 2015

    Часто думаю,как там болельщики без любимых команд?

    Ответить
    0 +
  • Андрей
    Андрей 29 апреля 2015

    Режим Парашенко слишком далеко зашел в своих злодеяниях , чтобы остаться существовать. Это все временное явление. Уже власть хунты начинает сдуваться, хотя все еще подпитывается кровью и бедами народа.

    Ответить
    1 +
  • svar
    svar 02 мая 2015

    Власть хунты-то сдувается да поддержка у нее мощная. Штаты готовы помогать им и материально и военной техникой, и обучением солдат. Причем учат они тех, кто на Донбассе зверствовал. Тот же Азов. Солдатскике матери уже тревогу бьют! Одни бандиты учат других.

    Ответить
    1 +