+4
Сохранить Сохранено 7
×

Мир отмечает юбилей великого сказочника из Луганска


4 13 1201

Мир отмечает юбилей великого сказочника из Луганска

В советском кино было два великих сказочника. Они жили в одно время и даже умерли в один год. Сейчас, так вышло, скорее вспомнят младшего — видимо, у Александра Роу просто больше «хитов», стопроцентно закрепившихся в национальном самосознании. Спроси на улице, многие наверняка назовут и «Морозко», и «Королевство кривых зеркал». А вот со сказками Александра Птушко вполне могут возникнуть проблемы — как-то так получилось, что они сейчас, кажется, не на слуху. О них реже говорят, их не так-то часто повторяют по ТВ; хотя почему так — непонятно.

Пожалуй, главным фильмом Александра Птушко, безусловно выдержавшим испытание временем, стали «Алые паруса» 1961-го года. Не сказка — а романтическая повесть о Мечте, о Доброте, о чистых, подлинных Чувствах. По бессмертной повести Александра Грина, с молодыми и прекрасными Василием Лановым и Анастасией Вертинской. «Совершенно такой», — говорит Ассоль своему Артуру, и сам фильм — «совершенно такой», идеальный и неувядающий образец жанра. Великая картина о Самом главном.

Кадр из фильма "Алые паруса"
1
Кадр из фильма "Алые паруса"

На виду остаётся и следующая лента Птушко — «Сказка о потерянном времени» по Евгению Шварцу. Её часто можно застать на утренних телесеансах — сказалось, видимо, то, что фантастический мотив укоренён здесь в понятной и привычной реальности: это единственный большой фильм режиссёра про близкую ему современность. К тому же вечный, «пугающий» сюжет: дети становятся старичками — с выходящей отсюда моралью.

Кадр из фильма "Сказка о потерянном времени"
2
Кадр из фильма "Сказка о потерянном времени"

А вот все другие сказки Птушко — скажем так, из прошлых эпох, костюмные, с декорациями и подлинными чудесами, поражающими в те года спецэффектами — как будто куда-то пропали, потерялись. Где «Садко», «Илья Муромец», «Сампо», где «Руслан и Людмила»?.. Остались ли они в нашей памяти, знают ли их наши дети?..

А ведь это — прекрасное кино, уникальное, штучное. И в своё время признанное не только в Европе, но даже в Америке: по меньшей мере четыре сказочные постановки Птушко прокатывались за океаном. В перемонтированном виде (он видел и одобрил), под другими названиями, но важен сам факт: их признали и оценили как тамошние профессионалы, так и зрители (известный факт: сценарной переделкой «Садко» занимался тогда ещё безбородый Фрэнсис Форд Коппола).

Кадр из фильма-сказки "Садко"
3
Кадр из фильма-сказки "Садко"

«А как же «Вий»?» - удивятся некоторые, повторяя распространённую ошибку. Но Птушко был не автором, а художественным руководителем этого фильма — о чём мы ещё скажем ниже. Пока же обратимся к биографической справке.

Александр Лукич Птушко родился в крестьянской семье 6-го апреля 1900-го года — когда календарь поменяли, дата переместилась на 19-е число. Родился в Луганске — отчего сейчас сразу невольно вздрагиваешь: уж больно часто мы слышим теперь про этот город — который, оказывается, отмечен и на кинематографической карте мира. В тех краях будущий режиссёр провёл всю свою юность, переехав в Москву уже в послереволюционные двадцатые годы. Нашёл себя не сразу, придя в кино только в возрасте двадцати семи лет. Сперва его увлекла мультипликация, предоставлявшая широчайшие возможности для эксперимента. После ряда успешных опытов он получил право на полнометражный дебют — сразу принёсший ему мировую известность.

«Новый Гулливер» (1935) был показан на кинофестивале в Венеции и назван американскими критиками одним из лучших зарубежных фильмов года. Но этим его историческое значение не исчерпывается. Более чем за полвека до «Кролика Роджера» Птушко объединил в одном кадре живого исполнителя с мультяшными — объёмными куклами. Добившись при этом поразительной (особенно по тем временам) естественности, а как следствие — колоссального зрительского успеха. Этот же приём позже был использован им и в «Золотом ключике».

Кадр из фильма "Новый Гулливер"
4
Кадр из фильма "Новый Гулливер"

Одно время — в военные годы — Птушко даже руководил «Союзмультфильмом», был не только сценаристом, но и худруком ряда постановок. Его вклад в развитие отечественной мультипликации огромен. Накопленный опыт пригодился ему при работе с комбинированными съёмками, которые стали основой его потрясающих киночудес.

Вскоре после войны вырос «Каменный цветок», ставший в Советском Союзе самым успешным фильмом 1946-го года и получивший на Каннском фестивале приз за лучшее цветовое решение. Перенося на большой экран уральские сказы Павла Бажова, Птушко нашёл свою тему: сказки огромной страны. Позволяющие продолжать творческие поиски и требующие новых, оригинальных технических решений.

Кадр из фильма-сказки "Каменный цветок"
5
Кадр из фильма-сказки "Каменный цветок"

Делалось всё зачастую впервые — а потому не так быстро, как того бы хотелось. И в 50-е Птушко поставил всего три картины — зато каких! Онежского «Садко» с Сергеем Столяровым и Аллой Ларионовой (отмеченного, кстати, венецианским «Серебряным львом») — раз! Былинного, поражающего своим масштабом (и даже внесённого в Книгу рекордов Гиннесса) «Илью Муромца» с величественным Борисом Андреевым — два! Карело-финское «Сампо» по эпосу мирового значения «Калевала» — три!.. Кино для своего времени революционное, покоряющее, захватывающее воображение. Что говорить — сейчас такого не делают. И снова возникает вопрос: не забыли ли мы эти фильмы?.. Помним ли мы их, показываем ли новому, подрастающему поколению?..

In article 6c9478982c
6
Кадр из фильма-сказки "Илья Муромец"

Последними картинами Александра Птушко стали экранизации Пушкина: «Сказка о царе Салтане» и «Руслан и Людмила». Закономерное развитие потрясающего творческого пути: кому было браться за «наше всё», как не великому сказочнику?.. Причастен он был, как уже отмечалось, и к гоголевскому «ужастику» «Вию»: уважаемого мастера позвали помочь режиссёрам-дебютантам и добавить волшебства, магии, без чего эта история смотрелась бы серо и пресно. Все трюковые сцены в «Вие» — это Птушко; его же имя стоит первым в титрах фильма, что порой и способствует путанице.

Кадр из фильма "Сказка о царе Салтане"
7
Кадр из фильма "Сказка о царе Салтане"

Умер Александр Лукич 6-го марта 1973-го года, похоронен на Новодевичьем кладбище. Известно, что когда он и Роу творили, даже многие коллеги не воспринимали их работы всерьёз: мол, фи, сказочки, ерунда, так любой может. Они ушли — а этих самых «любых» более не возникло: единичные исключения лишь усиливают боль от потери. Сказка как жанр в отечественном кинематографе попросту исчезла. Попытки восстановить утраченные позиции до сих пор не привели к каким-либо внушающим уважение результатам. Годы показали, что «любой» так не может: для подобного кино нужен особый талант, иного уровня дар, гений. Учить жизни — это одно; воспитывать, развлекая, — совершенно другое.

И конечно, очень обидно, что из основных телеканалов одна только «Культура» вспомнила об юбилее нашего великого соотечественника, не пожалев эфира для его «старого» фильма. Прочие каналы традиционно предпочли новые сказки — преимущественно американские.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+4

 

   

Комментарии (13)

  • Грибы с Альфа Центавра 35600+
    Грибы с Альфа Центавра 35600+ 19 апреля 2015

    Пропиндосская статья. Но сделана по-умному. В объём, плавновливающийся и расслабляющий душу читателя, вкраплены крупинки яда: 1. / ...прекрасное кино, уникальное, штучное. И в своё время признанное не только в Европе, но даже в Америке.../. То есть, исподволь, под сурдинку, проталкивается мысль, что вершиной признания фильмы является пиндосия. Каково, а? 2. / ...В перемонтированном виде (он видел и одобрил), под другими названиями, но важен сам факт: их признали и оценили как тамошние профессионалы, так и зрители (известный факт: сценарной переделкой «Садко» занимался тогда ещё безбородый Фрэнсис Форд Коппола).../ Это ж надо! Сам "великий" Ф Ф Куппола приложил руку, и серость обрела цвет. Ага. 3. /...Прочие каналы традиционно предпочли новые сказки — преимущественно американские.../ Вот как. Пиндосские, как ни крути, лучше. . Отвратительная статья.

    Ответить
    0 +
  • Максим
    Максим 19 апреля 2015

    интересные наблюдения. больные на всю голову, но любопытные. спасибо.

    Ответить
    0 +
  • Грибы с Альфа Центавра 35600+
    Грибы с Альфа Центавра 35600+ 19 апреля 2015

    Симулякростроение, как способ существования и основа выживания, оно всё такое.

    Ответить
    0 +
  • fenix-girl
    fenix-girl 20 апреля 2015

    Без квасного патриотизма, Америка, действительно, в мировых лидерах по кинопроизводству. Похвалой профессионалов, даже если у вас расхождения по политическим мотивам, пренебрегать не стоит.

    Ответить
    0 +
  • Грибы с Альфа Центавра 35600+
    Грибы с Альфа Центавра 35600+ 20 апреля 2015

    Много, это не значит хорошо. Пиндосское кино, это не искусство вовсе, а лишь способ заработать бабла. И не более того. На самом деле, настоящее Искусство кино и пиндосская промышленность по производству кино, это явления не абсолютно сопоставимы. Соответственно, при таких обстоятельствах, прохвала пиндосских симулякролепителей в адрес настоящего Русского художника, выглядит довольно двусмысленно. Это всё равно, что творчество и работы Микеланджело будут свясока похваливать лепители и продаватели на рынке глиняных свистулек и, при этом, подчёркивать, что работы, в общем, хороши, только жаль, что в них нет дырочек, куда можно было бы дуть для извлечения звуков - продаваться хуже будут, без дырочек. Данная статья в плане привлечения пиндосов в качестве высоких специалистов в области Искусства кино очень похожа на приведённый выше пример с Микельанжело и продавцами свистулек. Вам так не кажется?

    Ответить
    0 +
  • fenix-girl
    fenix-girl 20 апреля 2015

    Я американское кино смотрю раз в год, чаще всего переключаю канал. Не могу говорить о качестве всего товара, но есть у них и хорошие фильмы. Банальный пример - "Титаник". До Титаника были десятки аналогичных катастроф с бОльшим числом погибших. Но нужно было так поднести трагедию, одну из сотен, чтобы люди рыдали. Я сама плачу, хоть и смотрела раз 5. Как говорил журналист Леонид Жуховицкий, у каждой Анны был свой Вронский, но не у каждой - свой Толстой. И в чем мы проигрываем америкосам - в свободе фантазии. Те как насочиняют! А потом втиснут столько эффектов! Знаешь, что брехня, но красивая брехня. А смотришь их фильмы, где они русских идиотами представляют, психуешь, злишься, а все равно красиво снимают, сволочи. Мы умеем делать хорошие конфеты, но не умеем их красиво обертывать.

    Ответить
    0 +
  • Максим
    Максим 20 апреля 2015

    вступлю еще раз: мне всё-таки так не кажется. американцы были приведены пример не в плане Искусства кино, а в плане искусства спецэффектов - вот тут их похвала действительно важна, так как в этой сфере они №1 бесспорные. И спецэффекты Птушко им пришлись по вкусу. Другое дело, если именно эту нехитрую мысль мне не удалось донести до просвящёного разума обитателей Альфы Центавра. ну а сравнивать прогрессивного художника, антивоенщика и облачителя буржуазии Копполу с продавцами свистулек - тоже не совсем уж справедливо. конечно, его можно было и не упоминать - но с другой стороны, интересный факт, сближающий наши культуры, почему бы и не упомянуть?.. а уж насчет финальной фразы с ТВ - Грибами совершенно не прочитан негативный запал в предложении.

    Ответить
    0 +
  • Юный слесарь
    Юный слесарь 19 апреля 2015

    Замечательные живые сказки снимали Птушко и Роу.

    Ответить
    0 +
  • asinch
    asinch 19 апреля 2015

    И "Илья Муромец" и "Сказка о царе Салтане" из телевизора не вылезают.Как и "Садко".Вот "Сампо" давненько не видел,но, опять же,не с советских времён.

    Ответить
    0 +
  • Максим
    Максим 19 апреля 2015

    странно, мне вообще не попадались в последние годы. значит, не прав - но только рад этому: стало быть, фильмы живы

    Ответить
    0 +
  • fenix-girl
    fenix-girl 20 апреля 2015

    Максим, за статью спасибо! Во-первых, информационная, не пришлось лезть в википедию за дополнительными сведениями, как это часто бывает. Во-вторых, позволили вспомнить действительно замечательные сказки нашего детства. Из всех фильмов Птушко я пересматриваю сама и рекомендовала своим детям "Сказку о потерянном времени". Философское предупреждение, смысл которого понимаем с возрастом.

    Ответить
    2 +
  • fenix-girl
    fenix-girl 20 апреля 2015

    Кстати, сейчас таки залезла в нэт, но по поводу Евгения Шварца. Оказывается, он был автором и таких любимых мной сказок, как "Обыкновенное чудо" и "Дракон". Правда, поставил их Марк Захаров, но материал замечателен.

    Ответить
    0 +
  • Максим
    Максим 20 апреля 2015

    спасибо за спасибо))

    Ответить
    0 +