+2
Сохранить Сохранено 7
×

Консерваторы обсудили, как спасти традиционную Европу


Консерваторы обсудили, как спасти традиционную Европу

© Оля Манолова/Ridus.ru

Второй день форума консерваторов «Бердяевские чтения», организованного фондом Институт социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ), прошел в «Аквариуме» — такое название благодаря прозрачной стеклянной стене получила одна из аудиторий Балтийского федерального университета имени Канта в Калининграде. Программу главного дня разделили на три части: историческую, актуальную и перспективную.

Стеклянная стена аудитории в БФУ
1
Стеклянная стена аудитории в БФУ
© Оля Манолова/Ridus.ru

Поскольку без знания прошлого, не стоит пытаться строить светлое будущее, для начала консерваторы напомнили о своих корнях. По словам доктора исторических наук, доцента исторического факультета Воронежского государственного университета Аркадия Минакова, основные постулаты нарождавшегося русского консерватизма были сформулированы к началу Отечественной войны 1812 года и стали «непосредственной и очень острой реакцией на западничество наиболее активной и влиятельной части правящего слоя».

Аркадий Минаков
2
Аркадий Минаков
© Оля Манолова/Ridus.ru

Эти положения включали недопустимость некритического подражательства западноевропейским образцам; упор на собственные самобытные языковые, религиозные, политические и культурные традиции; и ставку на патриотизм с культивированием национального чувства и преданности традиции мощной государственности.

К месту и, главное, времени, пришлось напоминание о том, что когда-то вся Европа (не Россия) называла Александра I «царем царей». По его мановению 200 лет назад в 1815 году был создан «Священный союз» («Священный завет» во французском и германском вариантах), а Евангелие фактически стало уставом в международных делах вплоть до Крымской войны 1853-1856 годов.

3
© Оля Манолова/Ridus.ru

Впрочем, через призму прошлого все равно разговор, в конечном счете, шел о настоящем. А именно о непрекращающемся споре консерваторов и либералов. Доктор философских наук, профессор МГУ Василий Ванчугов, в частности, заметил, что «европобесие», «американобесие» и пренебрежение ко всему другому наблюдается именно у либералов. Консерваторы же иное допускают, но предпочитают сохранять и взращивать свое, пусть и в окружении другого.

Вторая секция была посвящена вызовам, которые разрушают совместное детище консерватизма и просвещения, коим консерваторы видят эпоху модерна.

В конце XX века начали разрываться классические европейские ценности, в которых есть место представлениям о достоинстве человека, о суверенитете, о социальной солидарности, о культурной однородности и целостности общества, отметил модератор «Актуальной» секции,
президент Института национальной стратегии, политолог
Михаил Ремизов.
Михаил Ремизов (по центру).
4
Михаил Ремизов (по центру).
© Оля Манолова/Ridus.ru

Среди вызовов были названы: последствия революции 1968 года во Франции, которая бросила вызов цивилизации зрелых европейских ценностей; последовавшие за ней неолиберализм и глобализация; неоимпериализм и философия вмешательства в исполнении Соединенных Штатов; философия наднационального проекта в исполнении брюссельской Европы.

Директор Люксембургского института европейских и международных исследований Арман Клессе (Armand Clesse) констатировал «интеллектуальное и моральное разложение Запада». В XX веке многие философы уделяли внимание этому вопросу, но тогда хотя бы сама величина того же Шпенглера, автора знаменитого «Заката Европы», свидетельствовала о преждевременной панике. Ныне же, по мнению господина Клессе, можно диагностировать диагноз в медицинском смысле этого слова. Эксперт опасается, что Европа вскоре может превратиться в красивый музей для жителей Китая и других азиатских государств. Выход он видит, в том числе и в налаживании совместной работы с Россией, которая у нынешней Европы, увы, пока вызывает лишь раздражение.

5
© Оля Манолова/Ridus.ru

Декан факультета политологии Международного свободного университета гуманитарных наук (LUISS) в Риме, доктор Себастьяно Маффетоне (Sebastiano Maffetone) пошел дальше люксембургского коллеги, предложив Европе поближе присмотреться к теории Евразийского союза. По его мнению, идея конкуренции, которую сулит данное гипотетическое образование, будет Европе весьма полезна и может способствовать первому шагу по сближению с Россией. Примечательно, что господин Маффетони назвал себя классическим либерал-демократом — с современными консерваторами его сближает католическое воспитание.

Себастьяно Маффетоне
6
Себастьяно Маффетоне
© Оля Манолова/Ridus.ru

Обсуждение будущего, как водится, не обошлось без многочисленных отсылок к прошлому, предположений и предложений. Проблема поиска не нова, но в случае консерваторов наиболее четко ее проблематику обозначил доктор политических наук, профессор МГУ Сергей Черняховский.

Он указал на различия, между прогнозированием, коим заняты многие теоретики, и философией будущего. Первое говорит о том, как будет развиваться мир при существующих постулатах. Философия будущего предлагает построение мира на других постулатах.

Что мы хотим из прошлого взять в будущее? Как построить картину, чтобы остаться самими собой, сохранить свои ценности и тождества, но действительно создать некий новый облик мира? Это и есть центральный момент поиска,  говорит Сергей Черняховский.

Возможность парировать доклады коллег будет представлена в третий день чтений.

Сергей Черняховский.
7
Сергей Черняховский.
© Оля Манолова/Ridus.ru
Всевозможные награды в холле БФУ им.Канта в Калининграде
8
Всевозможные награды в холле БФУ им.Канта в Калининграде
© Оля Манолова/Ridus.ru

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+2

 

   

Комментарии (1)

  • aN_Na
    aN_Na 18 апреля 2015

    ответ- НИКОГДА!!!

    Ответить
    0 +