+3
Сохранить Сохранено 7
×

«Большой-большой секрет» мультипликации


3 4 3011

«Большой-большой секрет» мультипликации

Кадр из мультсериала "Маша и медведь"

Что нельзя показывать детям

Стык юности и детства автора статьи пришелся на момент падения Союза. Таким образом, большая часть продукции западной киноиндустрии, в том числе, диснеевские мультфильмы, были познаны уже практически в подростковом возрасте, одновременно с «Рембо» и «Индианой Джонсом». Детство же было связано с советскими мультиками, и с высоты тинейджерских лет явственно чувствовалась разница между «их» продукцией и «нашей».

Причем, даже в отрочестве была очевидна природа различий. С одной стороны, западные мультфильмы и их герои — это целая индустрия с яркими картинками на футболках и бейсболках, жвачками и «диснейлендами». А с другой — Леопольд с мышами и волк с зайцем смотрелись, конечно, хоть и более блекло на фоне Тома с Джерри, Вудди и Бакса Банни, но зато лупцевали друг дружку не столь изощренно и жестоко…

В столь юном возрасте проблема влияния кинопродуктов на детскую психику волновать, конечно, никак не могла. Зато заставила обеспокоиться спустя два десятка лет, с присуждением статуса «отца». Тем более общество, хранившее долгие годы безмолвие, в один момент вдруг возопило, озаботившись всесторонней защитой семьи, материнства и детства. Со страниц сайтов и телеэкранов зазвучали угрожающие слова «ювенальная юстиция», «педофилия» и тому подобные.

На тематических ресурсах появилось множество статей с истеричной риторикой, в которых из одной в другую переходил пример из мультфильма «Шрек», героиня которого силой голоса разорвала на кусочки пернатое. Птичку, разумеется, жалко. А еще более жалко психику ребенка. Желательно, чтоб он воспитывался на полезном искусстве. Однако не хотелось бы и чтобы рос он пуританином-аутистом, незнакомым с яркими трендами, над отсталостью которого подтрунивали бы сверстники.

Все-таки дети сами решают, что им нравится, родители могут лишь подсказать
1
Все-таки дети сами решают, что им нравится, родители могут лишь подсказать
© Андрей Гулютин/Ridus.ru

Что можно показывать детям

Как оказалось, практикующие детские психологи совсем и не склонны драматизировать ситуацию и демонизировать современную анимацию. «Ребенок ориентируется не на героев мультфильмов, а на самых близких людей, — отмечает Максим Прохоров. — Если мама пьет на детской площадке пиво, а дома смотрит сериалы и читает только женские журналы, то не надо винить западных супергероев в том, что происходит с ребенком».

Да, безусловно, продукт, к которому стоит допускать ребенка, не должен содержать в себе излишнюю агрессию. А то, как подсчитали коллеги, за полтора часа мультфильма «Как приручить дракона» его герои пожелали убить кого-нибудь аж 24 раза. 

«Мультфильмы, в которых много насилия, смотрят незащищенные, неуверенные в себе дети, — уверена психолог Центра успешных отношений Елена Дубовик. — Поэтому относиться к такой анимации нужно как к сигналу: с ребенком беда».

По закону "Ну погоди!" нельзя смотреть до брачного возраста, а вот "порево" - запросто
2
По закону "Ну погоди!" нельзя смотреть до брачного возраста, а вот "порево" - запросто
Коллаж © Ridus.ru

В 2012 году был принят закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», вся теле- и кинопродукция была разделена на возрастные категории, и по идее, всё должно было встать на свои места: посмотрел на голограмму на диске и решай — допускать к просмотру чадо, либо нет. 

Однако всё получилось как всегда, и советский мультсериал «Ну, погоди!» попал в категорию «18+», а премьера нынешнего сезона «Что творят мужчины-2» с Джигурдой-трансвеститом и множеством голых женщин на каждые 24 кадра — «12+».

Таким образом, при допуске ребенка к кинопродукции лучше рассчитывать на себя. Но как же неспециалистам определить, что можно показывать детям, а что нельзя?

«Определенных критериев тут нет, — уверен аспирант психфака МГУ, детский психолог Максим Прохоров. — Лучше всего родителям опираться на свою интуицию. А значит, надо посмотреть мультфильм самим и решить, насколько он адекватен».

Как бы вам не нравился в детстве этот мульфильм, вашим детям он скорее всего покажется слишком блеклым и медленным
3
Как бы вам не нравился в детстве этот мульфильм, вашим детям он скорее всего покажется слишком блеклым и медленным
Кадр из советского мультфильма "Когда зажигаются елки"

А еще мультфильм должен быть современным. «Не стоит опираться только на советские мультики, они, конечно, замечательные, но мы ведь живем не в СССР, стоит учитывать культурный и временной контекст», — замечает Максим Прохоров.

«Впрочем, если есть выбор, лучше сделать его в пользу отечественной анимационной продукции, — полагает специалист Центра защиты ребенка Константин Подберезкин. — И дело тут не в патриотизме, а в том, что наш продукт создается изначально с учетом родного менталитета, на родном языке, что помогает ребенку в развитии».

Ну, и плюс ко всему, выбор родителя должен складываться в пользу яркости. «Ежик в тумане» это, конечно, классика, но ребенок все равно предпочтет «Тома и Джерри». «Сама по себе яркая цветовая гамма в кинопродукте не представляет проблем, — уверен Максим Прохоров. — Радуга тоже яркая, игрушки тоже яркие. Всем бы хотелось яркой жизни — таковы современные реалии».

В святая святых производства «Фиксиков» создатели сериала проводят экскурсии для детей.
4
В святая святых производства «Фиксиков» создатели сериала проводят экскурсии для детей.
© Андрей Гулютин/Ridus.ru

Получается, идеальный для нашего ребенка мультфильм — отечественный, современный, неагрессивный и яркий. Ну, и конечно, интересный. А каково мнение самих ребят на этот счет?

По данным исследования «Новое поколение», которое Synovate Comcon проводил в первом полугодии 2014 года, первые строчки предпочтений среди детей дошкольного и младшего школьного возраста (4−9 лет) заняли отечественные мультсериалы «Маша и Медведь» и «Фиксики».

Что же говорят психологи об этих продуктах? Оказывается, оба характеризуются положительно.

«Маша ассоциируется у ребят со свободой, которой из-за родительской опеки им так не хватает, — полагает Елена Дубовик. — Этим и притягивает к себе. А еще Маша очень любит медведя. Ведь он позволяет ей проказничать и на своих ошибках изучать жизнь».

Как бы Маша не учила детей быть свободнее, родителям такая свобода может оказаться не в радость
5
Как бы Маша не учила детей быть свободнее, родителям такая свобода может оказаться не в радость
Кадр из мультсериала "Маша и медведь"

«К „Фиксикам“ никаких нареканий, — дал свою оценку Максим Прохоров. — Отличный мультфильм, персонажи знают, что такое дружба, постоянно узнают что-то новое и при этом не сидят, сложа руки, а используют полученные навыки в жизни. В мультфильме показаны различные опасные ситуации, но рассказывается, как в них правильно действовать. Мультик яркий, привлекает внимание даже взрослого, гораздо приятнее узнавать что-то новое не за партой, а в такой форме».

Впрочем, эксперты экспертами, но они же сами учат опираться на собственное мнение. Так вот автор статьи от «Маши» ребенка все-таки решил оградить — уж слишком полезными для него и вредными для родителей оказались машины «уроки». Потому, остановимся все же на «Фиксиках». Впрочем, забегая вперед, нужно отметить, это исключительно выбор автора, основанный на предпочтениях собственного сына. Создатели «Фиксиков» настаивают, что они далеко не лучшие.

6
© Андрей Гулютин/Ridus.ru

Полезный для образования коммерческий продукт

Побывав в святая святых производства «Фиксиков», «Ридус» выяснил, что мультфильм вполне может сочетать в себе лучшие из описанных выше качеств. Главное условие — работать над продуктом должны настоящие фанаты своего дела.

Мультсериал, в основу которого положена идея повести Эдуарда Успенского «Гарантийные человечки», рассказывает о семье фиксиков — маленького народца, проживающего внутри бытовых приборов и следящего за их исправностью. Идея непосредственно мультфильма принадлежит покойному ныне Александру Татарскому, создателю «Пластилиновой вороны» и студии анимации «Пилот».

Отдельной «фишкой» «Фиксиков» является образовательная составляющая. В каждой шестиминутной серии мультфильма рассказывается об устройстве тех или иных приборов, об их функциональности, о безопасном обращении с ними. «Мы отдельно выпустили уже порядка 200 таких познавательных „врезок“, — рассказал Георгий Васильев, генеральный директор продюсерской компании „Аэроплан“, один из авторов-создателей „Фиксиков“. — Это уже целая энциклопедия».

«Мы переместились в анимацию из другой культурной сферы, — рассказывает о предыстории сериала Васильев. — Предыдущий проект нашей творческой команды — мюзикл „Норд-Ост“».

Сегодня «Фиксики» — это не только герои мульсериала, это тысячи различных продуктов — от йогуртов до фламастеров.
7
Сегодня «Фиксики» — это не только герои мульсериала, это тысячи различных продуктов — от йогуртов до фламастеров.
© Андрей Гулютин/Ridus.ru

Впрочем, он и не скрывает, что «Фиксики» — изначально коммерческий проект. «Вам знаком такой термин как „брендбилдинг“? — задается Васильев вопросом и тут же сам на него отвечает. — Берется некий продукт, например, газированная вода, ей присваивается некое название, и если вода вкусная, компания действует эффективно, то дальше это название, этот бренд можно распространять на другие продукты. С помощью мультфильма тоже можно создать бренд, подобный способ изобретен еще Уолтом Диснеем»…

При этом, по словам Васильева, на процесс можно взглянуть и с обратной стороны. «Современные дети практически и не видели на телеэкране Мики Мауса, — отмечает он. — Зато видели многочисленные товары с ним. То есть, культурный образ Мики Мауса продвигается с помощью товаров и услуг. Получается, таким коммерческим образом, по сути, борются культурные стереотипы. Что выберут наши дети? Мики Мауса или Кота Матроскина? До последнего времени выигрывали мики маусы, и только в последнее время наша культура построила аналогичные экономические механизмы, способные удерживать культурное пространство под воздействием зарубежных стереотипов».

И это всё отнюдь не пустые слова. Канал «Фиксиков» на YouTube, созданный в 2011 году, уже перевалил за миллиард (!) просмотров. Согласно исследованиям «Левада-центра» практически все родители детей в возрасте дошкольного и младшего школьного возраста знают, кто такие фиксики. 

«Внутри страны, наверное, мы достигли максимально возможной популярности, и сейчас бренд вышел за пределы страны, права на сериал проданы в 70 стран мира», — рассказала Дарья Моргунова, пресс-секретарь «Аэроплана».

Однако, конечно, нельзя сказать, что успех пришел сразу. «Все это большой труд и „медленные деньги“», — подчеркивают создатели. К самоокупаемости «Фиксики» пришли только сейчас, к концу третьего года плотных эфирных показов, то есть примерно на пятом году анимационного производства, и на восьмом году от запуска проекта в разработку.

Сегодня «Фиксики» — это не только герои мульсериала, это тысячи различных продуктов — от йогуртов до фламастеров. Как уже писал «Ридус», вскоре фиксики предстанут в качестве героев масштабного новогоднего шоу, а в будущем — как детали огромного парка развлечений в Москве.

«И все-таки, всё, что мы делаем, это полноценное искусство, — уверен исполнительный продюсер „Фиксиков“ Борис Машковцев. — Поначалу была реакция, особенно, в профессиональной среде, что всё это делается только ради денег. Но на самом деле, какие бы рациональные параметры у проекта не существовали, всё равно он хорош лишь в том случае, если творчески интересен».

Шестьдесят с лишним тысяч юных участников сообщества фиксиков «ВКонтакте» согласятся с последним утверждением. Авторы сериала стараются быть максимально открытыми — раскрывают все нюансы создания мультфильмов, не скрывают тех, кто за кадром и еще, и еще. История взаимоотношений создателей фиксиков с их поклонниками требует отдельного рассказа.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+3

 

   

Комментарии (3)

  • Грибы с Альфа Центавра 35600+
    Грибы с Альфа Центавра 35600+ 05 декабря 2014

    Фиксики - это образы-носители поведенческого софта нормальных детей и, значит, нормальных людей в будущем. Доверять такую воспитательную работу случайным людям и рыночным механизмам нельзя. Рыночных проходимцев интересуют только деньги и барыши. Надеемся, что государственный организм по имени Россия это понимает и найдёт способ поддержать этот чистый источник положительных знаний (поведенческих программ) для детей. . Со своей стороны Грибы изо всех сил будут оказывать Фиксикам моральную поддержку. В инфопространстве, где они живут, это очень важно.

    Ответить
    1 +
  • Nbveh
    Nbveh 08 декабря 2014

    Уже поддерживает, даже слишком, например тотальным навязывание брэнда под названием "фиксики" в детских садах, это факт.

    Ответить
    0 +
  • Петр
    Петр 11 декабря 2014

    КУЗНЦОВ ПЕТР Что за бред этот бренд -фиксики! Скифы мы,- сказал поэт,- с раскосыми и узкими глазами. А тут какие то пидоры с фикусами. Окснитесь,православные! Европа лезет к вам через ... это самое!

    Ответить
    0 +