+1
Сохранить Сохранено 7
×

«Не бойся, я с тобой» — и это вовсе не страшно


1 0 440

«Не бойся, я с тобой» — и это вовсе не страшно

«Не бойся, я с тобой! 1919»

Азербайджан — Россия, реж. Юлий Гусман, в ролях: Полад Бюльбюль оглы, Лев Дуров, Мухтарбек Кантемиров, Бахрам Багирзаде, Михаил Ефремов, Тимур Бадалбейли, Кристина Гюльалиева, Эльдар Гасымов, Игорь Золотовицкий, Анатолий Равикович, Эдгард Запашный.

Сайт фильма

«Патриоты Азербайджана» похищают Ширин, дочку Теймур-бека, знаменитого композитора и прогрессивного депутата. Рустам, на юге России обучающий мастерству красных кавалеристов, и Сан Саныч, основавший школу восточных единоборств близ Баку, спешат другу на помощь.

Долгие годы фильм «Не бойся, я с тобой!» был несомненным доказательством того, что российский «Оскар» — премию «Ника» — придумал и бессменно возглавляет человек, действительно имеющий отношение к кинематографу. Так-то у Юлия Гусмана есть и другие картины, но именно эта — самая бойкая, самая яркая. Истерн! Конечно, заметно уступающий по популярности «Белому солнцу пустыни», зато и песен больше, и невесту крадут, и тишайший на вид Лев Дуров изображает каратиста, пальцем пробивая железный бак с водой. Лучше всего отношение к той ленте можно выразить словами одного из её эпизодических персонажей, случайно оказавшегося на пути главных героев: «Туда ехали — за ними гнались. Обратно едут — за ними гонятся. Какая интересная у людей жизнь!»

Оставим в стороне вопрос, для чего на свете появляются сиквелы, воспримем просто как данность: спустя 33 года на экраны страны выходит новый фильм с тем же названием, в котором разве что вместо подразумеваемой «двойки» стоит цифра 1919, прямо указывающая, в какое непростое время разворачивается теперь действие.

Кадр из фильма «Не бойся, я с тобой! 1919»
1
Кадр из фильма «Не бойся, я с тобой! 1919»

«Когда Азербайджан в огне, / Я не могу быть в стороне», — страстно декламирует поэт на митинге, посвящённом сложившейся в стране политической ситуации. В подробности нас не посвящают (для этого следует открыть учебник азербайджанской истории), но легко можно понять, что одни хотят, чтобы всё было по-новому, а другие настаивают, чтобы всё оставалось по-старому. Голос разума из уст благородного юноши («В нашей маленькой стране непозволительная роскошь — ненавидеть друг друга») не услышан, и бандиты при помощи местного капитала, продажных блюстителей правопорядка и присматривающих за нефтепроводом англичан готовят государственный переворот — для которого им всего-то и понадобится, что одна бомба да один пулемёт, а дальше все сами, разумеется, разбегутся. Похищение девушки — отвлекающий манёвр, уводящий в сторону от политики не только героев, но и зрителей.

Три друга из первого фильма, понятное дело, уже не совсем те, что раньше: всё-таки возраст. Но то, что поседела голова, вовсе не значит, что одрябли руки! Даже в свои годы Рустам с лёгкостью обезвреживает хулиганов и стоя летит на аэроплане, а Сан Саныч хоть и старается без надобности не двигаться в кадре, но всё также протыкает пальцем полезные предметы (на сей раз, правда, глиняный кувшин). И хотя их главные подвиги неизменно оказываются вне поля зрения кинокамеры, мы, разумеется, с лёгкостью верим, что есть у этих стариков ещё порох в пороховницах — таково уж удивительное свойство кинематографа.

Кадр из фильма «Не бойся, я с тобой! 1919»
2
Кадр из фильма «Не бойся, я с тобой! 1919»

Хуже пришлось Теймуру: он лишён не только бойцовских качеств, но почему-то и песен — музыкальной новую картину совершенно не назовёшь. Единственный потенциальный хит исполняет сын похитителя, тот самый упомянутый выше юноша, не захотевший идти по стопам отца, а отважно перешедший на светлую сторону (его играет победитель «Евровидения» Эльдар Гасымов). А в качестве главного каратиста теперь выступает Тимур Бадалбейли, который помимо прочего повторяет трюк Невесты из «Убить Билла», живым выбираясь из могилы, после чего выигрывает «гляделки» с проголодавшимся волком.

Но вряд ли стоит удивляться тому, что самым симпатичным (пускай и продажным) героем здесь оказывается Михаил Ефремов. Номинально он, скажем для простоты, заменяет Юрского — но если тот в первой ленте был совсем уж на обочине сюжета, то Ефремов привычно «крадёт» у своих партнёров любую сцену, в которую попадает. Если и есть в фильме шутки (тут многое зависит от того, насколько вы вообще способны считывать гусмановский юмор), то практически все они работают именно в его устах. «Ай'л би бэк», «Фром май опен харт» — в лучшем мире именно на них строилась бы вся реклама картины; ну да ничего — ещё настанет день, когда нарезки с этими фразами окажутся на ютьюбе.

Кадр из фильма «Не бойся, я с тобой! 1919»
3
Кадр из фильма «Не бойся, я с тобой! 1919»

Что-то значимое пытается изобразить и другой мхатовец, Игорь Золотовицкий, перевоплощающийся в колоритного бандита, отъявленного мерзавца. Но ему, к сожалению, элементарно не хватает достойного материала, а потому дальше шаржа образ никак не продвигается. Совсем нечего играть и Анатолию Равиковичу, для которого эта работа стала последней. Не будь в цирке тигрицы, не было бы в фильме и Эдгарда Запашного; вовсе без надобности (просто так, по дружбе) здесь появляются поэты Дмитрий Быков и Владимир Вишневский.

Тут как раз пора отметить, что сценарная основа потенциального суперхита оставляет желать лучшего — что неизбежно влечёт за собой и все прочие его беды. Первую-то историю сочиняли всё-таки Дунский и Фрид, наши безусловные классики, запустившие «Экипаж» и русскоязычного Шерлока Холмса. Затеяв продолжение, Гусман самонадеянно положился исключительно на собственные силы — благо те, кто обеспечивал ему финансирование, были не столь строги к качеству литературного материала, как советская редактура. Да, все эти кивки в нашу с вами сторону более-менее работают — и «революция цветов», и «депутатская неприкосновенность», и смелое по нынешним временам высказывание: «Патриоты обычно не просят выкупа. Патриоты обычно отбирают всё». Представители местной «дорожной полиции» спрашивают у проезжающих: «Почему лошадь без номеров?» — а во время растянувшегося обеденного перерыва смачно восклицают: «Долма без айрана — деньги на ветер». Это вызывает смешки, но не двигает вперёд саму историю, которая в некоторых своих частях беззастенчиво скомкана, зато в других — без меры избыточна.

Кадр из фильма «Не бойся, я с тобой! 1919»
4
Кадр из фильма «Не бойся, я с тобой! 1919»

Впрочем, любому будет очевидно, что этот фильм делали, конечно, не для критиков. Но в то же время и не для зрителей (с чем, правда, создатели ленты ещё могут поспорить). Вторая, запоздавшая на три десятилетия часть «Не бойся, я с тобой!» снималась в первую очередь «для себя» — ну и ещё для друзей, для товарищей. Для тех, кто хорошо помнит прошлую картину, кому близки и дороги все эти люди, так или иначе, но вписавшие свои имена в историю некогда общего, а сегодня отдельно российского, отдельно азербайджанского искусства. Для тех, кто поймёт, кто этот паренёк за столиком в кафе, которого злодеи бесцеремонно выносят со стулом на улицу (будущий доктор Соломон Гусман), и не будет доставать всех недоумёнными вопросами, почему появляющаяся в нужный момент подмога выскакивает непременно из моря.

И в этом, кстати, один из несомненных плюсов нового фильма: он не притворяется чем-то большим, чем является на самом деле. Он такой, какой есть, без особой претензии. И хотя бы за эту честность ему со спокойной душой можно отдать в недалёком будущем премию «Ника» в такой удачной номинации как «Лучший фильм стран СНГ и Балтии» — а то ведь как сапожник без сапог, так и Гусман — без должного признания. Непорядок — и не будет больше лучшего момента это исправить.

Фрагмент постера фильма «Не бойся, я с тобой! 1919»
5
Фрагмент постера фильма «Не бойся, я с тобой! 1919»

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+1

 

   

Комментарии (0)