+1
Сохранить Сохранено 7
×

Обзор кинопремьер: пчёлка Майя в ярости


1 0 146

Обзор кинопремьер: пчёлка Майя в ярости

«Вальс для Моники» (Monica Z)

Швеция — Дания, реж. Пер Флю, в ролях: Эдда Магнасон, Кьель Бергквист, Сверрир Гуднасон, Вера Витали, Сесилия Юнг.

Сайт фильма

Юная провинциалка мечтает о столичной сцене: ей хочется петь, но отец настроен решительно против, а обыватели не верят, что их знакомая в состоянии добиться заметного успеха. Тем не менее, Моника Зеттерлунд не сдаётся — и становится-таки самой знаменитой джазовой певицей Швеции.

Биографическая ретро-драма, один из лучших шведских фильмов прошлого года: «Золотой жук» (тамошний «Оскар») за режиссуру, главную женскую роль, мужскую роль второго плана и лучшие костюмы — плюс ещё семь номинаций. Картина завершает Фестиваль скандинавского кино — любопытный прокатный эксперимент, растянувшийся во времени и пространстве.

«Дневник мамы первоклассника»

Россия, реж. Андрей Силкин, в ролях: Дима Полунин, Светлана Ходченкова, Дмитрий Ендальцев, Елена Яковлева, Виктор Сухоруков, Галина Польских, Иван Агапов, Светлана Аманова, Арсений Мурзин, Софья Мицкевич.

Фейсбук фильма

Вася Скворцов отправляется в первый класс, его родители вместе с бабушкой — переживают.

В принципе, всё, рассказать о фильме больше нечего. Это совершенно необременительная повесть о совершенно пустяшных событиях — любопытная только как попытка зафиксировать то, что каждый переживает как минимум один раз (когда сам идёт в школу), а многие — дважды или даже трижды (будучи уже родителями и родителями родителей). Вероятно, форма такого «дневника» выигрышно смотрится в виде книги (писательницу Машу Трауб хвалят, будем думать, заслуженно), но в кино подобная сюжетная расплывчатость прокатывает только при сверхталантливом режиссёре, способном из ничего сделать конфетку благодаря атмосфере и подсмотренным где-то деталям.

Возможно, возьмись за постановку сам Станислав Говорухин (выполняющий тут функции продюсера и даже лично мелькающий в кадре) — был бы предмет разговора, особенно если вспомнить те замечательные детские фильмы, которые мэтр поставил в былые годы. Но телевизионщика Андрея Силкина хватает лишь на старательную работу с текстом и с актёрами, не более того. Как маленькие дети, которых учат правильно брать ручку, он держит пальцы «клювиком» — но от этого умения до пятёрки за сочинение ещё далеко.

Поэтому сюжетная бесхребетность фильма естественным образом сказывается на его качестве. Единственный заметный конфликт появляется здесь за считанные минуты до финала, когда внезапно начавшийся детектив вдруг оборачивается открытием, что «не у всех детей одинаково хорошая жизнь» (сам-то герой живёт в шикарной квартире в двух минутах от школы). Но эта вдруг промелькнувшая социальная нотка не приближает ленту к подлинной действительности — и оставляет её на уровне милой сказки, где всё, в принципе, хорошо. Где проблемы с учебной программой компенсируются умением считать карты при игре в «дурака», а разногласия с одноклассниками разрешаются не дракой, а перепрыгиванием через канаву с водой.

К тому же следует заметить, что это вовсе не «детская» картина, как того бы хотелось с учётом имеющегося у нас в этом направлении дефицита. Как верно заявлено в названии, это фильм не о первокласснике, а о маме первоклассника — и именно мамам он и будет интересен в первую очередь: посмеяться, вспоминая собственные заботы, сравнивая их с «бедами» героини Светланы Ходченковой. Которая однажды вздыхает: «Меня никто не понимает», — и получает в ответ: «Мама, у меня такая же фигня».

«Невероятное путешествие мистера Спивета» (L'Extravagant voyage du jeune et prodigieux T. S. Spivet)

Франция — Канада — Австралия, реж. Жан-Пьер Жёне, в ролях: Кайл Кэтлетт, Хелена Бонем Картер, Джуди Дэвис, Каллум Кит Ренни, Нив Уилсон, Доминик Пинон.

Сайт фильма

Т.С. Спивету десять лет, он живёт на ранчо в Монтане с отцом-ковбоем, мамой-энтомологом, сестрой-актрисой и призраком недавно погибшего брата-близнеца. Т. С. Спивет — гений: мало того, что его статью напечатал научно-популярный журнал, так ещё Смитсоновский институт присудил ему премию за изобретение вечного двигателя. За ней Т. С. Спивет и отправляется в Вашингтон — один, через всю страну, с чемоданом, в котором уместились два секстанта, телескоп, гидрометр, самоучитель по карате и плюшевый мишка.

Новый фильм автора «Амели» не так уж и нов: во Франции он вышел уже год назад и успел получить «Сезара» за операторскую работу. Но лучше поздно, чем никогда — и лучше в 3D, чем на пиратке.

Здесь есть все фирменные трюки Жана-Пьера Жёне, благодаря которым его работы можно перепутать разве что с опытами Уэса Андерсона (который, правда, сильно моложе — хотя в большое кино они пришли более-менее одновременно). Режиссёр привычно каталогизирует, инвентаризирует и систематизирует, добавляет в кадр чертежи, схемы и рисунки, оживляет фантазии, иллюстрирует мысли и придумывает гэги, вводит в повествование персонажей-чудиков — и сам чудит напропалую. Подобно своему герою, он не любит носки, разложенные по отдельности, — ему жизненно необходимо, чтобы они были превращены в аккуратный и симпатичный комочек. «Ни кадра без изюминки» — таков его творческий принцип, который и восхищает, и утомляет одновременно.

Конечно, нельзя не оценить тот титанический труд, который проделывает Жёне. Сколько сил было вложено в то, чтобы всё здесь работало и вертелось — подобно тому самому вечному двигателю!.. И как жаль, что фильм в итоге лишь отчасти достигает своей цели — сбиваясь в буквальном смысле на половине дороги. Пока юный изобретатель остаётся дома — всё отлично; пока он едет — выведенное в заголовок «невероятное путешествие» — всё прекрасно… Но стоит ему добраться до места назначения, как рукотворная магия разрушается — и начинается какое-то совсем другое кино, заметно уступающее прежнему. Там больше нет места для фокусов, и без того уже утомивших зрителя; но без них режиссёр как без рук — и на «обычную» драму его определённо не хватает.

Тем не менее, это всё равно штучная работа, такие фильмы — большая редкость на нашем экране. Ещё немного — и их рецепт будет и вовсе утерян, и делать подобные сладости останется попросту некому. Так что не стоит ими пренебрегать, пока они ещё существуют.

«Общак» (The Drop)

США, реж. Михаэль Р. Роскам, в ролях: Том Харди, Нуми Рапас, Джеймс Гандольфини, Маттиас Шонартс, Джон Ортис, Майкл Аронов.

Сайт фильма

Грязные мерзавцы грабят бар — который крышуется ещё более грязными мерзавцами. Так что взята не дневная выручка, а накопления всей бандитской группировки — и стрелочниками оказываются бармен да хозяин заведения. Которым и поручено в кратчайшие сроки разобраться в сложившейся ситуации.

Автор романов «Остров проклятых» и «Таинственная река» Деннис Лихейн на сей раз сам адаптировал для кино свой рассказ — получилось удачно, что было отмечено на фестивале в Сан-Себастьяне сценарным призом. Но любопытна и фигура режиссёра: бельгиец Михаэль Р. Роскам попал в поле зрения голливудских дельцов благодаря криминальной драме «Бычара», по итогам 2011-го номинированной на «Оскар» в иноязычной категории. Приз тогда ушёл «Разводу Надера и Симин», зато у Роскама — великолепный бонус в лице Харди, Рапас и Гандольфини. Так уходят на Запад лучшие европейские кадры.

«Прежде чем я усну» (Before I Go To Sleep)

Великобритания — Франция — Швеция, реж. Роуэн Жоффе, в ролях: Николь Кидман, Колин Фёрт, Марк Стронг, Энн-Мэри Дафф, Бен Кромптон.

Сайт фильма

Обнажённая дамочка просыпается рядом с симпатичным мужиком, но отчего-то недовольна этим — и быстро скрывается в ванной. Где её встречает целая стена семейных фотографий — которые она, судя по всему, видит впервые. Между тем проснувшийся мужчина представляется Беном и объясняет испуганной женщине, что её зовут Кристин Лукас, ей сорок лет, из которых они женаты четырнадцать. Беда в том, что Кристин помнит только события текущего дня; стоит ей заснуть — на следующее утро всё для неё начинается заново.

Хорошие идеи тем и хороши, что их можно обыгрывать по-разному. Так драма «Зеркало для героя» оборачивается комедией «День сурка», превращаясь затем в фантастический боевик «Грань будущего». Так романтическая комедия с Дрю Бэрримор «50 первых поцелуев» трансформируется в триллер с Николь Кидман, которой кто-то когда-то наврал, что ей идёт играть женщин на грани.

Проблема в том, что триллера тут на короткометражку, а идёт фильм 92 минуты. Что-то мешает ему развернуться в по-настоящему интересную историю — хотя интриги и пытается добавить нейропсихолог, каждое утро напоминающий Кристин о спрятанной в обувной коробке видеокамере. Благодаря этому героиня раз за разом пытается продвинуться в лабиринтах своей памяти, не веря, что счастливое неведение лучше заново переживаемого кошмара. «Ты стала много вспоминать», — замечает однажды Бен, не считая это хорошим признаком. Насмотренный зритель быстро догадается, что у него есть на это свои причины.

И это проблема уже не отдельного фильма, а всего жанра в целом: нас мало чем теперь можно удивить. Нужна изрядная фантазия, чтобы выдумать новую сюжетную формулу — или знакомый ход замаскировать так, чтобы мало кто догадался. Но Роуэн Жоффе предпочитает орудовать избитыми клише и не находит ничего лучшего, как изредка «пугать» публику какими-то пустяками: два раза Кристин едва не сбивают машины, один раз врач сам чуть было на что-то не наезжает, а ещё прямо над ними пролетает самолёт.

В кадре при этом безлюдно, массовка присутствует лишь в избранных сценах, да и то на максимально далёком от главных героев расстоянии. Видимо, таким образом постановщик решил приковать всё наше внимание к центральному образу, но право слово — попытки Николь Кидман наиграть на второй «Оскар» уже давно заставляют закрывать глаза руками. И её фирменная истерика под дождем отнюдь не добавляет фильму огня: всё тоскливо и затянуто, и неоправданные амбиции оборачиваются зазря потерянным временем.

«Приключения маленьких итальянцев» (Amori Elementari)

Россия — Италия, реж. Серджо Бассо, в ролях: Максим Бычков, Аня Потебня, Андреа Питторино, Лаура Гайя Пьячентилле, Ракеле Кремона, Бонни Маппиматтель, Андрей Чернышёв, Ольга Погодина, Александр Ковтунец, Кристиана Капотонди.

Сайт фильма

10-летние итальянцы, которых объединяет любовь к зимним видам спорта (к хоккею и фигурному катанию в первую очередь), едут на соревнования в Москву, чтобы заодно найти и вернуть … ценную шайбу. Им предстоит подружиться с российскими сверстниками — и в первый раз влюбиться.

Копродукция России и Италии, поддержанная правительствами двух стран и, в частности, российской Федерацией хоккея. Вот что говорит о картине молодой режиссёр, хорошо знакомый с русской культурой и любящий, среди прочего, наши сказки: «В своей жизни я постоянно убеждался, что именно детский возраст является периодом нескончаемой энергии, который питает всё вокруг! Поэтому для меня было абсолютно естественно в моём первом художественном фильме обратиться именно к миру детей и постараться показать тот момент, когда, как все мы помним на собственном опыте, зарождались первые чувства, влюблённости, первые эмоции».

«Пчёлка Майя» (Maya The Bee — Movie)

Германия — Австралия, реж. Алекс Стадерманн, анимация.

Сайт мультфильма

Совершенно злодейским образом из улья похищен королевский нектар, продлевающий дни пчелиной Королевы. Приближенная к трону заговорщица отводит от себя подозрения, обвинив во всём ос и выставив «стрелочницей» пчёлку Майю. Дабы оправдаться в глазах соплеменников и спасти их общую предводительницу, Майя отправляется разыскивать украденное, захватив с собой лучшего друга.

Красиво было бы выставить этот мультфильм злободневной политической драмой — с интригами в высших кругах и обострённым противостоянием двух братских народов. Подперев это заключение, например, словами самого режиссёра: «Майя выступает против многочисленных правил и запретов, её мятежная сущность жаждет свободы, которую обещают полёт и маковое поле. (…) Конфликт зарождается внутри главной героини, ведь ей предстоит понять, что у свободы есть своя цена. Но сила воли и любопытство помогают Майе не только обрести свободу, но и найти способ объединить два враждующих мира».

Но на самом деле всё, конечно, куда проще: знаменитая героиня мультсериала, хорошо знакомого и российскому зрителю, всего лишь готова подружиться с новым поколением зрителей — теперь уже в 3D.

«Серена» (Serena)

США — Франция, реж. Сюзанна Бир, в ролях: Дженнифер Лоуренс, Брэдли Купер, Рис Иванс, Тоби Джонс, Шон Харрис, Блейк Ритсон, Сэм Рид, Чарити Уэйкфилд.

Страница фильма

В 1929-м один лесозаготовщик из Каролины берёт в жёны дочку другого лесозаготовщика из Колорадо. «Наша любовь началась с нашей встречи, — на первых порах уверяет та, дополняя слова пылким поцелуем. — Всё, что было до этого, просто не существует». Но потом прошлое нагонит обоих — и она передумает. И в лесу прольётся кровь…

Материал, сгодившийся бы для древнегреческой трагедии, руками прижившийся в Голливуде датской постановщицы превращён в томительную мелодраму, поражающую своей холодностью и какой-то неаппетитностью. Впрочем, Киноакадемия такие картины, как правило, не пропускает — и популярные артисты вполне могут заполучить по очередной номинации на «Оскар».

См. большую рецензию Киноридуса: «Серена» — редкий фильм, персонажи которого не вызывают ни любви, ни жалости, вообще ничего. Что он, что она — с самого начала закоренелые мерзавцы, лишённые каких-либо черт, допускающих к ним сострадание. Красивые, пустые. Да, храбрые — хотя скорее даже дерзкие, не столько помогающие при случае другим, сколько демонстрирующие себя: вот я какой, вот я какая. Какое может быть к ним сочувствие?.. А без такового — как прикажете принимать саму картину?..»

«Тайна тёмной комнаты»

Россия, реж. Ольга Беляева, в ролях: Егор Губарев, Андрей Попович, Сергей Никоненко, Виктор Сухоруков, Галина Польских, Ирина Скобцева, Константин Крюков, Иван Агапов, Екатерина Воронина, Нина Маслова.

Фейсбук фильма

Два непугливых школьника находят ход в другое измерение и начинают путешествовать во времени.

Ещё один — наряду с «Дневником мамы первоклассника» — «детский» продюсерский проект Станислава Говорухина.

«Темнее ночи» (Más negro que la noche)

Мексика — Испания, реж. Генри Бедуэлл, в ролях: Сурия Вега, Адриана Лувьер, Эрендира Ибарра, Она Косамикела, Маргарита Санс.

Сайт фильма

Умирая, тётя просила племянницу присматривать за котом — в благодарность за это завещав Грете роскошный особняк. Но наследница к просьбе покойной отнеслась без должного внимания — за что и поплатилась вместе со своими подружками…

Первый мексиканский фильм в формате 3D, ужастик.

«Ярость» (Fury)

США — Великобритания — Китай, реж. Дэвид Эйр, в ролях: Брэд Питт, Логан Лерман, Шайа ЛаБаф, Майкл Пенья, Джон Бернтал, Алисия фон Риттберг, Анамария Маринка.

Сайт фильма

Несмотря на то, что Вторая мировая война подходила уже к концу, американские танки так и не сравнялись по качеству с немецкими, отчего храбрые янки несли большие потери. Значительно дольше прочих протянул экипаж сержанта Дона Колиера, командира строго, но справедливого. В апреле 1945-го пятёрка танкистов потеряла стрелка, на место которого поставили совсем уж неопытного новобранца…

Американцы продолжают рассказывать миру о своих военных подвигах, как дважды два доказывая, что Вторую мировую выиграли такие парни как Брэд Питт. И неправы те, кто думает (или знает) иначе.

См. большую рецензию Киноридуса: «Уже в первой сцене Брэд Питт протыкает ножом глаз нациста и гладит белую лошадь. Затем требует прекратить распускать сопли. Потом отходит в сторонку и старательно скрывает от прочих охвативший его приступ паники — переигрывая тут мхатовца Пореченкова, усевшегося в маках в знаменитой сцене из „9 роты“. Уже тут любой академик поймёт, что номинация неизбежна, так что оставшиеся два часа — битва не за победу над немцами, а за торжество на февральской церемонии».


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+1

 

   

Комментарии (0)