+0
Сохранить Сохранено 7
×

Александр Роднянский: «Кинематограф мутирует, так было всегда»


0 1 792

Александр Роднянский: «Кинематограф мутирует, так было всегда»

На днях известный продюсер Александр Роднянский провёл мастер-класс во Владивостоке, в рамках кинофестиваля «Меридианы Тихого». Тема была заявлена следующая: «Профессия продюсера и его роль в кинопроцессе», но разговор быстро вышел за установленные рамки. Собравшихся интересовали вопросы, связанные с российским кино и с трудностями его проката, с идеями и способами их продвижения. Киноридус уверен, что суждения человека, добившегося успеха и на телевидении, и в кинематографе, имеющего в своём багаже как успешные блокбастеры, так и выдающиеся авторские картины, а также всё увереннее закрепляющегося за океаном, будут интересны и нашему читателю.

Единственно, сразу предупредим: это не дословная расшифровка сказанного, а скорее конспект, сделанный непосредственно во время лекции. Говорит Роднянский легко и быстро, встреча длилась более часа – а потому успеть записать всё-всё-всё не было никакой возможности. Но и в данной форме основные его мысли остались, будем надеяться, без существенных изменений.

1
© Jean Pierre Maritz

О роли и значении кинофестивалей

Фестивали — это не более чем (но и не менее чем) как инструмент для продвижения кинематографа. Они появились для фильмов, нуждающихся в поддержке. Крупным блокбастерам они не нужны, там нужно лишь тратить разумно и эффективно деньги на рекламные бюджеты. В независимом кино — много жанров, сложных для широкой аудитории. И вот для того, чтобы донести до киногурманов те или иные фильмы, и придумали фестивали.

Самые желанные гости фестивалей — пресса и дистрибуторы. Телепередачи, статьи в газетах, колонки киноведов, к мнению которых прислушиваются, — это навигаторы. Фестивали важны как инструмент информирования зрителей о появлении важных и представляющих интерес фильмов.

Во-вторых, на фоне «аттракционного» кинематографа, который сегодня доминирует в кинотеатрах, ранее любимые жанры — драма, мелодрама — смываются с большого экрана и уходят на малый экран — телевидение и интернет. Это один из тех факторов, который определил начало «золотого века» американского телевидения: из большого кино на малый экран ушли выдающиеся авторы. На этом фоне авторскому кинематографу стало ещё тяжелее. И в этом смысле фестивали стали альтернативной формой проката. Это не только российская тенденция, так во всём мире — появились вот такие фестивальные кинопрограммы, которые фактически заменили ранее существовавший — разнообразный и любопытный — кинопрокат.

© Максим Марков
2
© Максим Марков

О национальном кинопрокате

Я не любитель сравнений и рейтингов: десять лучших, десять худших… Российское игровое кино ежегодно имеет пятёрку коммерчески успешных картин и столько же авторских, которые достойно представляют наш кинематограф на фестивалях. А игровое кино я смотрю всё.

Российского кино снимается, на самом деле, не очень много — нужно больше, как минимум раза в два. Я не к тому, чтобы обязательно «догнать и перегнать» и выйти на прежние показатели. Как и во всём мире, у нас доминирует большой транснациональный кинематограф — голливудские студии делают фильмы, ориентированные на интернациональную аудиторию. В российском кинопрокате доля американского кинематографа колеблется от 70 до 80 процентов — как и во всём мире. Оставшуюся часть забирают фильмы локальные, произведённые в тех странах, о которых идёт речь, в нашем случае — российские. Потому что спорить и конкурировать с качеством американского зрелища индустрии европейских и азиатских стран не могут.

Европейский кинематограф остался кинематографом отдельных национальных культур. Если мы в России демонстрируем даже французское кино, так любимое нашими родителями, — даже оно очень редко имеет зрительский успех. Потому что рядом с «аттракционами» оно более скромное по бюджетам, с участием менее известных молодой аудитории актёров. Поэтому французское, немецкое, бельгийское кино нам неизвестно, оно попадает в прокат очень сегментно.

3
Кадр из фильма «9 рота»

Но так везде. «Зимняя спячка», победитель Каннского кинофестиваля, выйдет в широкий прокат только в двух странах мира. Это родная Турция, хотя и там фильмы Джейлана не пользуются востребованностью и идут всего в одном-двух кинотеатрах. И во Франции, которая на протяжении долгих лет тратит время на воспитание зрителей. Там кинематограф преподаётся в школах так же, как у нас преподаётся литература. И там молодые зрители знают, что кинематограф — это сфера индивидуального авторского творчества. У наших молодых этого представления нет.

Поэтому с американским кинематографом может конкурировать только своё кино — в котором есть не только знакомые лица, но которое рассказывает о своих проблемах, шутит шутки, которые нельзя перевести в Лос-Анджелесе. Потому самый популярный национальный жанр — комедии: в Германии — немецкие комедии, у нас — российские комедии. Если это не комедия, фильму сложно выйти в прокат. Разве только это фильм, претендующий на статус События, когда авторы и продюсеры с самого начала ставят задачу привлечь максимальное внимание зрителей (хотя это ещё не гарантия успеха). Благодаря комедиям и «фильмам-событиям» доля отечественных картин в хорошие годы поднимается до 20−25%. В 2005-м был пик — 35%, благодаря «Турецкому гамбиту» и «9 роте».

Авторским картинам сегодня выйти в прокат сложно — и Ханеке сложно, и Сигареву сложно, и Хлебникову сложно, и фон Триеру сложно. На Ханеке с Триером хотя бы пересекают границы. У нас таких режиссёров, фильмы которых пересекали бы границы, очень мало: Сокуров, Звягинцев, ушедшие Герман и Балабанов — вот вроде и всё.

4
© Jean Pierre Maritz

О роли продюсера

Я утверждаю следующее: у нас в силу разных обстоятельств отношение к роли продюсера чрезвычайно разнится. Она непонятна по одной причине: до распада Советского Союза у нас не было продюсеров. Вернее он был, единственный продюсер: государство, которое принимало решение, какие фильмы снимать.

Продюсер - это предприниматель, обладающий творческой экспертизой. Любой человек, за что-то берущий ответственность, - от строительства дома до проведения вечеринки – своего рода продюсер. В кинематографе и на телевидении это связано с определённого рода сложностями. Мы имеем дело с тем, чего не знаем заранее – то, что мы называем «комплекс человеческих чувств и мыслей». Мы за два часа должны дать зрителю возможность прожить жизнь чужого человека, дать представление о чужом опыте. В литературе это тоже есть, но сложнее, там вы должны многое сделать сами. В кинематографе это всё делают за вас. За два часа фильма вы в состоянии овладеть чужим опытом – и очень многие зрители, живущие однообразной жизнью, вдруг получают возможность проживать чужую жизнь и делать какие-то выводы.

5
Кадр из фильма «Левиафан»

Так было и в первобытном обществе — кто-то тоже рассказывал истории, и его, наверное, неплохо кормили, потому что нужно было рассказывать дальше, увлечь чрезвычайно эмоциональной и убедительной историей. Сегодняшний кинематограф развивается по принципу приближения зрителя туда, к экрану — для этого нужно 3D. Однако новая технология добавит возможностей, но не изменит главного: она не добавит людей, способных находить идеи и рассказывать истории.

Продюсеру нужно очень серьёзное гуманитарное образование, я в этом убеждён. Нужно понимание человеческой психологии — а существенным источником этого понимания является только литература. Гуманитарное образование — ключ к тому, что в какой-то момент вы начнёте чувствовать то, что называется «культурным кодом».

Хотя кинематограф больше не рассчитывает — в массе своей — на образованного зрителя. Он рассчитывает на азбучные знания первого класса. Исключения — как Кристофер Нолан — возможны, но на особой поляне, на пространстве популярных жанров, когда путём демифологизации известного персонажа возникает кино, осмысливающее сегодняшний день.

6
Кадр из фильма «Облачный атлас»

О сериалах

«Золотой век» американского телевидения — новое рождение великого американского романа. Сегодня сериалы делают огромные авторы: «Подпольную империю» — Скорсезе, «Карточный домик» — Финчер, это выдающиеся кинематографисты. Малый экран позволяет экранизировать великие романы. «Унесённые ветром» сегодня спокойно можно было бы сделать в формате сериала для НВО. Или кто бы сделал сегодня «Крёстного отца»? Он был бы возможен только как сериал.

Тут в свою очередь тоже два фактора. Первый — уход с большого экрана больших кинематографистов с их предпочтениями. А второй — в Америке чрезвычайно развит сегмент кабельного телевидения, за которое платят деньги. Вот как мы выписывали раньше литературные журналы. Сейчас их нет — но ведь никто же не задаётся вопросом об исчезновении литературы. Точно также сейчас вы можете по интернету или телевидению получать сериальное предложение. И это даёт своего рода свободу. До недавнего времени этой свободой обладали немногие, кинематограф был сферой узкого количества людей, которые могли привлечь к своим проектам финансирование. Сейчас технологии позволяют сделать всё проще.

Кинематограф мутирует, так было всегда. Нужно адаптироваться к новым технологиям. То, что мы сегодня называем кинематографом, не исчезнет. Просто появятся новые технологические платформы.

7
Кадр из фильма «Сталинград»

О короткометражках

Короткометражное кино для меня важно по двум причинам. Во-первых, это возможность для молодых людей о себе заявить, себя показать. Лучший способ своего продвижения — короткометражка. И надо прислать её на один из многочисленных отборов. Вас увидят. На «Кинотавре» на короткометражной программе всегда полный зал. Понять, кто именно тебе излагает свою идею, можно только по короткометражке. Удачная короткометражка — сделанная жизнь. Во-вторых, благодаря онлайну короткометражки стали отдельным жанром, и это тоже интересно. 

Совет начинающим продюсерам

Гигантизма не должно быть. Если вы начинающий продюсер, то лучше всего делать максимально быстро, неожиданно, свежо. Вам надо показать то, что максимально не похоже на большое кино. А многие пытаются соответствовать — и это ошибка.

8
Кадр из фильма «Елена»

Об идеях

Кино начинается с идеи, понятно. В идеале это то, что ты очень хочешь рассказать. Невозможно, чтобы не рассказать эту историю. Ведь на фильмы могут уходить годы. Бывает, что и двадцать лет, но это уже экстравагантно. Но 3−5 лет — это уже более реалистично, это этап жизни огромного количества людей, для которых это важно. А конвейерное кино я не делаю, не понимаю, не люблю и не уважаю его особенностей; оно как-то иначе получается.

Но я не буду делиться с вами тем, что я хочу сделать. Мы вообще народ очень суеверный, ужасно. Мы не рассказываем про свои замыслы.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+0

 

   

Комментарии (1)

  • Грибы с Альфа Центавра 35600+
    Грибы с Альфа Центавра 35600+ 18 сентября 2014

    Симулякр симулякра тоже симулякр.

    Ответить
    0 +