+4
Сохранить Сохранено 7
×

Самая безумная граница на свете, или гонки на сотнях старых УАЗиках


Самая безумная граница на свете, или гонки на сотнях старых УАЗиках

Как вы помните, из-за буйства природы в южном Китае я застрял в аэропорту города Чангша на долгие 8 часов, прилетел в Пекин с огромным опозданием и поезд «Пекин — Улан-Батор» благополучно ушел без меня. Обидно? Еще бы. Но духом не пал и погнялся за ушедшим поездом на самолете, перелетев из Пекина в пограничный с Монголией Эренхот, где все поезда идущие в Улан-Батор и Москву делают остановку. И я поймал свой поезд, но испытал повторный облом — меня в него не посадили на этой пограничной станции. Но и на этот раз я не потерял бесконечный оптимизм и решил перейти границу в Монголию своим ходом и с первой же пограничной монгольской станции Замун-Ууд уехать местным поездом в Улан-Батор.

Но даже не предполагал, что переход границы превратится в безумную гонку сотен старых УАЗиков через пустыню Гоби, причем в каждой машине будет по 7-10 человек и еще у всех этих ездоков на головах и на коленях будут баулы с вещами. Настоящее трансграничное ралли, только не Париж-Дакар, а скорее Эренхот — Замун-Ууд. Это было потрясающе.

Про китайский приграничный Эренхот рассказывал отдельной статьей, там весьма интересно. Если очень кратко, то оба городка живут исключительной границей. Абсолютное большинство торговли и пассажирского трафика между Китаем и Монголией идет именно по этой транспортной нити. За какие-то 10 лет богом забытый аул Эренхот превратился в довольно большой современный город с 15-и этажными домами, торговые центрами, отелями и даже аэропортом. Пусть Монголия и мала населением, зато целиком отоваривается именно в Эренхоте. Как хабаровчане ездят в Фуюань, а владивостокцы в Суйфеньхэ, так и монголы освоили китайское приграничье.

Если до Эренхота можно легко добраться пятью ежедневными поездами, десятком автобусов из Пекина и других городов, либо самолетом, то что касается монгольского Замун-Ууда, то там все сложнее. Нет у монголов тех громадных ресурсов, что есть у Китая. Десять лет назад оба городка были натуральными аулами, но нынче аулом остался лишь монгольский брат-близнец. Один ежедневный поезд связывает Замун-Ууд с Улан-Батором. Есть еще два проходящих, один «Пекин — Улан-Батор» (который уехал без меня) и «Пекин — Москва». Но они лишь проходят мимо городка, посадки в них нет. Есть еще один поезд, идущий из Китая и делающий здесь остановку, это «Эренхот — Улан-Батор», но монголы его не любят. Дорогой, говорят, собака. Так и есть. Поскольку он считается международным и фирменным, то стоит ровно вдвое дороже обычного. Именно на нем я в данный момент и еду, сидя в купе под светом ночника и пишу эти строки. Все равно не спится, уж больно сильно мотает вагон и все жутко скрипит. Ну, по нашим с вами меркам даже сильно дорогой монгольский поезд достаточно дешев. Считайте сами, купейный вагон, 750 километров пути, стоит 32 тысячи тугриков, что соответствует ровно 700 рублям. Разве это дорого? Но тот, первый поезд, он вдвое дешевле.

Так вот, все мелкие коммерсанты почти двухмиллионного Улан-Батора мотаются на поездах в Эренхот за товаром и затем везут этим же поездом товар назад, в столицу. Так что с местами проблема всегда, в любой день, в любой сезон. При этом, в Монголии все еще нельзя заранее купить билет на проходящий поезд. Помните, так было раньше в СССР? Когда люди дежурили возле касс вокзала, в надежде, что в проходящем поезде окажутся места. Тоже самое в Монголии. Поскольку второй поезд из Эренхота (тот, что дороже) является проходящим, то билеты на него не продают, пока он не отправится из китайского Эренхота. Разумеется, что коммерсанты такой расклад не любят. Мало того, что дорого, так еще и до самого конца непонятно, будут билеты, или нет. Соответственно, все стремятся попасть на дешевый поезд, на который можно взять билеты заранее. С другой стороны, далеко не всегда люди едущие за товаром знают, сколько времени работа займет. Это я вас подвожу к тому, что немалая часть монголов возвращающихся из Китая с товаром стремится скорее пересечь границу, добежать до вокзала в Замуун-Ууд и успеть купить билеты. Внимательный читатель заметит, что если второй поезд идет из Эренхота, то почему сразу в него и не загрузиться? Зачем гнать через границу и пытаться перехватить билеты на другой поезд? Неужели ради экономии 15 долларов? Отвечаю: из экономии, да, но не 15 долларов, а 100 долларов. Расклад таков: Эренхот и Замун-Ууд разделяют всего 7 километров и граница, но билет из Эренхота в Удан-Батор считается международным и стоит больше ста долларов, а билет на этот же поезд из Замун-Ууда стоит 20 долларов. Ощутите разницу.

Гонки сотен старых УАЗиков

Чем раньше перейдешь границу и окажешься на вокзале — тем больше шанс, что уедешь дешевым поездом. И если даже не повезет и билетов не будет, то возможно уедешь вторым, более дорогим. Граница открывается в 8:30 утра, пропускать начинают к девяти. Дешевый поезд отправляется в Улан-Батор в 17:35 монгольского времени.

Не знаю чем этот обьясняется, но пересечь границу можно только на монгольском автомобиле, причем 95% этих автомобилей имеют марку УАЗ-469. Есть еще проходящие автобусы из Пекина и пары других городов в Улан-Батор, но их мы не обсуждаем, поскольку ходят они дважды в день, почти всегда полные и шанс поймать такой автобус на границе невелик. Видел я два таких автобуса сегодня, оба под завязку. Плюс, монгольским коммерсантам автобусы невыгодны, туда много товара не загрузишь. По идее, попытать счастья с автобусом можно, особенно если никуда не спешишь и готов в случае неудачи остаться еще на день на границе. Если так, то автобус обойдется в 50 юаней ($7,5). Просто граница закрывается в 17:30 и слишком длительное ождание автобуса чревато последствиями. Монголы говорят, что вот-вот пустят прямые автобусы из Эренхота в Замун-Ууд, но когда именно — непонятно.

На старт, внимание, марш!

Саша был бы не Саша, если бы заставил себя встать в 7 утра и бежать ловить попутный УАЗ в Монголию. Поэтому досмотрел сны и вышел из отеля ровно в полдень, не отказав себе в удовольствии еще и перекусить по пути. УАЗики тусуются прямо в центре Эренхота, рядом с целующимися динозаврами -

Вы УАЗики не можете пропустить, их там сотни -

Я не преувеличиваю, такого количества старых автомобилей одной отдельно взятой модели редко где встретишь. Все торопливо грузятся и выезжают один за другим на границу.

Оптимизация максимальна, в каждую машину набиваются по 7-10 человек, сидя друг у друга на головах. Туда же запихивают товар. Проезд стоит 100 юаней ($15), что весьма недешево для семи километров пути. Мафия! Знают водилы, что нет у вас выбора, границу нельзя пересекать пешком. Торг уместен, но окончательная цена как раз и будет 100 юаней; изначально могут запросить и больше — торгуйтесь.

Товар засовывают даже под капот -


Вы упаковались в машину? Тогда вперед, ваш путь лежит на... таможню. Смотрите, какая колоритная тетенька наш шофер -

Да, странным образом китайская таможня расположена в центре города. УАЗики утремляются туда, проходят проверку, их «опечатывают» методом обклеивания клейкой лентой и потом вы едете на границу. Нет, ну не сразу на границу. Вы по пути заезжаете еще в пару торговых мест, где умельцы ленту аккуратно отклеивают, засовывают в машину еще товар и приклеивают ленту назад -

На оставшихся нескольких километрах прямой как стрела дороги происходят гонки между древними и безбожно перегруженными УАЗиками. Старые добрые машины страшно тарахтят и скрипят всеми своими деталями, но монгольские Шумахеры твердо держат руль и правят железных коней на границу -

Теперь пассажиры бегут ставить выездные печати, а машины их ждут на стоянке. Все нервничают, спешат, задержавшихся никто ждать не станет! Закон джунглей, там впереди еще и монгольская таможня, времени мало.

Перед вьездом в Монголию шлагбаум и солдатики в НАТОвской форме — монгольская армия несколько лет назад начала постепенно уходить от формы и вооружений советского образца. Насчет вооружений не знаю, но форму уже сменили, равно как и замечены винтовки М-16, а вовсе не Калашников. Сфотографировать их не удалось — сердито замахали руками, едва заметив камеру. Там сотни УАЗиков простояли часа полтора -

Потом всех запустили. Причем всех сразу, от чего возле таможни образовался адский хаос из сотен автомобилей и бегающих туда-сюда коммерсантов -

Глядите, куда хитрецы прицепили товар, неужели таможенникам лень нагнуться -

Очередь на паспортный контроль имела несколько хвостов, которые соединялись перед тремя работающими будками, где происходило выяснений отношений в духе «вас тут не стояло». Правда, монголы — люди спокойные и немного пошумев успокаивались.

На данном этапе я покинул УАЗик, поскольку в отличии от китайцев, монгольская таможня шерстила соотечественников весьма тщательно. Оно и логично: китайцы заинтересованы, чтобы их товар вывозился за границу, а вот монголы видят в засилье китайских товаров угрозу собственному производителю.

Пешком вышел за пределы пограничного терминала, поймал попутку и оставшиеся несколько километров прокатился с ветерком на очередном УАЗике, куда без них.

Замун-Ууд и билеты на поезд

Первым делом купил билеты на поезд. Как следовало ожидать, на дешевый все раскупили, зато на дорогой было полно свободных мест, что в купе, что в плацкарт. Здание вокзала в Замун-Ууд -

До отправления остается порядка 4 часов, самое время погулять по городочку, расположенному в сердце пустыни Гоби? Но об этом будет в следующей статье.

Любителям в копилку: монгольская въездная печать и билет на поезд -

DSC_0430

Источник


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+4

 

   

Комментарии (1)

  • Dudikoff
    Dudikoff 24 августа 2014

    Да, колоритная барыга за рулём. Эх, сколько "цириков" (бойцов Монгольской армии) эти УЗЫ водило. Во времена Союза у монголов и своего ничего не было, в магазинах были только товары, сделанные в СССР. Не знаю, что они сейчас там производят, но то, что за последние 10 лет у них западные компании активно развивают всякие шахты- факт. За счёт ресурсов и поднимаются.

    Ответить
    0 +