+3
Сохранить Сохранено 7
×

Заброшенная полярная станция «Югорский Шар». Граница Европы и Азии


3 3 713

Заброшенная полярная станция «Югорский Шар». Граница Европы и Азии

Он отделяет крупный остров Вайгач от материка и является одновременно сразу двумя важными географическими границами — связывает Баренцево и Карское моря, плюс в районе пролива находится северная граница Европейской и Азиатской частей света. Кроме того, Югорский Шар — один из двух основных судоходных проливов Северного морского пути (наряду с более северным и широким проливом Карские ворота, проходящим между оконечностью Вайгача и архипелагом Новая Земля). В зависимости от судоходных условий и ледовой обстановки, суда из Баренцева в Карское моря идут либо через один пролив, либо через другой. Об этом и многом другом речь пойдёт в следующей части — а в этой приведу фотографии полярной станции «Югорский Шар», расположенной у восточного входа в одноимённый пролив.

Полярная станция «Югорский шар» была основана ещё в 1913 году и долгие годы была одной из многочисленных советских арктических гидрометеорологических полярных станций. Её законсервировали 80 лет спустя, в 1993 году, а вскоре после этого на закрытой станции была организована пограничная застава, просуществовавшая до начала 2000-х. Потом пограничную заставу перевели на Амдерму, а строения бывшей полярной станции на Югорском шаре стали нежилыми. Сейчас от них остались руины — климат на берегу Югшара очень суровый, и нежилые строения разрушаются очень быстро.

Эту высокую мачту снесло штормовым ветром несколько лет назад.

Жилые помещения полярников и, соответственно, казармы личного состава в период существования здесь пограничной заставы.

На газете, подклеенной когда-то под обои, читается карандашная надпись: «Юг. Шар. Астахову» — полярники подписывались на свежую прессу.

А это главная парадная комната — даже сейчас видно, какой она была яркой, красивой и праздничной. Здесь обитатели станции проводили вечера, различные мероприятия.

Возможно, это была баня — на горячие кирпичи плескали воду, а народ парился на лавочках вокруг очага.

Стенд для метеонаблюдений.

Дизельная станция.

На покосившемся деревянном столбе читается красно-зелёная полосатая раскраска — в период погранзаставы это была вешка государственной границы России.

И ещё ряд хозяйственных построек.

Берега пролива Югорский шар безлюдны — помимо заброшенной станции у восточного входа в пролив (со стороны Карского моря), здесь есть несколько пустых охотничьих изб, а также действующих маяков, питающихся от современных солнечных батарей и не требующих постоянного присутствия людей. Единственная же действующая полярная станция на проливе находится примерно в 60 километрах западнее, у другого входа в пролив, со стороны Баренцева моря, и называется «Белый нос». Контингент станции составляет семейная пара, практически безвылазно живущая на станции уже более 25 лет, да раз в год сменяющаяся вахта более молодых сотрудников. Как говорят наши амдерминские мужики, эта годовая вахта довольно необычная — четыре молодые выпускницы питерского метеоинститута. Пожилая семейная пара и четыре молодые девчонки одни посреди Арктики — интересно, как им там живётся? :)

Противоположный же берег пролива — крупный остров Вайгач длиной 105, а шириной около 50 километров. Это совсем дикий остров — лишь один крошечный ненецкий посёлочек Варнек с населением 100 человек да метеостанция Болванский Нос в 100 с лишним километрах отсюда на северном берегу, у пролива Карские Ворота. Это таинственный и священный остров, издревле считающийся у местных народностей сакральным местом поклонений ненецким божествам: Вайгач в переводе с ненецкого — «остров страшной гибели» или «земля смерти». На Вайгаче до сих пор сохранилось множество ненецких поклонных крестов и тотемов. Даже местные амдерминские мужики с большим почтением относятся к Вайгачу, а редкие походы туда с туристами готовятся необычайно тщательно — это крайне серьёзные мероприятия, в том числе требующие и большой физической выносливости. Вон он вдали — таинственный остров Вайгач, отделённый от нас покрытой льдинами 5-километровой водной преградой Югорского Шара. На фото хорошо видна пирамидка вайгачского маяка у мыса Канин нос.

Пейзажи пролива суровы и восхитительны!

На берегах Югорского Шара множество маяков — летом в период полярного дня в них нет надобности, но осенью и зимой все они работают, и основные судоходные створы пролива прекрасно видны круглый год. Несмотря на дикость берегов, Югорский Шар — важная круглогодичная судоходная магистраль Северного морского пути. Вот один из маяков, расположенный на небольшом островке близ материкового берега пролива.

Где-то поверхность пролива покрыта льдами, а где-то — вода как зеркало!

В проливе Югорский Шар очень сильные течения, связанные с приливными явлениями и перемещениями водных масс между Карским и Баренцевым морями.

Течениями и волнами на берега пролива выброшены мощные стволы деревьев, вынесенных в Баренцево и Карское моря впадающими в них крупными реками.

Скорость течения в проливе достигает 6 километров в час — когда мы стояли на берегу Югорского шара, водные массы перемещались слева направо - к выходу из пролива в Карское море. Удивительно смотреть, как мощные льдины со скрежетом движутся в проливе на всей ширине мощного водного потока!

А это старый полуразрушенный знак границы между Европой и Азией. Несколько лет назад наши ребята из Амдермы установили новый, в нескольких километрах западнее — как считается, в географически более правильном месте. Мы там тоже побываем.

Неплохо знаю нескольких людей, которые, ведомые зовом сердца, поменяли комфортную жизнь в насиженных местах и уехали жить или хотя бы на какое-то время поработать в Арктику. Во время нашего путешествия мы немало обсуждали это с товарищами по группе. У кого как, но у меня лично другое видение этого вопроса — я абсолютно чётко разделяю для себя понятия «периодической короткой отпускной романтики» и «работы и жизни в этих местах»… Но всё-таки — Вайгач, Югорский Шар, Новая Земля, Арктика… Безумно далёкие и труднодоступные, очень суровые и безлюдные, и в XXI веке почти необжитые людьми… Как они всё же цепляют! :)


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+3

 

   

Комментарии (3)

  • Truman11
    Truman11 30 июля 2014

    Суровые пейзажи, знакомо) Жил когда то 5 лет в Тикси-3 на берегу моря Лаптевых)

    Ответить
    3 +
  • Грибы с Альфа Центавра 35600+
    Грибы с Альфа Центавра 35600+ 30 июля 2014

    Вот надо в конце концов разобраться в терминах. Ибо надоело. Что это за заголовок /Заброшенная полярная станция «Югорский Шар». Граница Европы и Азии / ГРАНИЦА ЕВРОПЫ И АЗИИ. Чо за граница такая? Откуда она взялась? Давайте разбираться. 1. Сморим на Глобус. Там МАТЕРИКИ. 2. Есть ЕВРАЗИЯ, материк такой. Никакой границы между Европой и Азией на нём не нарисовано. 3. То есть граница эта - СИМУЛЯКР, выдумка то бишь. . Из чего постигаем - граница между Европой и Азией это не географическое и абсолютно не физическое понятие, а некая абстрактная загогулина. Поскольку все абстрактные загогулины живут в головах у человекообразных человеков, то и граница между Европой и Азией проходит в исключительно в головах этих человеков. То есть сие явление есть суть нервенное и умозрительное. Искать его на поверхности Земли не след. Никогда не найдёте. Да.

    Ответить
    1 +
  • Николай
    Николай 31 июля 2014

    Согласен с тем что как таковой границы нет. И вообще надо ввести понятие Европа, Азия и Россия. Так как складывается впечатления, что Россия поделена на две разные части, а не одно государство. Есть страна до Урала и есть страна после Урала.

    Ответить
    0 +