Смешались люди, кони, пушки
- 29 июля 2014 15:27
- Елена Горбачева
О Молодинской битве, реконструкция которой вот уже 6 лет подряд проходит в Чеховском районе Подмосковья, широким слоям населения известно не так много. Бородино, воспетое поэтами и писателями, Куликовская битва или битва на Калке — среди великих русских битв их назовет любой школьник, но исследователи называют именно сражение при Молодях чуть ли не ключевым моментом русско-татарского противостояния в XVI веке. 1572 год, между 29 июля и 2 августа — в это время под Москвой бились русские войска под предводительством князя Михаила Воротынского и армия крымского хана Девлета Гирея. На стороне русских сражались несколько наемных немецких отрядов и казаки, Гирею помогали турецкие янычары, присланные из Османской империи и ногайские отряды.
Что может заставить взрослых мужчин (и женщин, разумеется, но чаще всё же мужчин) каждый год бросать все дела, уезжать на несколько дней в русскую глубинку и разгуливать по жаре либо же под проливным дождём в шерстяном костюме времён Очаковских и прочая, с алебардой на плече или с каким другим оружием, притом с самым серьёзным видом? Только ли желание покрасоваться перед зрителями? Точнее, зрительницами — военная одежда, из какой бы эпохи она ни была, всегда дает бонус к мужской харизме. Кто-то, возможно, считает реконструкторов повзрослевшими толкиенистами 80 уровня. Кто-то — просто увлечёнными людьми. Но достаточно немного понаблюдать за реконструкторами в их естественной среде обитания — в историческом лагере, посреди палаток, с оружием в руках, и понимаешь, что это не просто увлечение. Это - настоящая страсть.
Реконструкция длится всего два часа, но приезжать на подобные мероприятия лучше пораньше, чтобы успеть обойти всю территорию фестиваля. Главная изюминка — исторический лагерь. Поодаль стоят машины участников и фургоны, недалеко под березками установлены душевые кабины и биотуалеты — на этом цивилизация заканчивается. У каждого исторического клуба свои палатки, в которых они живут несколько дней во время подготовки к фестивалю. Разумеется, палатки выглядят совсем не так, как современные туристические палатки. Рядом - место для обеда, где собираются реконструкторы и члены их семей. На треноге в огромном котле варится обед. Посуда тоже не из нашей эпохи: глиняные горшки да миски. Каждый лагерь оформлен в своем стиле. Перед входом в лагерь ордынцев висит огромный рогатый череп, а перед лагерем гостей — реконструкторов из Словакии — стоят шесты с насаженными на них пластиковыми головами, для пущего антуража.
Отряд стрельцов в красных кафтанах окружил стоящую на коленях юную девушку. Главный по отряду начинает рассказывать зрителям, как осуществлялись казни на Руси. За что наказывали, и почему. Кто-то нетерпеливый из толпы выкрикнул: «ну, покажите уже, как убивали!» Реконструктор хмурится: «не убивали. Казнь — это орудие правосудия, а не убийство». Толпа сосредоточенно кивает и продолжает следить за тем, как меч примеряют к шее красавицы. За красоту на Руси, к счастью, не казнили: девушка — доброволец «из зала».
Прекрасная битва для воссоздания в виде исторической реконструкции, надо сказать. Тут вам и конные отряды, и лучники, и появившиеся уже в те времена на вооружении русских войск пушки и пищали — на поле постоянно что-то взрывается и дымит. Пищали и правда пищат. Во время представления диктор комментирует каждое передвижение реконструкторов на поле, объясняя хитрую тактику русских войск, и как им удалось почти полностью перебить армию врага, превосходящую нашу по численности почти в два раза. Иногда кажется, что порох взрывается прямо в гуще людей, но реконструкторы свое дело знают: за подрывом следят специально обученные люди, а бойцы на поле боя старательно обходят опасные места.
Что помогает реконструкторам так убедительно выглядеть во всех этих костюмах? Что заставляет их не чувствовать стекающих под шерстяными кафтанами ручьев пота и крепче сжимать алебарду? Наверное, вера в то, что они делают. Послушайте разговоры участников клубов, и вы поймете, что это не просто реконструкторы: это — настоящие актеры. Для того, чтобы убедительно сыграть роль, нужно поверить в своего персонажа и в реальность того, что с ним происходит так, словно это происходит на самом деле. И тогда история перестает быть сухими буквами в скучном учебнике и становится реальностью. Зрители кричат всадникам: «Россия!» «Россия!», машут руками, поздравляют с победой и кричат - «Молодцы!», хотя всем известно заранее, кто победил в той битве — никакой интриги. А ордынцы вовсе не чувствуют себя побежденными. Возможно, у кого-то радостные лица и патриотичные выкрики вызовут ухмылку. Ну и зря. Возможно, вера в себя — это именно то, чего было в избытке у наших славных предков и чего нам сейчас так не хватает.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: