+6
Сохранить Сохранено 7
×

Четыре войны «Петра Великого»


Четыре войны «Петра Великого»

В истории броненосца «Петр Великий» примечательно и до боли знакомо для России практически все: прозорливость конструкторов и трусость чиновников, грандиозность замысла и неказистость исполнения, триумфальное рождение и бесславная пенсия. Пусть своего прямого назначения корабль и не выполнил, нельзя сказать, что броненосец носивший имя царя-реформатора оказался не удел: его появление сыграло важнейшую роль в развитии отечественного кораблестроения и школы моряков.

Главный кораблестроитель Королевского флота в 63-70 годах XIX века Эдвард Джеймс Рид писал про «Петра Великого», что тот «может совершенно свободно идти в любой английский порт, поскольку он сильнее, чем всякий из наших собственных броненосцев». Англичанин, конечно же, лукавил – ничего подобного было не под силу не то, что одному кораблю, ни одному флоту в мире. В то время каждый второй корабль ходил по волнам под британским флагом.


3D модель броненосца «Пётр Великий».

Правление Александра II пришлось на промышленный бум, который требовал практически полной замены корабельного состава флота. В то же время империи были необходимы железные дороги и новые производства, поэтому денег на флот оставалось немного. Однако в условиях обострения отношений с Великобританией морские рубежи державы требовали надежной защиты.

В то время в береговой защите ставка делалась на корабли типа монитор, названные так по одноименному кораблю, который блестяще проявил себя в Гражданской войне в США. Отличительными признаками «Монитора» Джона Эриксона, были низкие борта (60-90 см), полное отсутствие парусного снаряжения, мощные орудия, которые позволяли вести практически круговой обстрел, и крепкая броня надводной части.

В 1865 году командующий русской крейсерской эскадрой в Тихом Океане вице-адмирал Андрей Александрович Попов предложил создать новый тип корабля – «монитор-крейсер». Это должен был быть сильнейший монитор с мореходными качествами океанского корабля. При сохранении низкого борта, башни, люки, дымовые и вентиляционные трубы со всех сторон ограждались бронированным бруствером, что предохраняло важнейшие элементы корабля от излишнего воздействия морской воды.

Адмиралтейство одобрило проект Попова, и в 1869 году в Петербурге на верфи «Галерного островка» был заложен брустверный монитор под именем «Крейсер». Детали для него изготавливались на российских заводах и заказывались за рубежом, в том числе и в Англии. Работы шли крайне медленно: сказывались недостаток финансирования и опытных кадров, а также постоянные изменения в конструкции броненосца, которые вносились по ходу работ. Так и название его было изменено по случаю 200-летия со дня рождения Петра I, под именем которого кораблю и было суждено войти в историю. В итоге в строй «Петр Великий» вступил только осенью 1876 года, и то только потому, что вновь обострились отношения между двумя империями, и была реальная опасность вхождения Королевского флота в Финский залив.

Войны, по счастью, не случилось, но на «Петре Великом» сразу же были выявлены существенные недочеты. Главным из них была недостаточная мощность двух трехцилиндровых машин, которые обеспечивали его ход. Дело было в недостаточной паропроизводительности котлов. В 1870 году, заключая контракт на изготовление механизмов, Морское министерства решило не рисковать и не связываться с новой системой, которая позволяла использовать пар дважды и трижды. В результате, к моменту вводу в строй «Петра Великого» «обыкновенная система» уже устарела, а броненосец не мог развивать заложенную в проекте скорость в 14 узлов.

Для устранения дефекта в 1881 году «Петр Великий» совершил свое главное путешествие – отправился в Англию, где русская паровая машина была заменена английской, что позволило выйти на проектную скорость.

Вернувшись в Россию «Петр Великий» уже более не покидал пределов Балтики, а его боевые качества заметно нивелировал технический прогресс. В 1892 году ему был присвоен класс эскадренного броненосца, а задачи корабля свелись к подготовке личного состава для нужд флота. В 1903 году «Петр Великий» официально вошел в учебно-артиллерийский отряд Балтийского флота. Уже через год броненосец встал на ремонт для переоборудования в учебный корабль – русский флот испытывал острую нехватку квалифицированного личного состава. Старые орудия заменили новейшими артиллерийскими системами и приборами управления огнем, но из-за Русско-японской войны в строй «Петр Великий» вернулся только в 1908 году.

В качестве учебного корабля он встретил Великую войну, в 1917 стал плавбазой для подводных лодок Балтийского флота, а уже 8 ноября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота. Через год броненосец был отправлен на долговременное хранение, а в 1921 сменил квалификацию на склад для хранения мин заграждения. С трудом пережив наводнение 1924 года в Кронштадте, в Финскую и Великую Отечественную войны «Петр Великий» остался минным блокшивом. Толстенная броня оказалась идеальным хранилищем для мин под немецкой бомбежкой. Свою службу на флоте броненосец «Петр Великий» закончил 18 апреля 1959 года и был передан в Отдел фондового имущества для демонтажа и реализации.

Казалось бы, вся почти вековая история броненосца говорит о том, что он появился не во время и не к месту. Он не топил вражеские крейсеры и не принял геройскую смерть, но стал бесценной школой для русских кораблестроителей и нескольких поколений русских моряков.

Добавим, что сегодня имя «Петр Великий» носит флагман Северного флота, атомный крейсер – один из крупнейших в мире действующих неавианесущих ударных боевых кораблей. Был еще пароход «Император Петр Великий», но просуществовал он недолго – с 1913 по 1920 год – и пристального внимания не заслуживает, хотя и использовался в Первую мировую в качестве госпитального судна.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+6

 

   

Комментарии (4)

  • Dudikoff
    Dudikoff 04 июня 2014

    Григорий, спасибо за познавательный и прекрасно подготовленный репортаж. Прочитал на одном дыхании.

    Ответить
    1 +
  • Григорий
    Григорий 04 июня 2014

    Спасибо вам за добрый комментарий.

    Ответить
    1 +
  • ФАУСТ
    ФАУСТ 04 июня 2014

    Швеция, Стокгольм. Можно заглянуть в музей Васа, а можно и в инет. Корабль вообще не плавал и не стрелял..., но успел затонуть, выйдя из порта.

    Ответить
    1 +
  • Dudikoff
    Dudikoff 04 июня 2014

    Фауст, спасибо.

    Ответить
    0 +