+6
Сохранить Сохранено 7
×

Стать пилотом за неделю: как бороздить небеса


Стать пилотом за неделю: как бороздить небеса

- Видишь, вниз берет? Регулируй! Ритм, ритм, не забывай нажимать! – кричит опытный шаровик Евгений Чубаров , делая из инженера Владимира воздухоплавателя. Горелка издает оглушительное «пшшшшш». - Динамика пошла, останавливайся. Теперь ритм ищи, чтобы подъёмчик был.


Воздушный шар надувают вентилятором. © Евгения Шинковская/Ridus.ru


Стартовая площадка. © Евгения Шинковская/Ridus.ru

Летим.

- Ри-и-итм! Ритм держи! Коротко, но дай. - «Пшшшшш»


100 метров высоты. © Евгения Шинковская/Ridus.ru


© Евгения Шинковская/Ridus.ru

Зимой летать лучше, чем летом, потому что горячий аэростат работает на разнице температур. Сквозь холодный воздух теплый шарик поднимается быстрее и тем экономит топливо. Пассажирам зябко, но красиво.

«Классика – это каждые сто пятьдесят метров терять один градус», - учительствует инструктор Евгений.

Перед тем, как оторвать аэростат от земли, новоиспеченный пилот Владимир раздал указания: первое - за провод и шланги не браться, и второе - пожелать друг другу мягкой посадки. Для этого главным всегда было сажать шар, стоя на полусогнутых ногах. В воздухоплавании вообще редко что меняется. Как существовала в 18 веке опасность пожара, так и сейчас существует. Только теперь тушат огнетушителями, а тогда – шампанским. Сбил пробку – и запенило до самого огня.


Пилот Владимир Буневич подвешивает топливные шланги. © Евгения Шинковская/Ridus.ru


© Евгения Шинковская/Ridus.ru


Ленточка-термодатчик. © Евгения Шинковская/Ridus.ru

Когда два с половиной века назад в просвещенной Франции встал выбор, кому первый раз лететь на воздушном шаре, мнения разделились. Шут подсказал Людовику XVI, что нужно отправить какого-нибудь падшего человека: убьется – будет не жалко, Богу все на земле молились. А выживет – значит, ему надо будет задним числом дать какой-то титул, чтобы самым первым полетел человек знатный. «В итоге одному заключенному с пожизненным за полчаса страха выпало помилование, титул и в подарок земли, которые он облетел на аэростате», - рассказывает любимую историю Евгений. С тех пор король Франции стал дарить всем пилотам территории, над которыми они пролетели. Но однажды один шаровик пролетел над поместьем Людовика XVI и пришел его требовать. Король зевнул, удалился к себе, а потом вынес оттуда указ об отмене этой привилегии. Но традиция называться графами и в шутку присваивать земли у воздухоплавателей осталась.


© Евгения Шинковская/Ridus.ru


Владимир Буневич управляет аэростатом. © Евгения Шинковская/Ridus.ru

Смотрим на красоты, слушаем рацию. Звучит голос с помехами:«Есть план?». Владимир управляет аэростатом, поэтому отвечает Евгений: «CLP, в общем, по тарановской схеме. Работаем на танк!» - «Отлично, жду у танка с фотоаппаратом». Это была договоренность о том, как нас встретят на пункте назначения.


© Евгения Шинковская/Ridus.ru

Проплываем над полями и подмосковным Дмитровом, осматриваем свои владения, так сказать.

- А мы что, назад летим?
- Как это назад?!

Для тех, кто полетел на воздушном шаре, назад дороги нет.

«Бывают обратные потоки, в прошлом году на соревнованиях в Туле парень откуда стартовал, туда и приземлился. Бабочку нарисовал. Но это такой ветер был», - стравливая лишний воздух, рассказывает усатый пилот Евгений в лиловой шапке.

Обычно полет на воздушном шаре – это движение из точки А в точку Б. Даже когда это кругосветки, которых на памяти наших воздухоплавателей всего две. Потому не может быть аэростатного такси: слишком большая погрешность места приземления. Ветер непредсказуем.


© Евгения Шинковская/Ridus.ru


© Евгения Шинковская/Ridus.ru

Не кругосветное путешествие, но десять часов полета к ряду было и у Евгения.

- А как же туалет?
- Вот дырочки, - он показывает на отверстия в плетении корзины, по которым мы поднимались на борт. Это шутка. – Ну, бутылки с собой брали. Для девочек не предусмотрено!
- А что-то, кроме баллонов, внутри корзины бывает?
- Лавочки делали ребята, шашлык можно готовить.
- На горелке что ли?
- Неее, на ней только разогревают бутерброды, парни делали всякие приблуды… Но это чисто поржать!


100 метров высоты. © Евгения Шинковская/Ridus.ru

Перед полетом

Это не обычный шарик, это метеозонд. Парочка таких долбится о крышу внедорожника на пути к полю, откуда стартует аэростат. Маленькие шарики по одному отпускают в небо, чтобы установить направление ветра. По компАсу на «айфоне» смотрят, куда он полетел. Сегодня 110 градусов к северу.


Метеозонды - черные воздушные шарики. © Евгения Шинковская/Ridus.ru

- А можно самому сделать воздушный шар?
- Можно. Самый первый советский аэростат сделал Семнишков, был такой прибалтийский фанат воздухоплавания. Начитался «Науки и жизни» и склеил шар из полиэтилена. Вместо корзины была детская кроватка, баллоны были простые газовые – пропан/бутан. Но он на нем полетел! И настолько стал знаменит, что американцы взяли его шар в музей взамен на новый, американский и сертифицированный.


Запуск метеозонда. © Евгения Шинковская/Ridus.ru

Воздушный шар летает на газе. Вместо двигателя – горелка, которая задает движение вверх. Если есть настоящий двигатель, то это уже дирижабль. Красивые фотографии можно сделать на семидесяти-ста метрах, такой высоты будем держаться и мы. Без экипажа готовый к полету воздушный шар весит 3 тонны, а в нашей корзине (метр двадцать на девяносто сантиметров) пять человек. Место каждому выбирают осмысленно: чтобы не было перевесов, а то накренимся и, того гляди, «посыплемся». Провода с газом подвешены поверху и по диагонали, потому что расходуемое топливо тоже может создать перевес. В корзине четыре баллона, опустошать одну сторону целиком нельзя. «В одном баллоне 30 литров жидкого газа - полчеловека, считай», - говорит техник Андрей. Ленточка внутри шара – температурный датчик. Если она отцепилась, упала – значит, перегрели шар. Сплав плавится на 120 градусах.
© Евгения Шинковская/Ridus.ru


Иней не страшен оболочке воздушного шара. © Евгения Шинковская/Ridus.ru

Кроме способа развлечься и романтики (например, предложения руки и сердца в небесах) воздухоплавание - это спорт. В старинном уральском городе Кунгур каждый год проводят фестиваль воздухоплавания «Небесная ярмарка Урала». Да и много есть других.

В военное время с воздушного шара наблюдали за противником: сколько человек, какие орудия. Описан интересный случай. «В сороковых годах японцы цепляли к шарам бомбы и запускали ночью. С потоками ветра они доходили до западных берегов Америки, но расчет был неточный, «бахало» где угодно… - смеялся Владимир, пока мы ехали на поле. – Но особого ущерба это тогда не принесло».

Сейчас на воздушном шаре можно улавливать сигналы SOS от заблудившихся в лесу и тех, кто терпит бедствие на воде. В отличие от вертолета, тишина полета аэростата позволяет услышать крик, а уж лететь и вовсе можно на сколь угодно небольшой высоте. Но так шары пока не используют: сегодня аэроклубы – история сугубо частная и коммерческая.

«Так, в принципе, в степи охотиться можно. В Белгороде летали, там чего только нет: кабанчики, антилопы, но близко они не подпускают, бегут» - говорит Евгений.


Поджигают горелку. © Евгения Шинковская/Ridus.ru

По окончании курса в школе воздухоплавания (где учатся пилотированию, основам метеорологии, воздушному праву и навигации – пользованию GPS) проводят обряд посвящения – это двадцатиминутная лекция по его истории и таинство шаровика. Новичок ложится на живот на сложенную оболочку воздушного шара, а гуру аэростатики Евгений поджигает прядь его волос и быстро тушит шампанским. Затем бутылку нужно допить.


Вступительное слово Евгения перед обрядом посвящения. © Евгения Шинковская/Ridus.ru


Ритуал по поджиганию пряди волос и тушению её шампанским. © Евгения Шинковская/Ridus.ru


Песику Графу тоже налили шампанского. © Евгения Шинковская/Ridus.ru

Торжественно Евгений присваивает посвященному титул графа, как делал когда-то Людовик XVI, и выдает соответствующую грамоту. Для «своих» Владимир отныне будет графом Дмитровским: по месту первого полета. В тусовке воздухоплавателей поймут. Получив свидетельство пилота, Владимир теперь возвращается в родной Краснодар, открывать свой аэроклуб.


© Евгения Шинковская/Ridus.ru


Склад аэроклуба. © Евгения Шинковская/Ridus.ru


Колесики для стаскивания оболочки шара из багажника. © Евгения Шинковская/Ridus.ru


Прицепы, на которых возят части конструкции воздушного шара.
© Евгения Шинковская/Ridus.ru


Погрузка сложенного воздушного шара. © Евгения Шинковская/Ridus.ru


© Евгения Шинковская/Ridus.ru


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+6

 

   

Комментарии (0)