Войти
Войти через социальные сети
Войти как пользователь «Ридус»

У вас еще нет логина? Зарегистрируйтесь!
Забыли пароль? Восстановить

Свернуть меню

Россия: Амдерма постсоветская

05 декабря 2013, 12:14 | Редакция

Одним из китов, лежащих в основе качественных товаров, была металлургия - разрабатывались новые сплавы. Однако малая добыча некоторых важным компонентов требовала регулярных закупок за границей, что ставило страну в зависимость от ресурсов Запада. Одной из таких компонент был минерал флюорит, иначе называемый плавиковым шпатом или фторидом кальция. Этот минерал придавал алюминию ковкость и был незаменим в авиационной промышленности. Кроме того, его использовали при производстве оптических линз. Обе эти отрасли имели стратегическое военное значение, что требовало найти отечественные месторождения флюорита. В 1932 году геолого-поисковая партия под руководство П.А. Шрубко обнаружила этот минерал на побережье Карского моря и уже летом 1933 года был основан рудник, а вместе с ним и посёлок получивший название Амдерма, что в переводе с ненецкого языка обозначает "лежбище моржей".

Благодаря руднику, уже через несколько лет Советский Союз полностью отказался от закупок флюорита за границей. Минерала было так много, что его использовали в качестве гравия при отсыпки дорог. Даже теперь в районе портовой лагуны можно найти множество фиолетовых кристаллов различного размера и красоты.
Со стороны материка Амдерма окружена сотнями километрами заболоченной тундры, так что выгодно добраться до посёлка можно лишь по морю или по воздуху. Поэтому, строительство аэродрома стало наипервейшим делом. Во второй половине 30-х годов через неё проходили практически все арктические авиатрассы. Здесь в 1937 году гостили члены авиаэкспедиции О.Ю. Шмидта на Северный полюс.

После Второй мировой войны были открыты другие месторождения флюорита и рудник закрылся. Послёлок стал развиваться как база для исследования Арктики. Расширяется аэропорт, приобретя стратегическое значение. В конце 60-х вблизи посёлка сооружается новейшая РЛС П-70 Лена-М, строятся дома для личного состава авиаполка, население посёлка достигает 15 000 человек. После развала СССР начинается сокращение военных частей. В 1993-м закрывается РЛС, распускается и авиаполк. Численность с каждым годом падает, достигая около 350 человек в 2013-м.

Ныне, как и десятки лет назад, в Амдерму можно добраться на винтомоторнике Ан-24. Аэропорт представляет собой красивое жёлтое здание, а не какую-нибудь покосившуюся развалюху. Несмотря на то, что борт с большой земли приходит раз в две недели, аэропорт не стоит без дела, принимая различные вертолёты - как военные, так и гражданские. Последние летают в интересах нефтегазовиков или оленеводов, развозя их по удалённым стойбищам, на остров Вайгач, в другие крупные посёлки. Из военных остались лишь пограничники (ныне ФСБ).

Дорога от аэропорта до посёлка проходит между берегом моря и лагуной реки Амдерминка. В глаза бросается одна из визитных карточек севера - огромное число пустых бочек от дизельного топлива, от мелких 200-литровок до вполне железнодорожного размера.

Тут же стоят пустые наливные ёмкости, на которые можно подняться и осмотреть морской порт, находящийся на въезде в посёлок. В порту нашло последний приют огромное количество металлического лома. Гора скопившегося металла превышает высоту трёхэтажного дома, из которой торчат рёбра колёсных осей, шкуры гусеничных траков и внутренности двигателей.


















Иногда попадаются интересные экземпляры, например: зарубежный кран или крыло самолёта. Есть даже небольшое авиационное кладбище.







Надо отдать должное, но территория порта постепенно расчищается. Однако железа там так много, что такими темпами процесс займёт многие и многие годы.



Как это принято на северах, дома раскрашены в яркие цвета. Это позволяет разнообразить пейзаж, когда вокруг большую часть года белым-бело. У моста прикреплён щит, сообщающий о том, что Амдерма находится в пограничной зоне и следует приготовить пропуска. На деле же пропуска проверяют сразу по прилёту, ещё в салоне самолёта.









Амдерму составляют преимущественно кирпичные малоэтажные здания. Большинство из них стоит заброшенными - в них проживали военные. Жилые дома отличаются от заброшенных не только целыми стёклами, но и множеством спутниковых телевизионных антенн.



















Амдерма расположена в районе вечной мерзлоты, посему все строения возведены на сваях. Все коммуникации не закопаны в грунт, а проходят поверху в деревянных коробах. По этим же коробам ходят и люди - во многих местах почва летом становится заболочена. У подъездов, вместо мостков, в землю вкопаны старые чугунные радиаторы.









Некоторые дома всё-таки были разрушены подвижками грунта - одни обвалились, другие стоят с трещинами. На фото половина дома жилая, другая нет - это заметно даже по окраске стен.





Нельзя сказать, что в посёлке только одни развалины, нет. Их много, но при этом попадаются вполе современные отремонтированные дома. На фото детский сад, старая и новая школы, строящийся спортивный центр.









Мемориал павшим во время Великой Отечественной войны воинам-амдерминцам. Памятник самолёту Миг-17. Поодаль стоит ещё один памятник самолёту, но он представляет собой конструкцию из листов стали, а не настоящий фюзеляж. Ограждения улиц сделаны из вкопанных и окрашенных газовых баллонов.











Отдельную ностальгическую прелесть Амдермы представляют собой сохранившиеся в большом количестве плакаты и лозунги времён СССР. Конечно, большинство из них выцвело за десятки лет, но до сих пор не потеряли своей привлекательности.



















Номерные таблички выполнены вручную с любовью. Совсем не то, что современная продукция отпечатанная принтером на плёнке.





Полярная станция Амдерма. Основана в 1933 году. Именно здесь работал известный полярный путешественник Артур Чилингаров.







Бывшая метеостанция. На заднем плане видно антенное полотно РЛС П-70 Лена-М.





Промзона Амдермы в настоящее время полностью разрушена. Предприятие по добыче флюорита, построенное в 80-х (тогда добыча возобновилась), лежит в руинах. Мощная дизельная электростанция остановлена. Башенный кран, возводивший новый корпус, повален. Из гаражей пустыми глазницами глядят остовы автомобилей и радарных систем.






















Лаборатория исследований вечной мерзлоты. Закрыта, как можно догадаться. Внутри хорошо сохранилась обстановка и оборудование. Однако шахта, уходящая глубоко вниз, затоплена водой, которая превратилась в вечный лёд.

В посёлке много различного гусеничного транспорта - колёсный по тундре не проедет. Но там где не пройдет колёсный и гусеничный - пройдут лёгкие нарты, ведомые северными оленями. В Амдерме они низкорослые и являются неотъемлемой частью пейзажа. Самое распространённое мясо - оленье, весьма вкусное, как я убедился.













Кроме того, в посёлке много кошек, а собаки вообще водят автомобили! Самым крупным животным, заходящим в Амдерму, является белый медведь. Обычно, их можно встретить вблизи от моря. К сожалению, а может и к счастью, за ту неделю, что я жил в посёлке, мишки мне не встречались. Впрочем, я специально их и не искал.


Есть ли у Амдермы будущее? По всей видимости есть. Скорее всего, оно будет уже не военное, а как и изначально - исключительно добывающее. При освоении нефтегазоносного шельфа, при добыче сланцев, Амдерма может стать перевалочно-сортировочной базой и тогда туда вернутся люди, а вместе с ними и жизнь.

Сохранить
в других СМИ

Комментарии (9)

Для комментирования новости авторизуйтесь
или войдите через социальные сети:
Small default
Пользователь заблокирован | 05 декабря 2013, 14:05

Вот какие несметные богатства призваны защищать арктические стрелки! :-)http://www.ridus.ru/news/150428

ведь белым по зелёному писано - не толкать, с горки не спускать... нет ведь толкнули и с горки спустили

а я там вырос. даже дом свой нашёл. самые прекрасные воспоминания. жаль, что стало так. мужества тем, кто там остался

позабавило про пропуска... оттуда, типо, можно сквозануть за границу?! )))))

Чтобы лучше понять теперешнее состояние Амдермы, а уж тем более думая о будущем, конечно же, надо оглянуться назад без верхоглядства и выхватывания выгодных кусков из истории поселка. И надо без лагерной спешки времен героического освоения Арктики (ведь люди хоть и делали это не по своей воле, но действительно геройски!), попытаться учесть и неудачное географическое положение, и сложные климатические условия, и конечно же не забывать об ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ.Постоянного поселения в устье реки Амдерма до 30-х годов прошлого столетия, не наблюдалось, да и появление в 1933 году рудника по добыче флюорита - учреждения ГУЛАГА, вряд ли можно считать постоянным. Поселком это поселение стало именоваться с 1936 года, хотя, (поздней) стоило, кому - то захотеть, и годом рождения поселка стал 33 год, но это лирика (если это делается ради выгоды, либо карьеры). Согласно историческим документам, авторитетная комиссия из Москвы, имеющая в своем составе академиков, после проведенной в Амдерме работы, дала заключение, что даже с использованием дешевой, подневольной рабочей силы,- добыча флюорита в этих условиях - не рентабельна!!! Надо думать, академики имели дореволюционное образование и знали истинные экономические ценности. Их экспертная оценка, думается, учитывала жесткие климатические условия, отсутствие нормальной транспортной связи, ведь рейдовая разгрузка (загрузка) в условиях Карского моря довольно рискованное и очень дорогое удовольствие. Только социалистическая экономика могла позволить себе скинуть это со счетов, естественно накинув в другом (ЗСВ). И рудник заработал..., о дальнейшей судьбе академиков, история умалчивает.История амдерминского рейда, только подтверждает это. Бывали годы, когда открытие навигации задерживалось до середины сентября, по причине, не освободившейся ото льда акватории порта, а далее шторма - прерывающие разгрузку и ледостав в конце сентября, начале октября ... бывало. В 1998 году навигация проводилась с использованием вертолётов. Ведь как - никак, надо оправдывать звание самого северного населенного пункта округа.Проблему отсутствия порта, в годы существования рудника, планировалось разрешить: построив дорогу до пролива Морозова (15 км.), и там соответственно,- построить его. Естественная бухта, закрытая с запада мысом Тонкий, с востока островом Местный и приличными глубинами позволяла бы не прерывать погрузку флюорита в штормовые дни. Во время Великой отечественной войны, когда были отрезаны многие транспортные артерии, были планы продлить ЖД от Хальмер-Ю не до Амдермы, а до Хабарово и это был явно продуманный вариант, во первых в этом направлении меньше болотистой местности, во вторых Хабарово, практически находится на берегу Баренцева моря, то есть морская поверхность в этом районе, под ледовым покровом находится меньше времени. Вскоре после окончания ВОВ, с появлением альтернативных месторождений флюорита, не уступающих по качеству, и более рентабельных, амдерминский рудник был закрыт. Все подразделения, обслуживавшие рудник: морпункт, мех. мастерские, ВОХР, электростанция - были переданы в аэропорт (в то время бурно развивавшийся). И вся эта реорганизация прошла, без каких либо проблем, ведь весь поселок был составной частью советского монстра - "Главсевморпуть" (ГУСМП). Возможно, этот опыт был бы полезен и в современных условиях существования арктических поселений. Он позволял очень рационально использовать все ресурсы и людские, и материальные. Хотя, конечно же, ни как нельзя поставить на одну доску, нынешние зачатки рынка и фондовое распределение тех лет, с приоритетными предпочтениями Москвы, в сфере снабжения. И приоритеты эти соблюдались практически до ельцинской эпохи и благодаря этому поселок раньше других населенных пунктов НАО "вкусил" плоды цивилизации: водопровод, центральное отопление, канализация, а вовсе не потому, что это был "оазис в котором собрались гениальные энтузиасты". Подобные размышления иногда можно услышать от амдерминцев (и бывших, и нынешних).. Продолжение существования поселка было связано с продолжившимся освоением Арктики. Развивающаяся авиация требовала, при дальних перелётах, оснащенных промежуточных аэропортов, да к тому же при дальних перелётах в определённых направлениях, расположение трассы ближе к полюсу, даёт выигрыш в расстоянии. Для поршневой авиации того времени (ИЛ-14, ЛИ-2) , аэродром Амдерма на перелете из Москвы на северо-восток страны был третьим базовым, обеспечивавшим заправку, техобслуживание. Дальнейшая модернизация привела к появлению турбовинтовой авиации (ИЛ-18,АН-10, АН-12) и потребности в появлении современных аэродромов. В очень короткие сроки, допотопной техникой, в тяжелых арктических условиях, силами "Стройбата" была построена и с 1956 года в Амдерме начала функционировать, асфальтобетонная ВПП.И амдерминский аэродром в те годы был единственным в области, могущим принимать современные (в то время) самолеты, совершавшие первую посадку из Москвы в сторону Норильска, Магадана, Анадыря и других населенных пунктов северо-востока СССР. Кроме этого аэропорт, во времена интенсивного изучения Северного Ледовитого океана, дрейфующими станциями СП и ежегодными высокоширотными экспедициями (ВШЭ) являлся грузовым перевалочным пунктом и базой для контроля ледовой обстановки западного сектора Арктики "ледовыми разведчиками" (самолетами ИЛ-14,АН-26, УПА ГА, СУ ГВФ). В те, далекие, годы аэродром аэропорта Амдерма был круглосуточно востребован. Уже в 60-е годы начали появляться ростки экзотических плодов прогресса. В книге известного полярного летчика, героя Советского Союза Алексея Николаевича Грацианского - это отражено таким образом: " По пути мы с летчиком Москаленко погостили в Амдерме, на Диксоне. Я диву давался: Амдерма из маленького посёлочка превратилась в благоустроенный город с солидно оборудованным аэропортом. Мы летчики полярники 30-х годов, не могли и помышлять, что доживем до времен, когда ледовую обстановку будут разведывать автоматические устройства, запущенные ... в космос. Да, искусственные спутники и в этом деле оказались полезными. Зоркая аппаратура "Космоса - 144" позволила весной 1967 года почти на месяц раньше обычных календарных сроков начать навигацию в Северном Ледовитом океане. Данные спутников ныне широко используются северными мореплавателями". Но и в ХХI веке можно услышать голоса дилетантствующих "патриотов" о будущности аэропорта, в связи с обеспечением СМП ледовой разведкой. Развитие авиации привело к возможности увеличения дальности беспосадочных перелетов и значимость Амдермы, как промежуточного, базового аэродрома уменьшилась, а лет 20 тому назад и вовсе исчезла и это естественный процесс технического прогресса, а ни чья либо злая воля (и такое мнение можно встретить). В настоящее время регулярная авиатранспортная связь с "материком" происходит: в полярную ночь два раза в месяц МИ-8 или АН-2 из Нарьян-Мара, в светлое время АН-24 из Архангельска. Для этого, конечно же, не только круглосуточная, а даже и ежедневная работа не требуется. Выполняя такой объем работы невозможно иметь не только доходы, но и на текущие расходы средств не хватает.Численный состав аэропорта, существующее оборудование и техника уже не могут обеспечить соответствие современным требованиям безопасности полётов, а финансирование из бюджета не покрывает текущих расходов, и продолжение работы в таком состоянии - преступно, вся надежда, только на русский "АВОСЬ». Ежели появится богатый "дядюшка", желающий реанимировать аэропорт в работоспособное состояние, его ждут огромные затраты и не лучше ли направить их на оснащение и доведение до современных стандартов, столичного, окружного аэропорта (Нарьян-Мар). В аэропорту осталось одно здание с отоплением – аэровокзал 1964 года постройки, вспомогательные, складские здания пришли в негодность. Все кабельные линии в аварийном состоянии.После реформы в ГВФ, от аэропорта отпочковались две службы: служба движения (СД) и служба радиотехнического обеспечения (БЭРТОС) и эти службы вошли в организацию "Филиал Архангельскаэронавигация" (может название уже не точное, но уж очень часто меняется). Основной сферой деятельности этой организации (по доходам), при создании, являлось - диспетчерское и радиотехническое обеспечение арктической трассы, а по обеспечению взлета и посадки в аэропорту - конечно же, второстепенной, не приносящей прибыли. Сейчас отслеживание пролетающих бортов по трассе передано в другой пункт и объём работ резко сократился, оставшиеся службы и ЛС занимаются только обеспечением полётов, малой авиации, вблизи и авиации, которая хочет приземлится в посёлке. Я предсказывал это лет 15 тому назад, но мне не верили и спорили со мной. Из всех, ныне существующих в поселке гражданских организаций - полярная станция, бесспорно старожил, хотя уже в первые годы существования целесообразность её деятельности, ставилась под сомнение. Ведь в 45 километрах находилась п. с. "Ю.Шар", которая была открыта еще при царе батюшке в начале прошлого столетия и метеоданные этих станций, практически не различались. Амдерминская полярная станция, пройдя путь укрупнения через районный метеоцентр до управления ГМС, вернулась в прежнюю свою ипостась.Раздутость РМЦ до управления, в "прекрасные" годы недоразвитого социализма, была, мягко говоря, не очень-то оправдана, хотя участник и руководитель того периода (ныне известный "политик") – возможно, гордится этим. Ведь уже в те годы появилась спутниковая связь, спутниковая навигация. А это - обеспечение Северного морского пути связью, прогнозами метеорологической и ледовой обстановки, – то есть, то, что было основой деятельности АУГКС. Не очень понятно, почему не получили распространение АРМСы (автоматические метеорологические станции), которые в те же семидесятые, казалось бы успешно испытывались в амдерминском управлении. Теперь же они, пожалуй, могли бы служить метео. науке, заменив оставшихся горемык полярников, до сих пор ходящих на мороз глянуть на градусник, надо думать, кому-то это выгодно.Воинские части существовали в поселке довольно обособлено, имея собственное коммунальное обеспечение (свет, вода, тепло). Жилой фонд появившийся с "тяжелой руки" "Стройбата" корявый, с браком и недоделками, попал в корявые руки КЭЧ (коммунально - эксплутационная часть гарнизона) и эксплуатировался, конечно же, соответственно. В зимних условиях, "энтое хоз-во", постоянно находилось в стрессовой ситуации, то есть: постоянно замерзала канализация и текла по нижней (гражданской), части посёлка, замерзал водовод и водопровод, часто останавливалась котельная, по многу часов, дней гарнизон сидел без света. С каждым годом боеготовность полка ухудшалась, а под конец и вовсе стала нулевая, и не будь в поселке гражданских, то полк не только не летал, но и не ползал бы, а тут и ... разоружение.Отдав должное людям послевоенной поры (в составе "Стройбата"), за короткий срок, в тяжёлых условиях Крайнего Севера, построившим асфальто-бетонную ВПП. Надо отметить, что их наследники, два года принимались за реконструкцию, да так и не осилили. Для этого был задействован Мончегорский инжбат, после этого прошло больше 20 лет. ВПП, конечно же, требует профилактики, а местами и ремонта, ведь находится она в агрессивной среде – морской солёный воздух, снег, дождь (а швы не герметизировались), борьба с гололёдом велась варварским способом, с применением гусеничной техники.С минимальным количеством, из военных остались лишь пограничники, но, как это ни странно, и пришли они сюда… последними (в конце 60-х). И изначально, их основной задачей было, вовсе не охрана эфемерной границы, а усиление паспортного режима для своих граждан, на окраинах социалистической Родины. Но дошел черед и до "стражей" границы. Сначала были закрыты заставы, находящиеся в стратегически более важных точках, (Вайгач, Новая Земля и др.), но требующие к себе более пристального внимания и затрат. А сейчас пришло время и амдерминской. Что характерно, как и повсеместно, у российских военных, в ночь накануне приезда комиссии ..., сгорел продуктовый склад. А ныне их хватает троих.Военное противостояние времен "холодной войны", кроме свалок металла и железобетона, оставило в Амдерме и невидимый след и видимо поэтому, редко вспоминаемый - это последствия испытаний атомного оружия на Новой Земле. Где-то в середине 50-х, возникали разговоры о том, что гражданское население вывезут, как и с Новой Земли. Но гуманное советское правительство решило этого не делать, видно для чистоты эксперимента. Взрывы на Н.З. производились только тогда, когда по прогнозам было ясно, что северный ветер унесет осадки на свою территорию. И, как стало известно, спустя много лет, в районе Амдермы были самые значительные осадки. Трупы оленей, умерших в то время по неизвестной причине, по рекомендации дозиметристов, топили в озере Тоин - То. Спустя 15 лет это озеро стало источником водоснабжения поселка и является им до сих пор.Флюорит - то самое, ископаемое благодаря которому появился поселок, вторично был востребован в 80-е годы. "Северкварцсамоцветы" из Питера, практически старательским способом за летний сезон добывали количество, нужное для оборонной промышленности. Работали они, достаточно автономно, на окраине поселка, в полевых условиях, с временным контингентом, доставляемым только на летний сезон. Снизились потребности, хотя периодически идут разговоры о возобновлении добычи, но это возобновление возможно, как и раньше, в полевых условиях. История со щебнем, - очередная амдерминская "перспектива". Она так же мифична, как и предыдущие. В 90-годы трудности с этим материалом в Н.Маре, привели, в Амдерму - Э.Л.Рыбака – в то время главного окружного дорожного строителя. Для этих целей были привлечены зарубежные партнеры (Австрия) которые, изучив сырье, признали его удовлетворительным (для отсыпки дорожного полотна) и готовы были принять участие в добыче, переработке, оставляя 50% щебня в округе, а другие 50, забирать себе. Но проведя предварительные расчеты по затратам, связанным с транспортировкой, поняли, что щебень придется переименовать в – золото.Есть, якобы, еще одно место для применения тутошнему известняку - отсыпка оснований, под будущие морские буровые платформы. Но надо знать, что от его применения, в качестве щебня, отказались при реконструкции ВПП, т.к. она находится на морском берегу, а щебень из амдерминского известняка, под воздействием влажного морского воздуха, разрушается. Щебень для этих целей был завезен с "материка"… Думается, что для нахождения на морском дне, он и вовсе не пригоден."Современный со всеми удобствами посёлок"- состоит, в своей основе, из построенных "Стройбатом" страшных бетонных коробок, - 30-45 лет тому назад, еще более старых деревянных домов гражданских организаций, находящихся сейчас в ведении "Амдермасервис". Правда, еще имеется в эксплуатации один щитовой алюминиевый дом (из шести, которые здесь построены), но надежд возлагаемых на них, как на капитальные дома, они не оправдали.Каждое ведомство и организация сумели оставить о себе, в Амдерме и её окрестностях, неизгладимые пятна, особенно постаралось МО. И вместо того, чтобы разыгрывать из себя великого стратега и добиваться отмены передислокации полка, главе посёлка той поры следовало добиться приведения территории в порядок (после многолетнего халявства). Не далеко от военных ушли АНГРЭ и СМУ, но эти организации и просуществовали здесь меньше.Одна из острых проблем, сейчас кадровая. Старожилы - профессионалы уходят, а замены им не предвидится. Для работы и проживания в столь сложных климатических условиях, даже высокая зарплата в некоторых организациях (администрация поселка, "аэронавигация") не способствует притоку свежих грамотных, профессиональных сил, такие и на «материке», востребованы. Последнее время, люди прибывающие сюда, как правило, не нужные нигде, они и в Амдерме не задерживаются. Причины, удерживающие людей в этом неблагоприятном (по климатическим условиям) месте у всех, конечно же, различны. Многие дорабатывают до пенсии (им на "материке" устроиться,- сложно). Работающие пенсионеры и даже уже получившие жилье (в климатически благоприятных регионах), зарабатывают на обустройство, помогают детям. Много, просто "плывущих по течению" (на материке - это потенциальный БОМЖ). Те, кто у "руля", вряд ли смогут к нему встать на "материке". Кто-то думает, что делает карьеру. Кто-то зарабатывает престижный стаж госслужащего (для будущей пенсии, ведь она, ой как отличается от пенсии простолюдинов). Кто-то, умудрившись сколотить здесь, начальный капитал, мягко говоря: "не праведным путем", продолжают увеличивать его количество. Кто-то, используя бюджетные деньги, дает заработать родственникам на "материке".Последние годы, наглядный пример того, как может человек ради выгоды, своей и окружения, вводя в заблуждение, (то ли по глупости, и недомыслию, то ли осмысленно, а может и то и другое) оттягивать средства в пустую бездну. Конечно окружной бюджет не нищий, но его приоритеты должны быть связанны, к примеру: с большим вниманием в отношении оленеводов частников общины "Ямб то", ведь если "заграница" прекратила финансирование ликвидации безграмотности и начального образования, это не значит, что эту работу следует прекратить. К тому же, людей, особенно старшего поколения, не должно покидать чувство вины перед частниками, за их нелегкое существование в годы правления коммунистов и добрым отношением, всяческой помощью, в их подготовке к долгой арктической зиме,… отдавать "долги". Основным видом деятельности для амдерминцев, надо определить: возвращение этому месту пусть не первозданного, но уж хоть приличного, по цивилизованным меркам вида. И постараться использовать при этом, бюджет - федеральный. Ведь Амдерма, в округе, не только дармоедством все эти годы отличается, но и ни чем не оправданной - суперзатратностью, тем более, что делается - это якобы только из благих побуждений, с думой о НАРОДЕ и РОДИНЕ. Может пора закончить поиски эфемерных перспектив? Льют слезы, чаще всего те, у кого они имеют крокодилову сущность. Люди же здравомыслящие, понимают закономерность происходящего, ведь даже зная и соглашаясь с современными впечатлениями уважаемых людей, АМДЕРМА остаётся для них "ПЯТНЫШКОМ РОДИМЫМ". (Слова из популярной песни об Амдерме)Впечатления об Амдерме известных, уважаемых людей: Лето 1966 года. "Амдерма - нагромождение ветхих бараков, добротных старых деревянных и кое-как сляпанных новых - кирпичных домов; трассы бетонных коробов с трубами отопления и водопровода; обилие каких-то складов, кочегароки гигантских свалок... Всюду груды дерьма - это Амдерма." "СВЯЩЕННЫЕ НАРТЫ" В.Ф. ТОЛКАЧЕВ Зима 1986 года. "И как я был разочарован, увидев современную Амдерму, такую грязную, хаотичную, захламленную грудами пустых бочек из-под горючего, негодных автомобильных покрышек и остатков вышедшей из строя техники, разбросанных по всей территории, по обочинам улиц! Во что превратили чистый, некогда образцовый поселок, несколько властвующих здесь ведомств!" "МОЙ ВАЙГАЧ" К.П. ГУРСКИЙ (Записки заключенного) ( И это год, когда Амдерма, практически была на вершине своего развития.)