+0
Сохранить Сохранено 7
×

Старообрядцы: какие они бывают? Инфографика


0 27 5869

Старообрядцы: какие они бывают? Инфографика

Раскол, вызванный реформами Никона, не просто разделил общество на две части и вызвал религиозную войну. Из-за гонений старообрядцы разделились на великое множество разнообразных течений поповцев, беспоповцев и беглопоповцев. Появляться разнообразные ветви старообрядцев прекратили лишь после революции. Тем не менее, уже к тому моменту всевозможных старообрядческих течений возникло столько, что даже просто их перечислить - довольно затруднительная задача. В нашем списке далеко не все представители старообрядческих конфессий.

 

Русская православная старообрядческая церковь.

Представитель Уганды. © Антон Тушин/Ridus.ru

Именно у представителей РПСЦ мы были в гостях. На сегодняшний день - это самая многочисленная старообрядческая конфессия: по словам Павла, около двух миллионов человек. Изначально возникла вокруг объединения старообрядцев-поповцев. Последователи считают РПСЦ историческим наследником русской православной церкви, существовавшей до реформ Никона. РПСЦ находится в молитвенно-евхаристическом общении с Русской Православной старообрядческой Церковью в Румынии и Уганде. Африканская община была принята в лоно РПСЦ в мае нынешнего года. Угандийские православные во главе со священником Иоакимом Киимбой отделились от Александрийского патриархата, из-за перехода на новый стиль. Обряды РПСЦ схожи с другими старообрядческими течениями. Никонианцев признают еретиками второго чина.

Инфографика: "Распространение РПСЦ в мире". © Оля Манолова/Ridus.ru

Распространение:

В мире: Румыния, Уганда, Молдавия, Украина. В России: по всей стране.

Единоверы.

Вторая по количеству прихожан старообрядческая конфессия. Единоверы - единственные старообрядцы, пришедшие к компромиссу с РПЦ. Это течение поповцев возникло в конце 18 века. Гонения на староверов привели к серьёзной нехватке  священников у старообрядцев. Одни смогли с этим примириться, другие - нет. В 1787 году единоверы признали иерархическую юрисдикцию Московского патриархата в обмен на некоторые условия. Так, они смогли выторговать старые дониконовские обряды и богослужения, право не брить бород и не носить немецкие платья, а Священный Синод обязался присылать им мирр и священников. Обряды единоверов схожи с другими старообрядческими течениями.

Инфографика: "Распространение единоверов в мире". © Оля Манолова/Ridus.ru

Распространение:

В мире: США. В России: по данным РПЦ в нашей стране действует около 30 единоверческих общин. Сколько их точно, и где они находятся сказать затруднительно, так как единоверы предпочитают не афишировать свою деятельность.

Часовенные.

Течение поповцев, которое из-за гонений в первой половине XIX века вынужденно превратилось в беспоповское, хотя сами часовенные себя беспоповцами не признают. Родина часовенных - Витебский район Белоруссии. Оставшись без священников, группа беглопоповцев отказалась от иереев, заменив их уставщиками из мирян. Богослужения стали проводить в часовнях, так и появилось название течения. В остальном, обряды схожи с другими старообрядческими движениями. В восьмидесятые годы прошлого века часть часовенных из Северной Америки и Австралии решили восстановить институт священничества и присоединились к русской православной старообрядческой церкви, похожие процессы наблюдаются сейчас и в нашей стране.

Инфографика: "Распространение часовенных в мире". © Оля Манолова/Ridus.ru

Распространение:

В мире: Австралия, Новая Зеландия, Бразилия, США, Канада. В России: Сибирь, Дальний Восток.

Древлеправославная поморская церковь.

Стогование. Старообрядческое село Куничи в Молдавии. © И.Зенин/РИА Новости

ДПЦ - современное название крупнейшего религиозного объединения поморского согласия. Это - беспоповское течение, поморы не имеют трехчинной иерархии, Крещение и Исповедь совершаются мирянами - духовными наставниками. Обряды схожи с другими старообрядческими конфессиями. Центр этого течения находился в Выжском монастыре в Поморье, отсюда и название. ДПЦ - достаточно популярное религиозное течение, в мире существует 505 общин.

Инфографика: "Распространение ДПЦ в мире". © Оля Манолова/Ridus.ru

Распространение:

В мире: Латвия, Литва, Белоруссия, Украина, Эстония, Казахстан, Польша, США, Киргизия, Молдавия, Румыния, Германия, Англия. В России: русский север от Карелии до Урала.

Бегуны.

Это беспоповское течение имеет много других названий: сопелковцы, скрытники, голбешники, подпольники. Возникло в конце 18 века. Главная идея состоит в том, что для спасения остался лишь один путь: "не имети ни села, ни града, ни дома". Для этого нужно принять новое крещение, порвать все связи с обществом, уклониться от всех гражданских повинностей. По своему принципу бегунство - это аскетизм в самом жестком его проявлении. Уставы бегунов очень строги, особенно тяжелы наказания за прелюбодеяние. При этом не было ни одного страннического наставника, который не имел бы нескольких наложниц. Едва возникнув, течение начало делиться на новые ветви. Так появились следующие секты:

Неплательщики отвергли богослужения, таинства и почитание святых, поклонялись только отдельным "старым" мощам. Не совершают крестного знамения, не носят креста, не признают посты. Молитвы заменили на религиозные домашние беседы и чтения. Общины неплательщиков до сих пор существуют в Восточной Сибири.

Лучинковцы появились в конце 19 века на Урале. Считали, что Антихрист на Руси воцарился еще в 1666 году. С их точки зрения, единственный предмет богослужения не запятнанный Антихристом - лучина, поэтому отвергали все другие средства освещения. Также лучинковцы отказались от денег и торговых приспособлений. Полностью исчезли в первой половине 20 века.

Безденежники полностью отвергали деньги. Делать это было и в 19 веке непросто, поэтому им регулярно приходилось прибегать к помощи страноприимников, те деньгами не гнушались. Исчезли к началу 20 века.

Брачные странники разрешали брак и после принятия обета странничества. Исчезли в первой половине 20 века.

Пустынники заменили странничество удалением в отдаленные леса и пустыни, где организовывали общины, живя по таким аскетическим нормам, которые бы и Мария Египетская назвала бы излишне жесткими.  По непроверенным сведениям, общины пустынников существуют и по сей день в сибирских лесах.

Старообрядческая деревня Луговая в Красноярском крае. © Фред Гринберг/РИА Новости

Аароновцы.

Беспоповское течение аароновцев возникло во второй половине 18 века. Один из лидеров движения имел прозвище Аарон, по его "погонялу" и стали называть эту конфессию. Аароновцы не считали необходимым отречение и удаление от жизни в обществе и разрешали вступать в брак, который венчал мирянин. К вопросам брака они вообще относились весьма благосклонно, например, разрешили совмещать брачную жизнь и пустынножительство. Впрочем, венчание, совершенное в РПЦ, аароновцы не признавали, требовали развода или нового брака. Как и многие другие старообрядцы, аароновцы чурались паспортов, считая их "печатями Антихриста". Грехом, по их мнению, было дать какую-либо расписку в суде. Кроме того, почитали двоеданов за отступников от Христа. Еще в семидесятые годы прошлого века несколько общин аароновцев существовало в Вологодской области.

Жители села Кумская долина во время службы в церкви в честь религиозного праздника Святой Троицы. Старообрядческая община "Некрасовских" казаков в селе Кумская долина ежегодно отмечает религиозный праздник Святой Троицы. © Валерий Мельников/РИА Новости

Каменщики.

Ничего общего с масонами и их символами эта беспоповская религиозная конфессия не имеет. Название происходит от древнерусского обозначения гористой местности - камень. В переводе на современный язык - горцы. Каменщики сформировались в труднодоступных горных долинах юго-западного Алтая из всяких беглецов: крестьян, дезертиров. Обособленные общины следовали обрядам, характерным для большинства старообрядческих течений. Во избежание близкородственных связей помнили до 9 поколений предков. Внешние контакты не приветствовались. В результате коллективизации и прочих миграционных процессов каменщики рассеялись по всему миру, смешавшись с остальными русскими этническими группами. В переписи 2002 года лишь два человека указали себя каменщиками.

Кержаки.

Родина кержаков - берега реки Керженец в Нижегородской губернии. По сути, кержаки это не столько религиозное течение, сколько этнографическая группа русских старообрядцев северорусского типа, вроде каменщиков, основу которых, кстати, составили как раз кержаки. Кержаки - русские старожилы Сибири. Когда в 1720 году разгромили Керженские скиты, кержаки десятками тысяч сбежали на восток, в Пермскую губернию, и уже оттуда расселились по всей Сибири, до Алтая и Дальнего Востока. Обряды такие же, как и у других "классических" старообрядцев. До сих пор в Сибирской тайге существуют Кержацкие заимки, не имеющие контактов с внешним миром, вроде знаменитой семьи Лыковых. В переписи 2002 года кержаками себя назвали 18 человек.

Самокрещенцы.

Эта беспоповская секта отличается от других тем, что ее последователи крестили себя сами, без священников, через троекратное погружение в воду и чтение Символа веры. Позднее самокрещенцы перестали совершать этот "самообряд". Вместо этого они ввели обычай крестить младенцев так, как это делают повивальные бабки при отсутствии священника. Так самокрещенцы получили второе название - бабушкины. Бабушкины-самокрещенцы исчезли в первой половине 20 века.

Жители в старинной русской национальной одежде в старообрядческой деревне Луговая Красноярского края. © Фред Гринберг/РИА Новости

Рябиновцы.

Рябиновцы отказались молиться на иконы, где присутствовал кто-либо кроме изображаемого образа. Икон таких было немного, и, чтобы выйти из положения, рябиновцы стали вырезать для молений восьмиконечные кресты из рябинового дерева без изображений и надписей. Рябиновцы, как понятно из названия, вообще очень почитали это дерево. Согласно их верованиям именно из рябины был сделан крест, на котором распяли Христа. Кроме того, рябиновцы не признавали церковных таинств, сами крестили своих детей во имя Святой Троицы, но без чина крещения и молитв. Они вообще признавали только одну молитву: "Господи Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных!". Вследствие этого, хоронили своих усопших без отпевания, вместо этого клали земные поклоны об упокоении души усопшего. Полностью исчезли в первой половине 20 века.

Дырники.

Это - течение беспоповцев-самокрещенцев. Название секты появилось из-за характерного способа молиться. Дырники не почитают икон, написанных после церковной реформы патриарха Никона, поскольку некому их было освятить. Вместе с тем, они не признают и "дореформенные" иконы, поскольку они осквернены "еретиками". Чтобы выйти из затруднительного положения, дырники начали молиться как мусульмане, на улице лицом на восток. В теплое время года это сделать нетрудно, зима же у нас здорово отличается от ближневосточной. Молиться глядя на стены или застекленное окно  - грех, поэтому дырникам приходится делать специальные отверстия в стенах, которые затыкаются затычками. Отдельные общины дырников существуют и по сей день в Республике Коми.

Средники.

Средники - еще одно беспоповско-самокрещенское движение. В отличие от других самокрещенцев, они не признают...дни недели. По их мнению, когда во время Петра перенесли празднование нового года с 1 сентября на 1 января, придворные ошиблись на 8 лет и передвинули дни недели. Типа, сегодняшняя среда - бывшее воскресенье. Наше же воскресенье по их счету четверг. Полностью исчезли к началу 20 века.

Федосеевцы.

Прихожане старообрядческой церкви в Казани. © Сергей Гунеев/РИА Новости

Федосеевцы - приверженцы беспоповского старообрядческого течения. Их взгляды в чем-то схожи со убеждениями современных российских протестующих. Федосеевцы убеждены в исторической испорченности Российского государства. Кроме того, они верят, что наступило царство Антихриста и придерживаются безбрачия. Название возникло по имени основателя общины - Феодосия Васильева из рода бояр Урусовых. Обет безбрачия не помешал общине привлекать новых сторонников. В течение ста лет - со второй половины 18 до второй половины 19 веков федосеевцы были самым многочисленным и влиятельным направлением в беспоповстве, общины появились по всей стране. В начале 20 века из-за внутренних противоречий федосеевцы разделились на несколько направлений: либеральных Московских (принимают "новожен" на исповедь, позволяют им участвовать в службах не совершая крестного знамения), консервативных Казанских ("новожен" не принимают, петь и читать в храме могут только несостоящие в браке), филимоновцев и необщинников. Не исчезли они и после революции. В 1941 году в одном из центров федосеевского течения, деревне Лампово под Тихвином, федосеевцы проявили себя злостными коллаборационистами.

Инфографика: "Распространение федосеевцев в мире". © Оля Манолова/Ridus.ru

Распространение:

В мире: Латвия, Белоруссия. В России: Москва, Казань, Нижегородская и Кировская области.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+0

 

   

Комментарии (19)

  • Евстафий Мари-Руш
    Евстафий Мари-Руш 20 октября 2013

    «Кержаки» - самые крутые и
    Остальных разогнать или причистить...

    Ответить
    9 +
  • [ STAROVE.RU ]
    [ STAROVE.RU ] 20 октября 2013

    За интерес к старообрядчеству благодарю, однако информация подана немного по-дилетантски.

    Правда попытка интересная, так как, пожалуй, не встречал попытки так нас классифицировать, да еще с инфографикой.

    Итак, во-первых! Единоверы, вернее единоверцы – не относятся к старообрядцам. Это нонсенс, так как ни одна община старообрядцев не признаёт над собой власть РПЦ МП.

    Единоверие было создано Синодом в 18-19 веках после того, как потерпели крах попытки уничтожить приверженцев древлего благочестия физически через сожжения и казни и притеснения.

    Простой пример: Духовный центр старообрядцев на Рогожском в Москве к середине 19 века насчитывал около 20 000 (!) прихожан, проживающих в округе, имел 3 храма вместимостью как раз 15-20 000 человек (сохранились).

    И вот, в 1850-х годах властям подано прошение от ДЕСЯТИ семей с просьбой не нарушать их религиозные права и передать один из трёх храмов в единоверие. Что власти с удовольствием исполняют в течение нескольких месяцев. Еще и денег дали на перестройку храма. И так - повсеместно.



    Касательно других толков всё еще проще. На сегодня есть РПСЦ - самое многочисленное упование (приемлют священство, во главе митрополит Корнилий Московский и всея Руси).

    Второе направление – безпоповцы, ДПЦ. Их много в Сибири и за рубежом. Сильно децентрализованы.

    Третья – РДЦ, наименее многочисленная, у них во главе патриарх Александр. Они не признали перешедшего в древлеправославие в 1850-х годах митрополита Амвросия Белокриницкого и продолжали принимать беглых попов из господствующей церкви вплоть до 1920-х годов, когда обрели своего епископа и признали его. Соответственно, белокриницкие не признали поставленного при Сталине епископа и до сих пор этот раздор не уврачёван.

    Следует отметить, что службы во всех трёх толках идентичные (кроме безпоповцев, по объективным причинам, но и там все книги те же). Чудеса вроде дырников местами правда встречались до начала ХХ века, но потом смешались и исчезли за годы лихолетий.

    Следует также помнить, что всё это не от хорошей жизни происходило, а в условиях жесточайших гонений, самое мягкое из которых были петровские «послабления» в виде двойного налогообложения на бороды и усы.

    То же единоверчество также возникло подлейшим образом: будучи дружными и замкнутыми, старообрядцы оказались весьма экономически успешными, как известно, верили на слово – так как даже документов иметь не могли. Так вот, власти приняли закон, что наследовать имущество родителей могут только записные единоверцы, а старообрядцы оставались бесправными.

    Оттуда и растут ноги у единоверия – кто обменял богатство на веру предков. Потому и отношение к ним было такое враждебное во все времена. Да и исчезло единоверие первым, как только в 1905 году всем даровали религиозные свободы.

    ПРИГЛАШАЮ ВСЕХ на сайт STAROVE.RU – сайт для думающих и ищущих – о современных старообрядцах, которые нередко и зубы могут показать. Времена идут, да методы лукавого не меняются. Заходите – не пожалеете.

    Олег Хохлов, администратор сайта Отдела по делам молодёжи РПСЦ STAROVE.RU

    Ответить
    7 +
  • Анастасия-8238
    Анастасия-8238 23 октября 2013


    Как банально бы это не звучало, но пpaвительство oпять yдивилo в плохом смысле этого слова. Boт этoт caйт: abtds2.biz/?code=iii89p настоящая бaза дaнных вceх житeлeй РФ. Слyчайно нашла ее в интepнeте, и решила проверить на себе и родных. Как оказалось, здесь инфopмaции больше, чем я могла бы себе представить, даже самые мелкие подробности. Просто ужас какой-то, сами пocмотритe.

    Ответить
    0 +
  • Котя Мышкин
    Котя Мышкин 20 октября 2013

    интересная информация!

    Ответить
    6 +
  • t60159-1740
    t60159-1740 20 октября 2013

    вот где русский дух и русью пахнет

    Ответить
    2 +
  • t60159-1740
    t60159-1740 20 октября 2013

    автору вопрос - Сахалин уже не Россия или там староверов нету?

    Ответить
    0 +
  • Дмитрий
    Дмитрий 20 октября 2013

    Вы художника с автором не путаете?

    Ответить
    0 +
  • t60159-1740
    t60159-1740 20 октября 2013

    автор - редакция, инфографика - ридус, по каким симптомам прикажете различать?

    Ответить
    0 +
  • Ольга Манолова
    Ольга Манолова 20 октября 2013

    вообще-то под инфографикой написано, кто её автор :)

    Ответить
    0 +
  • Ольга Манолова
    Ольга Манолова 20 октября 2013

    знаете, я вот половину воскресения потратила, старалась, наглядно хотела все показать читателям, чтобы вот мне написали вечером про Сахалин? :с
    (мечтаю, кстати, там побывать)..
    это просто смешно - карта ведь схематичная, там даже края размыты, акцент на суть, а не на четкие границы.
    Сахалин - россия, староверы вероятно есть, красным не отметила, да.

    Ответить
    0 +
  • t60159-1740
    t60159-1740 20 октября 2013

    простите великодушно, но я действительно подумал, что картинки рисовал человек, желающий вернуть остров в лоно священной Японии. Я уже убедился, что ничто не происходит случайно. Все мелкие события ложатся в одну канву. Как если бы броуновские частицы развернули и направили в одну сторону. И только по прошествии времени оглядываешься назад и говоришь себе - а ведь тот случай был не случаен. Уже нюх на такие вещи, автоматом подсознание цепляет. Вот такой я параноик. А статьи замечательные, я бы сказал, что не в формате ридуса

    Ответить
    1 +
  • Ольга Манолова
    Ольга Манолова 20 октября 2013

    спасибо на добром слове!
    мне жаль, что я спровоцировала паранойю :)
    статьи и вправду достойные.

    Ответить
    0 +
  • svlasov
    svlasov 20 октября 2013

    На предпоследней картинке я вижу зомби.

    Ответить
    1 +
  • Red_Tomate
    Red_Tomate 21 октября 2013

    с такой фамилией принято ненавидеть всё русское, да?

    Ответить
    0 +
  • svlasov
    svlasov 21 октября 2013

    Еврейское, вы хотели сказать?

    Ответить
    1 +
  • Африканец
    Африканец 21 октября 2013

    Как приятно смотреть на славянские лица!

    Ответить
    0 +
  • Proteus
    Proteus 21 октября 2013

    Крест из рябины)) здавый смысл рулит..

    Ответить
    1 +
  • Ольга
    Ольга 22 октября 2013

    Знала одну семью - не скрывали, что они старообрядцы. Приехали в наш город из Мирного, а вся родня их живет на Урале. Очень хорошие, добрые, чистые душой люди, в обыденной жизни очень работящие и практичные.

    Ответить
    0 +
  • Савва
    Савва 22 октября 2013

    Молокане - не из числа старообрядцев?

    Ответить
    0 +