+20
Сохранить Сохранено 7
×

В низовьях Волги. От Волгограда до Астрахани. Фоторепортаж


В низовьях Волги. От Волгограда до Астрахани. Фоторепортаж



 

1. Волгоград протянулся вдоль Волги почти на 80 километров – теплоход идёт вдоль города на протяжении нескольких часов.



 

2. В южной части Волгограда, в Красноармейском районе города, находится вход в Волго-Донской судоходный канал (ВДСК) – одно из самых важных межбассейновых соединений наших водных путей. Канал связывает Волгу с Доном, и, соответственно, бессточное Каспийское море с Азовским и Черным морями. С теплохода, идущего по Волге в Астрахань, вход в Волго-Донской канал хорошо виден справа по борту:



 

История этого водного соединения уходит корнями в древность – первую попытку соединить Волгу и Дон во время своего похода на Астрахань предпринял ещё турецкий султан Селим в середине XVI века, вторая попытка была предпринята при Петре I, в дальнейшем вплоть до начала XX века рассматривались ещё множество вариантов соединения двух рек, но все они были обречены на неудачу – без сложнейших и масштабнейших гидротехнических работ создание судоходного канала через разделяющие реки Ергенинские высоты было невозможно. В итоге Волго-Донской канал был построен уже в советское время – после войны, в 1948-1952 годах. На колоссальной стройке работало порядка 700 тысяч вольнонаёмных рабочих со всей страны, 100 тысяч пленных немцев и еще около 100 тысяч заключенных. Канал построили за четыре года – 31 мая 1952 года воды Волги и Дона соединились.

 

Трасса Волго-Донского канала проходит в том месте, где две реки максимально сближаются друг с другом. От Волги трасса ВДСК поднимается на 88 метров крутой Чапурниковской лестницей из девяти шлюзов, водораздельным участком пересекает разделяющие Волгу и Дон Ергенинские высоты и затем ещё в четырёх шлюзах трасса канала спускается на 44 метра к образованному на Дону огромному Цимлянскому водохранилищу. Общая длина Волго-Донского канала – 101 километр (из которых 45 километров – по водохранилищам). Уровень Дона на 45 метров выше уровня Волги, поэтому ВДСК питается донской водой, подаваемой из Цимлянского водохранилища тремя насосными станциями на водораздельный участок, откуда самотёком распределяется на Волжский и Донской склоны.

 

Значение Волго-Донского канала огромно – это самый напряжённый и загруженный участок наших водных путей. На юге навигация длинная – с 1 апреля по 1 декабря, в среднем 245 суток в году. По каналу идёт колоссальный грузопоток – до 16 миллионов тонн грузов и свыше 5 тысяч судов за навигацию. В основном это грузовые суда – сухогрузы и танкера. Львиную долю из них составляют крупные танкера река-море, работающие на «южной подкове» Черное море – Азовское море – Дон – ВДСК – Волга – Каспийское море, а также поднимающиеся по Волге до крупных нефтеперерабатывающих предприятий Поволжья. Поначалу, когда видишь таких монстров на узостях Волго-Дона, удивляешься, а потом постепенно привыкаешь. А как они втискиваются в шлюзы – это отдельная песня! Мы на своём пути по Волге уже повстречали довольно много таких судов – я о них рассказывал. Есть по ВДСК и туристические круизные маршруты: из Москвы, Нижнего Новгорода, Перми в Ростов-на-Дону, Таганрог или Ейск – по Волге, Волго-Донскому каналу и Дону. Это потрясающие красивый южный круизный маршрут, не менее интересный, чем астраханский – при случае, обязательно о нём напишу.

 

3. «Речную развилку» трудно проглядеть: на правом берегу у входа в ВДСК высится огромный памятник Ленину – это самый большой памятник Ильичу в мире, занесённый в Книгу рекордов Гиннеса ещё и как самый большой памятник реально жившему человеку. Интересно, что раньше вместо него стоял столь же большой памятник Сталину.



 

4. Памятник Ленину и вход в Волго-Донской канал.



 

5. Вход в ВДСК из главного русла Волги находится в нескольких километрах ниже – за оконечностью длинной песчаной косы. На фото – правый танкер выходит из Волго-Донского канала в Волгу, а левый, наоборот, направляется из Волги ко входу в канал.



 

6. Разделительный буй волжского и донского судового хода



 

7. Громадный зелёный «В.Ф.Танкер-5», гружёный нефтепродуктами, направляется из Волги в Волго-Донской канал. Скоро он окажется в Азовском море.



 

8.



 

9. В нескольких километрах ниже входа в Волго-Донской канал находится огромный нефтерейд, где стоят десятки танкеров самых разных мастей.



 

10.



 

11. «Капитан Нагдалиев» - очередной танкер турецко-азербайджанской компании «Палмали».



 

12. «Вилеш-Ривер» - ещё одна похожая ярко-красная «морковка».



 

13. И снова контраст цветов судоходных компаний.



 

14.



 

15. За рейдом справа по борту находится причал Волгоградского НПЗ, у которого стоит под погрузкой танкер «Армада Лидер».



 

16. Волго-Донской рейд и царство индустрии остаются позади – теплоход покидает Волгоград и начинает свой заключительный отрезок пути до Астрахани. Это один красивейших участков круиза – а для меня так и вовсе, возможно, самый любимый!



 

Ниже Волгограда Волга заканчивает свой долгий путь вдоль Приволжской возвышенности - максимально сблизившись с Доном, она резко поворачивает на юго-восток и широкой Волго-Ахтубинской поймой направляется через полупустыни к Каспию. Волго-Ахтубинская пойма – это пересеченное многочисленными воложками и протоками пространство между главным руслом Волги и её левым рукавом речкой Ахтубой, протекающей параллельно главной реке на протяжении 450 километров. Всего здесь насчитывается 279 водотоков суммарной длиной почти 5 тысяч километров. Ширина Волго-Ахтубинской поймы колеблется от 15 до 45 километров. Зеленым оазисом тянется она среди выжженных солнцем пустынных земель, где местами поблескивают лишь пятна соленых озёр. Вокруг – ни рек, ни ручьёв, только редкие колодцы…

 

Берега Волги после Волгограда постепенно понижаются, деревья почти исчезают, в обрывах над водой темнеют лишь отверстия гнёзд ласточек-береговушек. Вьётся среди поросших кустами песчаных островов река, и не поймешь – коренной берег, острова ли… Русские военные поселения появились в этих краях в XVI веке – первый караул из 50 стрельцов стоял ниже Переволоки, а шестой, последний, – в 30 верстах выше Астрахани. Неуютно, должно быть, чувствовали себя стрельцы на великой русской реке, единственной дороге, которая связывала их с далекой Русью.

 

Фарватер низовий Волги неширок и извилист, с очень сильным течением. Судоводителям тут нужно быть особенно внимательными: это ведь не водохранилище – река. Кажется, встречное судно идёт по соседней протоке, но проходит некоторое время, и оно оказывается прямо по курсу. Жаркое южное солнце попеременно припекает то правый, то левый борт теплохода.

 

17. Хорошо отдыхать на Волге! :)



 

18.



 

19. Волга течёт среди низких песчаных берегов, периодически вздымающихся причудливыми обрывами - ярами. Каменный Яр, Чёрный Яр, Светлый Яр… Ну а про ракетный военный полигон Капустин Яр уж точно все слышали. :))))



 

20. Сейчас справа по борту мы минуем Светлый Яр.



 

21.



 

22.



 

23.



 

24. Вскоре за Светлым Яром теплоход покидает основное русло Волги – на протяжении более чем десяти километров судовой ход идёт между островов боковыми протоками: впереди воложка Каршевитая.



 

25.



 

26. Основное русло Волги и далёкий Песчаный яр остаются в стороне – далее фарватер идёт причудливыми, окруженными песками, протоками…



 

27. Воложка Каршевитая – очень узкий участок судового хода. Здесь одностороннее движение: суда, идущие против течения, пропускают тех, кто идёт вниз по реке, чуть далее, на широком плёсе.



 

28.



 

29. Низовья Волги находятся в зоне полупустынь, но вдоль Волго-Ахтубинской поймы зеленеют оазисы южных деревьев. В протоках узко, берег совсем близко от теплохода, на деревьях то тут, то там гнездятся орлы или ещё какие-то подобные птицы...



 

30.



 

31. Ненадолго становится чуть шире – выходим в следующий плёс…



 

32.



 

33. Для рыбаков здесь – рай на земле!



 

34. Южный день короткий – жара смягчается, солнце начинает золотиться вечерними красками…



 

35.



 

36. Продолжаем путь по воложке Каршевитой – здесь чуть пошире.



 

37. Облако на небе – словно причудливая гигантская птица.



 

38. Вечер в низовьях Волги…



 

39.



 

40. Пески, кустарники, бесчисленные рукава и протоки, которым нет числа – вот такая она, окружённая полупустынями Волго-Ахтубинская пойма.



 

41.



 

42. И снова направляемся в узкую протоку – тень от теплохода скользит совсем рядом по песку.



 

43. Тут бы на байдарке пройти! Даже и не верится, что по этой окружённой песками протоке протискиваются огромные танкера и четырёхпалубные круизные теплоходы. :)



 

44.



 

45.



 

46.



 

47. Узости и протоки заканчиваются – впереди снова показался оперативный простор! Далее фарватер снова идёт главным руслом Волги.



 

48.



 

49. Створные знаки средь песчаных барханов.



 

50.



 

51. Солнце золотым диском быстро опускается к горизонту…



 

52. Нижняя Волга. Солнце. Самый юг…



 

53. Навстречу прошёл сухогруз «Оренбург». Пока мы шли узкими протоками с односторонним движением, он ждал нас на широком плёсе. Пропустив нас, он сам направляется в узости.



 

54.



 

55. Южный ярко-красный закат. Я думаю, без комментариев!.....



 

56.



 

57.



 

58. Фото на фоне заходящего солнца – ради такого можно выскочить из душа! На тёплом южном ветерке всё равно быстрее высохнешь! :)



 

А вечером с наступлением темноты на реке зажигаются красные и жёлтые огни бакенов и створов. Насмешливо перемигиваясь, они обступают теплоход со всех сторон – фарватер извилист, бакенов много, и непосвященный в тайны судовождения окончательно теряет всякую ориентировку в пространстве. С берега волнами льётся густой аромат трав, листьев и каких-то цветов. Дует в лицо тёплый-тёплый ночной ветер, а по воде среди черноты южной ночи бежит и струится лунная дорожка…


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+20

 

   

Комментарии (3)

  • Товарищ О. Бендер
    Товарищ О. Бендер 03 октября 2013

    razruha.ru/cat343.htm это тоже Волгоград... надеюсь все изменилось...

    Ответить
    0 +
  • Ольга
    Ольга 03 октября 2013

    Спасибо за приятный репортаж и очень красивые фото!

    Ответить
    1 +
  • bagimot
    bagimot 05 октября 2013

    а на 11-й фото
    разве эта посудина не переломится на первой же волне?

    Ответить
    0 +