+2
Сохранить Сохранено 7
×

Виталий Лейбин: "Обязан бороться за место под солнцем".


Виталий Лейбин: "Обязан бороться за место под солнцем".

Виталий Лейбин не только создает один из самых известных и востребованных общественно-политических еженедельников в России, но и прилагает огромные усилия для организации работы с аудиторией, развития гражданской журналистики, формирования устойчивой связи между профессиональными журналистами и читателями. Главная тема встречи — различия между гражданской и профессиональной журналистикой.

Первой из обсуждаемых тем оказалась возможность вытеснения с медийного рынка печатных изданий, чьё место могут занять интернет-новости. Интернет вообще наступает, так, доход «Комсомольской правды» от размещения рекламы на своём сайте составляет 10% совокупного дохода этого издания, это фантастическая цифра. Западные издания много тратят на развитие интернет-версий, но там вложения пока не окупаются.

Прогресс это всегда отлично, но у всякого прогресса есть некоторая загогулина. А именно: кто будет платить профессиональным редакциям, если закончится спрос на печатную продукцию? Рынок печатной прессы в России пока насыщен и чрезвычайно монополизирован государством - это и региональная печатная пресса, и федеральный телевизор. В Общественной палате уже прозвучали призывы запретить Первому каналу продавать рекламу и эти призывы встречены аплодисментами истеблишмента. На Западе тиражи уже падают и издатели опасаются, что всё самое интересное будет происходить в интернете. У нас крупная воронежская газета «Воронеж - это моё» привлекает народных журналистов к освещению городских новостей, можно позвонить в редакцию, отправить смс, показать фото и видео. За это не только немного платят, но и проводят еженедельную игру - выборы самого лучшего местного народного журналиста. Это настоящая городская живая газета. Без сомнения, в этом направлении будет дальше развиваться пресса. Я смотрю в будущее с оптимизмом и полагаю, что и тиражи печатной прессы, и активность гражданской журналистики со временем будут расти со страшной силой. Чем больше в регионе возникает независимой прессы, тем хуже экономическое положение скучных официальных изданий.

Проблемная ситуация: читателю всё равно, новость собственная или копипастная. Но если профессиональные издания и агентства платят за фотографии и текст, то многие информационные сайты берут новости из интернета. Но кто-то же должен заплатить за то, чтобы оригинальный контент появился изначально? При этом трудно придумать механизм, чтобы доходы от рекламы шли производителям контента, а не тем, кто перепечатывает, а, скорее всего, большую часть вообще получат глобальные интеграторы - Гугл и Яндекс. Ведь можно не платить «Русскому репортёру», а попросить Гугл сформировать аудиторию по всем параметрам. Возможен футуристический прогноз, антиутопия: если реклама будет уходить из печатных версий в интернет, станет меньше агентов, занимающихся профессиональной журналистикой, зато будет больше перепечаток и всех форм самопальной журналистики. Количество информации будет огромное, но её качество будет снижаться.

Но самое интересное может быть связано с гражданской журналистикой. Создаются проекты, использующие только авторский и пользовательский контент, но являются при этом высококачественными. Это общемировая тенденция. Например, в Южной Корее существует проект, авторы которого оплачиваются читателями: вам понравилась заметка? - можете через карточку перевести автору деньги. Это стимулирует конкуренцию среди авторов. Любители зачастую пишут на отдельные темы, например, о спорте, лучше профессиональных корреспондентов. Можно упомянуть Википедию, которая поражает правильными способами модерации контента и самоорганизации.

«Русский репортёр» проводил эксперимент по локальной журналистике, в Новосибирске девяносто волонтёров 24 часа ходили по городу и записывали новости. Такие вещи могут сильно сплотить горожан. Пусть напишут какие-то локальные новости, что перекрыли дорогу, но об этом полезно будет узнать соседям. У нас есть школа для студентов - «Медиаполигон», это доступ к массовой прессе, гонорары и содержание нашего сайта. Но идея провалилась, не хватило организационных ресурсов, за полгода планируем отработать механизмы взаимодействия и запустить похожий проект. В социальных сетях много интересных авторов, производящих собственный контент. Вопрос в правильной самоорганизации. Чем больше растёт всеми любимый Живой журнал, тем меньше возможностей верифицировать правдивость сообщения. Если информация гражданского журналиста производит эффект, за тысячами перепечаток трудно заметить автора. Можно запутаться в непроверенной информации, механизм самоорганизации способен работать только в узкой группе.

Как пример объективной и дотошной (в хорошем смысле этого слова) журналистики Виталий Лейбин привёл репортаж о «приморских партизанах» - это молодые люди, которые мстили сотрудникам милиции за унижения и избиения. Эта история нашла отклик в блогосфере, были попытки оправдать такого рода насилие борьбой с режимом, с великим монстром, которого надо сокрушить. Журналист «Русского репортёра» общался с омоновцами, показал мир с точки зрения ОМОНа, вторая часть сюжета была со стороны «приморских партизан». На этом можно было бы закончить. Но была и третья часть, журналист нашёл вдову убитого милиционера, которая хотела работать в милиции. «А вы могли бы убить её?» - таким обращением к «партизанам» заканчивался репортаж.

На вопрос о возможных путях развития страны в ближайшее десятилетие Виталий Лейбин ответил: общественная структура усложняется, у нас хроническое отставание государственного управления от усложнения общества. И этот разрыв в какой-то момент может быть заполнен. В оптимистическом варианте система управления приблизится к современному состоянию общества. Либо общество заставит систему управления прийти в соответствие. Этот период может быть драматичным. Если центральная власть будет усиливаться, возникнет вопрос: как это всё контролировать?

Один номер нашего журнала был полностью составлен из любительских репортажей, там были гениальные фотоснимки! Но любитель отличается от профессионала тем, что любитель сделает хороший текст, хорошее фото под настроение, когда его зацепит сюжет, а профессиональный репортёр - всегда, в любом случае. Профессионал обязан регулярно давать качество, обязан бороться за место под солнцем. Гражданский журналист - это человек, который прямо участвует в жизни общества (как гражданин в афинской демократии), в этом его пафос: я могу не пойти на пресс-конференцию, но если увижу, что кто-то задавил на переходе ребёнка, я расскажу об этом, это мой гражданский долг - такова позиция гражданского журналиста. Но профессионал работает в команде, в редакционном коллективе, он пишет не только о том, что лично тебе интересно, у него больше нагрузок. При этом возможен обратный путь, сплошь и рядом бывает, что журналист уходит из профессии, но почувствовав однажды вкус репортёрского открытия, невозможно остановиться и он всё равно будет писать.

Решение проблемы защиты авторских прав актуальна и для любителей, и для профессионалов. Есть мнение о необходимости свободы информации, которая доносится до большого количества читателей и зрителей, но при этом нарушаются авторские права. Виталий Лейбин считает, что ссылаться на это непростительно, ведь интернет-СМИ зарабатывают деньги на рекламе, им пора покупать контент. Что касается печатных изданий, то авторское право безусловно. Есть нюансы для фотографов и пишущих корреспондентов: если я покупаю текст для журнала, я покупаю всегда в собственность, так устроено авторское право. А вот фотографию я покупаю на одну публикацию. Фоторепортёры - более организованное сообщество.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+2

 

   

Комментарии (0)