+1
Сохранить Сохранено 7
×

Избыток дешевых товаров из Китая разжигает торговые войны


Избыток дешевых товаров из Китая разжигает торговые войны

© flickr.com

Китайские заводы производят больше стали, автомобилей и солнечных батарей, чем может использовать замедляющаяся национальная экономика, что вызывает поток дешевого экспорта на зарубежные рынки. Это усиливает напряженность между КНР и его основными торговыми партнерами, включая США и ЕС.

Профицит мировой торговли товарами резко возрос и сейчас приближается к триллиону долларов. США и ЕС обеспокоены потенциальным «демпингом» со стороны Китая. Электромобили уже попали под прицел. «Европа не может просто смириться с тем, что стратегически жизнеспособные отрасли, составляющие европейскую промышленную базу, вытесняются с рынка», — заявил президент Торговой палаты ЕС в Китае Йенс Эскелунд.

Но Китаю необходимо наращивать экспорт, чтобы оживить свою экономику, которая борется с кризисом недвижимости, низкими расходами домохозяйств и сокращением населения. При этом Пекин сосредоточил внимание на более дорогостоящем экспорте, инвестировав миллиарды в передовое производство.

Препятствием на этом пути является замедление экономического роста во всем мире и переход западных потребителей от покупки товаров в эпоху пандемии к путешествиям и отдыху. К тому же Европа и США стремятся уменьшить свою зависимость от Китая и стимулировать местное производство.

По данным Национального бюро статистики Китая, цены на китайский экспорт находятся на самом низком уровне с 2009 года, когда Запад переживал глобальный финансовый кризис. А профицит Китая в торговле товарами увеличился в два с лишним раза после пандемии, сказал CNN старший научный сотрудник Совета по международным отношениям Брэд Сетсер. В 2019 году объем экспорта китайских товаров был примерно на 400 миллиардов долларов больше импорта, в прошлом году этот разрыв вырос до 900 миллиардов долларов.

Слишком много мощностей

©  flickr.com
Рынок электромобилей. © flickr.com

Экспорт недорогих товаров Китая получил импульс после вступления страны во Всемирную торговую организацию (ВТО) в 2001 году. Быстро завоевав лидерство в производстве одежды и бытовой электроники, Китай стал доминировать и в электромобилях, солнечных батареях и ветряных турбинах — отраслях, которые считаются стратегически важными в Европе и США.

Европейские производители солнечных панелей практически уничтожены китайской конкуренцией, и та же участь угрожает их ветроэнергетике. «Европейские компании могут отстать от китайской Goldwind, которая уже предлагает свои турбины по ценам значительно ниже», — предупредил генеральный директор Aream Group Маркус В. Фойгт.

За последние три месяца 2023 года китайская BYD обогнала Tesla в качестве лидера продаж электромобилей в мире, во многом за счет того, что ее автомобили более доступны по цене. Модель BYD начального уровня продается в Китае по цене чуть менее десяти тысяч долларов, тогда как самый дешевый автомобиль Tesla — Model 3 — стоит почти 39 тысяч долларов.

Наряду с «растущим экспортом электромобилей» Китай производит 80% солнечных панелей в мире и производит больше ветряных турбин, чем любая другая страна, указывает Сетсер. Про его словам, китайская политика по-прежнему делает упор на модернизацию мощностей в области передового производства как на главный драйвер будущего роста.

Ранее в этом месяце премьер Китая Ли Цян сообщил китайскому парламенту, что правительство сосредоточится на экспорте большего количества «новой тройки» товаров страны — электромобилей, литиевых батарей и солнечных панелей.

Эскелунд из Торговой палаты ЕС говорит, что организация видит в Китае «избыточные мощности по всем направлениям», будь то производство химикатов, металлов или электромобилей. При этом он отметил, что пока не все эти мощности подключены к сети. «Это то, что поразит рынки в ближайшие несколько лет», — добавил эксперт.

Торговая напряженность нарастает

© unsplash.com
© unsplash.com

Пекин осознает проблему избыточных производственных мощностей Китая и впервые за почти десятилетие признал ее наличие во время ежегодной встречи высокопоставленных чиновников в декабре. Однако накануне форума развития Китая, который пройдет на этой неделе, несколько китайских государственных СМИ опубликовали редакционные статьи, бросающие вызов идее о том, что этот избыток представляет угрозу для других экономик.

«Китай экспортирует передовые производственные мощности, отвечающие потребностям иностранных клиентов», — пишет агентство «Синьхуа».

Вашингтон и Брюссель придерживаются иной точки зрения. Президент США Джо Байден недавно пообещал расследовать вопрос о том, представляет ли импорт китайских автомобилей угрозу национальной безопасности. Он пояснил, что «динамичная автомобильная промышленность» жизненно важна для экономики США, а Китай «полон решимости доминировать в будущем автомобильного рынка, в том числе используя недобросовестную практику». «Китай может наводнить наш рынок своими автомобилями, создавая угрозу нашей национальной безопасности», — предупредил хозяин Белого дома.

Тем временем ЕС уже расследует вопрос о государственных субсидиях Китая на поддержку экспорта китайских электромобилей. Европейские чиновники также рассматривают вопрос о том, следует ли расширить или скорректировать существующие меры по защите сталелитейной промышленности ЕС. Еще один спорный продукт — биодизельное топливо. Его европейские производители обвиняют китайских коллег в демпинге. Еврокомиссия заявила в декабре, что может ввести тарифы на импорт китайского биодизельного топлива, если демпинг подтвердится.

Китай не остается в долгу. На этой неделе он подал жалобу в ВТО, чтобы оспорить «дискриминационную политику субсидирования» электромобилей в соответствии с законом Байдена о сокращении инфляции. А в ответ на расследование ЕС в отношении электромобилей Пекин начал антидемпинговое расследование в отношении бренди, импортируемого из Европы.

Поток дешевых товаров из Китая может помочь контролировать инфляцию в странах с развитой экономикой в ​​этом году, отмечает главный глобальный экономист Capital Economics Дженнифер Маккаун. Но это также усиливает геополитическую напряженность и риск торговых войн, что в конечном итоге может ускорить рост цен в ближайшие годы.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+1

 

   

Комментарии (0)