+2
Сохранить Сохранено 7
×

Историческое фотопутешествие туда, где определили ход Куликовской битвы


Историческое фотопутешествие туда, где определили ход Куликовской битвы

© Андрей Малосолов / facebook.com/a.malosolov

Селение Беседы в самом ближнем Подмосковье (Ленинский район, рядом Видное и МКАД) входит в своеобразный историко-архитектурный треугольник, состоящий из старинного села Остров с величественной Преображенской церковью, Николо-Угрешского монастыря, шедевра православный архитектуры, и церкви Рождества Христова в Беседах.

Храм Рождества Христова в подмосковном селе Беседы. Достоверно время появления первого храма на этом месте неизвестно. Сведения о нынешней церкви имеются с конца XVI века. Нынешняя каменная церковь была построена в 1598—1599 годах Годуновыми. Годуновы, будучи приближёнными царя, получали привилегии и богатые дары, в том числе лучшие подмосковные земли и поместья. Дмитрий Иванович Годунов получил село Беседы с прилежащими землями.

Храм Рождества Христова в подмосковном селе Беседы. Достоверно время появления первого храма на этом месте неизвестно. Сведения о нынешней церкви имеются с конца XVI века. Нынешняя каменная церковь была построена в 1598—1599 годах Годуновыми. Годуновы, будучи приближёнными царя, получали привилегии и богатые дары, в том числе лучшие подмосковные земли и поместья. Дмитрий Иванович Годунов получил село Беседы с прилежащими землями.

© Андрей Малосолов / facebook.com/a.malosolov

Кроме престола в честь Рождества Христова имелись приделы, освящённые во имя небесных покровителей Дмитрия Годунова — великомученика Димитрия Солунского и царя Фёдора Ивановича — великомученика Феодора Стратилата, а также во имя преподобного Феодосия Печерского. Первоначальные приделы не сохранились. Они были разобраны, а в XIX веке выстроены новые, уже с другими посвящениями. От XVI века имеется лишь центральный объём храма, сохранившийся почти в первоначальном виде.

Кроме престола в честь Рождества Христова, имелись приделы, освящённые во имя небесных покровителей Дмитрия Годунова (великомученика Димитрия Солунского) и царя Фёдора Ивановича (великомученика Феодора Стратилата), а также во имя преподобного Феодосия Печерского. Первоначальные приделы не сохранились. Они были разобраны, а в XIX веке были выстроены новые, уже с другими посвящениями. От XVI века имеется лишь центральный объём храма, сохранившийся почти в первоначальном виде.

© Андрей Малосолов / facebook.com/a.malosolov

После низвержения и смерти царя Бориса Годунова последовало падение всего рода Годуновых, затем — Смута, неурожай, эпидемия холеры, голод и интервенция поляков. По всей стране многие храмы были сожжены, другие стояли «без пения». Возможно, то же происходило и с церковью Рождества Христова в Беседах.

За низвержением и смертью царя Бориса Годунова последовало падение всего рода Годуновых, затем — Смута, неурожай, эпидемия холеры, голод и интервенция поляков. По всей стране многие храмы были сожжены, другие стояли «без пения». Возможно, то же происходило и с церковью Рождества Христова в Беседах.

© Андрей Малосолов / facebook.com/a.malosolov

Остров и Беседы давно стали дачными поселками, где мало что сохранилось от истории. Зато в Беседах уцелел и процветает старинный храм XVI века, посмотреть на который приезжают множество людей.

Вообще, Беседы — место очень и очень старинное. О названии села повествует народная легенда. Накануне Куликовской битвы великий князь Дмитрий Донской получил известие о Мамаевом войске, движущемся на Москву. После этого он решил на берегу реки Москвы раскинуть шатёр и собрать «беседу», то есть военный совет.

Здесь князья и воеводы разработали план сражения и осенью 1380 года разгромили ордынцев. Вернувшись в Москву, Дмитрий Донской распорядился на том месте, где он по весне собирал «беседу», в память о славной победе поставить церковь Рождества Христова.

С 1619 года село принадлежало боярину Дмитрию Тимофеевичу Трубецкому (главе Земского правительства в 1611—1613 годах). Согласно писцовым книгам, в селе Беседы церковь каменная «верх шатром, строенье вотчинниково, у церкви во дворе поп Иван Иванов, во дворе церковный дьячок Якушка Онисимов, во дворе пономарь Митрошка Иванов». Село в то время было небольшим и бедным. В вотчине «жены боярина князя Дмитрия Тимофеевича Трубецкого княгини Анны Васильевны, в селе был двор вотчинников», в котором жили деловые люди, двор скотный, двор прикащика, 7 дворов задворных и один двор крестьянский, людей в них 9 человек (в числе их конюх, пастух, рыболов и пчельник); «а владеет она княгиня Анна Васильевна тою вотчиною по жалованной грамоте 127 (1619) года». После смерти Анны Васильевны в 1646 году, спустя год после воцарения Алексея Михайловича, Беседы стали дворцовым селом, как и соседние Борисово и Остров. Меньше

С 1619 года село принадлежало боярину Дмитрию Тимофеевичу Трубецкому (главе Земского правительства в 1611—1613 годах). Согласно писцовым книгам, в селе Беседы церковь каменная «верх шатром, строенье вотчинниково, у церкви во дворе поп Иван Иванов, во дворе церковный дьячок Якушка Онисимов, во дворе пономарь Митрошка Иванов». Село в то время было небольшим и бедным. В вотчине «жены боярина князя Дмитрия Тимофеевича Трубецкого княгини Анны Васильевны, в селе был двор вотчинников», в котором жили деловые люди, «двор скотный, двор прикащика, семь дворов задворных и один двор крестьянский, людей в них девять человек (в числе их конюх, пастух, рыболов и пчельник); а владеет она княгиня Анна Васильевна тою вотчиною по жалованной грамоте 127 (1619) года». После смерти Анны Васильевны в 1646 году, спустя год после воцарения Алексея Михайловича, Беседы стали дворцовым селом, как и соседние Борисово и Остров.

© Андрей Малосолов / facebook.com/a.malosolov

Оригинальная входная группа старинного храма. Меньше

Оригинальная входная группа старинного храма.

© Андрей Малосолов / facebook.com/a.malosolov

Через Беседы проходил путь из Коломенского, где находился знаменитый дворец, в Остров — царскую резиденцию, лежащую в десяти километрах ниже по Москве-реке. Здесь были излюбленные места соколиной охоты, и пролегал путь в Николо-Угрешский монастырь. Алексей Михайлович посещал Остров, проезжая через Беседы, а иногда оставался в селе на службе

Через Беседы проходил путь из Коломенского, где находился знаменитый дворец, в Остров — царскую резиденцию, лежащую в десяти километрах ниже по Москве-реке. Здесь были излюбленные места соколиной охоты и пролегал путь в Николо-Угрешский монастырь. Алексей Михайлович посещал Остров, проезжая через Беседы, а иногда оставался в селе на службе.

© Андрей Малосолов / facebook.com/a.malosolov

Старинный погост.

Старинный погост.

© Андрей Малосолов / facebook.com/a.malosolov

Село стало называться Беседы. Достоверно время появления первого храма на этом месте неизвестно. Сведения о церкви Рождества Христова имеются с конца XVI века. Нынешняя каменная церковь была построена в 1598—1599 годах дядей будущего царя Бориса Годунова Дмитрием Годуновым, человеком из близкого окружения Ивана Грозного.

В Пискарёвском летописце записано: «Да по челобитью же Дмитрея Ивановича Годунова поставлен храм камен Рожество Пресвятые Богородицы с пределы в вотчине его, в селе в Беседах, двенатцать вёрст от Москвы, вниз по Москве реке, да и плотину каменную зделал».

Святой источник храма Рождества Христова.

Святой источник храма Рождества Христова.

© Андрей Малосолов / facebook.com/a.malosolov

Середина XVII века стала временем расцвета Бесединского храма. Писцовые книги упоминают, что в 1646 году здесь служили два священника, дьячок, пономарь и просвирница. Во времена А. А. Мартынова — 1880-е годы — в храме ещё сохранялись предметы церковного убранства тех лет. На двух больших иконах были изображены лики тезоименитых святых семейства царя Алексея Михайловича: первой супруги Марии Милославской и детей, царевича Фёдора и царевен Ирины и Софии. На одной иконе — преподобного Алексия Человека Божия и преподобной Марии Египетской, а на другой — великомученика Феодора Стратилата и святых мучениц Ирины и Софии. Сохранялись также резные двери прежнего иконостаса. Всё перечисленное не дошло до нашего времени.

Середина XVII века стала временем расцвета Бесединского храма. Писцовые книги упоминают, что в 1646 году здесь служили два священника, дьячок, пономарь и просвирница. Во времена А. А. Мартынова — 1880-е годы — в храме ещё сохранялись предметы церковного убранства тех лет. На двух больших иконах были изображены лики тезоименитых святых семейства царя Алексея Михайловича: первой супруги Марии Милославской и детей, царевича Фёдора и царевен Ирины и Софии. На одной иконе — преподобного Алексия Человека Божия и преподобной Марии Египетской, а на другой — великомученика Феодора Стратилата и святых мучениц Ирины и Софии. Сохранялись также резные двери прежнего иконостаса. Всё перечисленное не дошло до нашего времени.

© Андрей Малосолов / facebook.com/a.malosolov

С 1700 года по повелению государя прекратилась выплата царской руги. Впредь священнику надлежало довольствоваться подаянием приходских людей. Писцовые книги содержат имена церковного причта: «при Церкви Рождества Христова были: священник Прокопий Антипов 1700—1717 гг., дьячок Спиридон Лазарев 1710—1717 гг., пономарь Косма Иванов 1717». Храм постепенно ветшал. В храме до настоящего времени сохранились старинные храмовые иконы XVIII века в золоченых окладах — Рождества Христова и святителя Николая с житием

С 1700 года по повелению государя прекратилась выплата царской руги. Впредь священнику надлежало довольствоваться подаянием приходских людей. Писцовые книги содержат имена церковного причта: «При Церкви Рождества Христова были: священник Прокопий Антипов 1700—1717 гг., дьячок Спиридон Лазарев 1710—1717 гг., пономарь Косма Иванов 1717». Храм постепенно ветшал. В храме до настоящего времени сохранились старинные храмовые иконы XVIII века в золоченых окладах — Рождества Христова и святителя Николая с житием.

© Андрей Малосолов / facebook.com/a.malosolov

Следов плотины теперь не видно — её скрыл Бесединский гидроузел и построенные в XIX веке шлюзы Московско-Окского водного пути. С 1619 года село принадлежало боярину Дмитрию Тимофеевичу Трубецкому (главе Земского правительства в 1611—1613 годах).

Согласно писцовым книгам, в селе Беседы церковь каменная «верх шатром, строенье вотчинниково, у церкви во дворе поп Иван Иванов, во дворе церковный дьячок Якушка Онисимов, во дворе пономарь Митрошка Иванов».

В 1765 году село Беседы и соседнее с ним село Остров с приписанными к ним деревнями и присёлками, в которых было 1500 душ крестьян, пожалованы графу Алексею Григорьевичу Орлову-Чесменскому «в вечное и потомственное владение» в обмен на данные ранее вотчины в Серпуховском уезде. Новые хозяева мало интересовались Рождественским храмом. Однако дочь Алексея Григорьевича Анна Алексеевна была очень набожной и, имея огромное состояние, в течение жизни пожертвовала 25 млн рублей на различные храмы и монастыри. При ней была перестроена и церковь в Беседах. В 1815 году были разобраны старинные паперти, и с южной стороны пристроен небольшой придел в честь пророка Илии. В 1820 году построен более обширный северный придел Покрова Пресвятой Богородицы. В 1827 году возведена трехъярусная стройная колокольня в стиле позднего классицизма

В 1765 году село Беседы и соседнее с ним село Остров с приписанными к ним деревнями и присёлками, в которых было 1500 душ крестьян, пожалованы графу Алексею Григорьевичу Орлову-Чесменскому «в вечное и потомственное владение» в обмен на данные ранее вотчины в Серпуховском уезде. Новые хозяева мало интересовались Рождественским храмом. Однако дочь Алексея Григорьевича Анна Алексеевна была очень набожной и, имея огромное состояние, в течение жизни пожертвовала 25 миллионов рублей на различные храмы и монастыри. При ней была перестроена и церковь в Беседах. В 1815 году были разобраны старинные паперти и с южной стороны пристроен небольшой придел в честь пророка Илии. В 1820 году построен более обширный северный придел Покрова Пресвятой Богородицы. В 1827 году возведена трехъярусная стройная колокольня в стиле позднего классицизма.

© Андрей Малосолов / facebook.com/a.malosolov

Село в то время было небольшим и бедным. В 1646 году, спустя год после воцарения Алексея Михайловича, Беседы становятся дворцовым селом, как и соседние Борисово (ныне район Москвы Орехово-Борисово) и Остров (о котором у меня был недавний пост). Село было небольшим и стояло на бедных, не очень плодородных землях.

Зато через Беседы проходил путь из Коломенского, где находился знаменитый дворец, в Остров — царскую резиденцию, лежащую в десяти километрах ниже по Москве-реке. Здесь были излюбленные места соколиной охоты и пролегал путь в Николо-Угрешский монастырь. Алексей Михайлович посещал Остров, проезжая через Беседы, а иногда оставался в селе на службе.

В конце XIX века внутри церкви была выполнена монументальная масляная роспись на штукатурной основе. В центральной части помещены евангельские сюжеты, самые крупные изображения на северной и южной стенах — Рождество Христово и Поклонение волхвов. Роспись Покровского придела связана с Богородичным циклом. В Ильинском приделе изображены сцены из жизни святого пророка Илии. В трапезной на центральном своде изображена многофигурная композиция, прославляющая Пресвятую Троицу. Первоначально двухъярусный иконостас главного придела в конце XIX века стал четырехъярусным. В общих чертах к концу XIX столетия храм приобрёл тот вид, который сохранился до настоящего времени.

В конце XIX века внутри церкви была выполнена монументальная масляная роспись на штукатурной основе. В центральной части помещены евангельские сюжеты, самые крупные изображения на северной и южной стенах — Рождество Христово и Поклонение волхвов. Роспись Покровского придела связана с Богородичным циклом. В Ильинском приделе изображены сцены из жизни святого пророка Илии. В трапезной на центральном своде изображена многофигурная композиция, прославляющая Пресвятую Троицу. Первоначально двухъярусный иконостас главного придела в конце XIX века стал четырехъярусным. В общих чертах к концу XIX столетия храм приобрёл тот вид, который сохранился до настоящего времени.

© Андрей Малосолов / facebook.com/a.malosolov

В 1900 году в храм был назначен псаломщиком будущий священномученик Алексий (Троицкий), причисленный к лику святых в 2005 году. В 1902 году он был рукоположен в диакона. В 1903 году Алексий был переведен в храм в честь Образа Нерукотворного Спаса в село Волынское Московского уезда и поселился в расположенной неподалеку деревне Давыдково. 19 июля 1920 года Алексий был рукоположен в священника к этому храму. В 1929 году отец Алексий был арестован по обвинению в поджоге храма, но после трёхдневного заключения освобождён за недоказанностью обвинения. В 1934 году храм в селе Волынском был закрыт властями. С 1935 года Алексий служил в Покровской церкви в Филях. 17 ноября 1937 года сотрудники НКВД арестовали Алексия, и он был заключён в Таганскую тюрьму в Москве. 23 декабря 1937 года Алексий прибыл в один из лагерей на Беломорско-Балтийском канале. 30 июля 1941 года он был отправлен в Кулойлаг в Архангельской области. 20 февраля 1942 года отец Алексий скончался в заключении и был погребён в безвестной могиле.

В 1900 году в храм был назначен псаломщиком будущий священномученик Алексий (Троицкий), причисленный к лику святых в 2005 году. В 1902 году он был рукоположен в диакона. В 1903 году Алексий был переведен в храм в честь Образа Нерукотворного Спаса в село Волынское Московского уезда и поселился в расположенной неподалеку деревне Давыдково. 19 июля 1920 года Алексий был рукоположен в священника к этому храму. В 1929 году отец Алексий был арестован по обвинению в поджоге храма, но после трёхдневного заключения освобождён за недоказанностью обвинения. В 1934 году храм в селе Волынском был закрыт властями. С 1935 года Алексий служил в Покровской церкви в Филях. 17 ноября 1937 года сотрудники НКВД арестовали Алексия, и он был заключён в Таганскую тюрьму в Москве. 23 декабря 1937 года Алексий прибыл в один из лагерей на Беломорско-Балтийском канале. 30 июля 1941 года он был отправлен в Кулойлаг в Архангельской области. 20 февраля 1942 года отец Алексий скончался в заключении и был погребён в безвестной могиле.

© Андрей Малосолов / facebook.com/a.malosolov

Последним клириком, служившим в Бесединском храме до 1937 года, был священник Константин Жасминов. Отца Константина арестовали, и впоследствии, 8 декабря 1937 года, по приговору тройки НКВД, он был расстрелян на Бутовском полигоне. В 1930-е годы храм в Беседах был закрыт. В его нижнем помещении и на прилегающей к нему обширной площади организовано овощехранилище находившегося неподалеку совхоза имени Ленина.

Последним клириком, служившим в Бесединском храме до 1937 года, был священник Константин Жасминов. Отца Константина арестовали, и 8 декабря 1937 года по приговору тройки НКВД он был расстрелян на Бутовском полигоне. В 1930-е годы храм в Беседах был закрыт. В его нижнем помещении и на прилегающей к нему обширной площади организовано овощехранилище находившегося неподалеку совхоза имени Ленина.

© Андрей Малосолов / facebook.com/a.malosolov

По свидетельству историка А. А. Мартынова, в храме находилось царское место. Согласно Архиву московской дворцовой конторы, на период царствования Алексея Михайловича «село Беседы, в нём церковь каменная во имя Христова Рождества; четыре двора церковных причетников; двор садовника, двор бобыльской» (бобыль — одинокий крестьянин, не имеющий земельного надела).

В 1765 году по именному указу императрицы Екатерины II село Беседы и соседнее с ним село Остров с приписанными к ним деревнями и присёлками, в которых было 1500 душ крестьян, пожалованы ее фавориту графу Алексею Григорьевичу Орлову-Чесменскому «в вечное и потомственное владение». В 1874—1877 годах в составе Москворецкой шлюзованной системы французами построен Бесединский гидроузел.

Во время Великой Отечественной войны в 1943 году храм был передан в пользование верующим и стал одним из немногих центров духовной жизни Подмосковья. Впоследствии он привлёк к себе верующих и из Москвы, которые составили большую часть прихода.

Во время Великой Отечественной войны, в 1943 году, храм был передан в пользование верующим и стал одним из немногих центров духовной жизни Подмосковья. Впоследствии он привлёк к себе верующих и из Москвы, которые составили большую часть прихода.

© Андрей Малосолов / facebook.com/a.malosolov

В 1979 году настоятелем храма был назначен протоиерей Василий Изюмский. Родился в 1927 году в Сталинграде. Там же он жил во время войны. Был награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». В 1944 году поступил на второй курс Московского православного богословского института, который был открыт в том же году в Новодевичьем монастыре. В 1947 году, окончив Богословский институт, женился и был рукоположен в сан диакона митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем (Ярушевичем). Указом патриарха Алексия I Василий был назначен диаконом храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке в Москве. В 1949 году архиепископом Астраханским и Сталинградским Филиппом (Ставицким), у которого отец Василий с 1943 года проживал в качестве келейника, был рукоположен в сан священника с назначением настоятелем церкви Александра Невского города Сталинграда. C 1951 года отец Василий служил настоятелем церкви Благовещения города Зарайска Московской области. С 1954 по 1979 год служил настоятелем в храмах городов Бологое, Кашин, села Ильинское Калининской области. Под руководством отца Василия силами прихожан была восстановлена нижняя часть храма в Беседах, где был освящён престол в честь чудотворной иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Сама икона была украшена, помещена в центральной части верхнего храма, и почитается прихожанами и паломниками.

В 1979 году настоятелем храма был назначен протоиерей Василий Изюмский. Родился в 1927 году в Сталинграде. Там же он жил во время войны. Был награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». В 1944 году поступил на второй курс Московского православного богословского института, который был открыт в том же году в Новодевичьем монастыре. В 1947 году, окончив Богословский институт, женился и был рукоположен в сан диакона митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем (Ярушевичем). Указом патриарха Алексия I Василий был назначен диаконом храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке в Москве. В 1949 году архиепископом Астраханским и Сталинградским Филиппом (Ставицким), у которого отец Василий с 1943 года проживал в качестве келейника, был рукоположен в сан священника с назначением настоятелем церкви Александра Невского города Сталинграда. C 1951 года отец Василий служил настоятелем церкви Благовещения города Зарайска Московской области. С 1954 по 1979 год служил настоятелем в храмах городов Бологое, Кашин, села Ильинское Калининской области. Под руководством отца Василия силами прихожан была восстановлена нижняя часть храма в Беседах, где был освящён престол в честь чудотворной иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Сама икона была украшена, помещена в центральной части верхнего храма и почитается прихожанами и паломниками.

© Андрей Малосолов / facebook.com/a.malosolov

В советское время Беседы входили в состав совхоза имени Ленина. В Беседах имелось несколько молочно-товарных ферм, птицеферма, тепличное хозяйство, гараж сельхозтехники, конезавод. Село окружали многочисленные яблоневые сады и клубничные плантации (ныне здесь сплошные коттеджи), принадлежащие совхозу имени Ленина. В совхозе работала значительная часть жителей.

Собственно, Рождественская церковь осталась, по сути, единственной исторической постройкой в Беседах. Церковь очень красивая, видна со МКАДа и из Угрешского монастыря в Дзержинском через Москву-реку. Стоит и радует взор, окруженная дорогими особняками и все более разрастающейся Москвой.

Источник


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+2

 

   

Комментарии (0)