+3
Сохранить Сохранено 7
×

«Протон» или «Ангара»? Так уж ли новая ракета лучше старой


«Протон» или «Ангара»? Так уж ли новая ракета лучше старой

© Лев Бубнов / Коллаж / ridus.ru

В середине апреля этого года с космодрома Восточный была запущена в испытательный полет относительно новая тяжелая ракета «Ангара-А5». Она вывела на орбиту разгонный блок «Орион». В качестве попутной нагрузки в космос был выведен малый космический аппарат сверхлегкого класса «Гагаринец». Пуск ракеты состоялся с третьей попытки — 9 и 10 апреля пуски были отменены автоматикой.
«Ангара» предназначена для замены РН «Протон». Она будет использована при строительстве российской орбитальной станции и позволит планировать экспедиции к Луне и планетам Солнечной системы. Правда, отечественные эксперты в этом сомневаются, и у них есть весомые доводы.

Старый, но конкурентоспособный «Протон»

«Протон»
«Протон». © hdpiclub.com

«Протон» (УР-500, универсальная ракета «Протон-К», «Протон-М») — ракета-носитель (РН) тяжёлого класса, была предназначена для выведения автоматических космических аппаратов на орбиту Земли и далее в космическое пространство. Она была разработана в 1961–1967 годах в подразделении ОКБ-23 (ныне ГКНПЦ имени М. В. Хруничева), являвшемся частью ОКБ-52 В. Н. Челомея.

Исходный двухступенчатый вариант носителя «Протон» (УР-500) стал одним из первых носителей среднетяжёлого класса, а трёхступенчатый «Протон-К» — тяжёлого.

РН «Протон» стала средством выведения всех советских и российских орбитальных станций «Салют-ДОС» и «Алмаз», модулей станций «Мир» и МКС, планировавшихся пилотируемых космических кораблей ТКС и Л-1 / «Зонд» (советской лунно-облётной программы), тяжёлых ИСЗ различного назначения и межпланетных станций.

С середины 2000-х годов основной модификацией ракеты-носителя «Протон» стала РН «Протон-М», используемая для запуска как российских, так и коммерческих иностранных космических аппаратов (КА). Именно благодаря «Протонам» Россия в свое время контролировала около 40% мирового рынка пусковых услуг.

Соперники «Протона»

Американская РН Falcon-9
Американская РН Falcon-9. © SpaceX

В данный момент в мире существует несколько ракет-носителей тяжёлого класса, сравнимых по характеристикам с РН «Протон-М». Основными конкурентами РН «Протон-М» по цене и по выводимой полезной нагрузке являются американская РН Falcon-9, европейская ракета тяжёлого класса «Ариан-5» компании «Арианэспас» и международный проект «Морской старт» с РН среднетяжёлого класса «Зенит».
Кроме того, конкурентами по массе полезной нагрузки, выводимой на орбиту, могут считаться американские носители «Атлас-5» и «Дельта-4» и японский носитель H-IIB. Тем не менее стоимость последних трёх упомянутых РН значительно превышает стоимость РН «Протон-М», и поэтому они фактически не конкурируют с «Протоном» на рынке коммерческих запусков.

Другим потенциальным конкурентом является китайская РН среднетяжёлого класса «Чанчжэн-3B», но из-за запрета, наложенного США на экспорт американской высокотехнологичной продукции в Китай (Международные правила торговли оружием), в настоящее время эта РН используется очень мало.

Китайская ракета «Чанчжэн-3B»
Китайская ракета «Чанчжэн-3B».© nasaspaceflight.com

Не все то золото, что блестит

РН « Протон» — довольно-таки надежная ракета. С 1965 года по настоящее время было произведено 426 запусков, из них неудачных только 27. Правда, и у «Протона», как у любой ракеты, есть свои недостатки. Это, это прежде всего, токсичное топливо — гептил. При отравлении гептилом у человека могут возникнуть многочасовые судороги, потеря сознания, отёк лёгких, и в результате наступает смерть.

Кроме того, при падении отработавших ступеней остатки горючего (в случае с «Протоном-К» более двух тонн гептила) загрязняют почву на месте падения, что требует проведения дорогостоящих мероприятий по очистке территории.

Помимо загрязнения, это приносит и другие проблемы. Например, казахстанская сторона не однажды требовала денежных компенсаций в десятки миллионов за загрязнение почвы и воды при аварии «Протонов» и даже пересмотра график пусков. Тем не менее, несмотря на эти недостатки, «Протон-М» до сих превосходит многие зарубежные РН по массе полезного груза на низкой опорной орбите.

Русская «Чебурашка»

«Ангара». © «Роскосмос»

«Ангара» — семейство российских унифицированных ракет-носителей с кислородно-керосиновыми двигателями, включающее в себя носители от лёгкого до тяжёлого классов — в диапазоне грузоподъёмностей от 3,5 («Ангара-1.2») до 38 тонн («Ангара-А5В»), предназначенное для запуска различных грузов на низкую околоземную орбиту.

Ракета была так названа в честь Ангары, мощной русской реки, по которой проходят большие транспортные потоки. Кроме того, место, на котором был создан космодром Плесецк, ранее носило наименование «объект „Ангара“».

Тридцать два года назад, 3 августа 1992 года, был объявлен конкурс на проектирование и создание КРК (космического ракетного комплекса) тяжёлого класса. В конкурсе приняли участие РКК «Энергия» им. академика С. П. Королёва, ГКНПЦ им. М. В. Хруничева и ГРЦ «КБ им. академика В. П. Макеева», которые представили на рассмотрение специально образованной межведомственной экспертной комиссии несколько вариантов ракет-носителей. В августе 1994 года конкурс выиграл вариант, предложенный ГКНПЦ им. М. В. Хруничева.

Конкурс выиграла «Ангара» по совершенно рациональным причинам: в Плесецке был почти готов стартовый стол для ракеты-носителя «Зенит», в который «Ангара» устанавливалась с минимальными доработками. А денег на масштабную стройку не было.

При разработке проект предусматривал создание двухступенчатой ракеты-носителя пакетной компоновки баков с последовательной работой ступеней с использованием в качестве окислителя жидкого кислорода, а в качестве горючего на первой ступени — керосина и на второй — жидкого водорода. Баки горючего располагались вокруг баков окислителя. Такая схема неофициально называлась «чебурашкой», поскольку визуально расположенные по бокам большие баки горючего напоминали уши мультипликационного персонажа.

У «Ангары» были и другие достоинства. Ракета без проблем транспортировалась по железной дороге, небольшая высота упрощала конструкцию трубопроводов и избавляла от сложностей с демпфированием продольных колебаний или межбаковыми отсеками. А вторая ступень выгодно отличалась использованием топливной пары «кислород — водород» и двигателем РД-0120, с которыми вроде бы еще не разучились работать после «Энергии».

Планировалось, что «Ангара» может занять почти весь российский рынок космических запусков, когда на ее основе будет создана единая замена для большинства существующих типов ракет-носителей, произведенных в СССР. «Ангара-А5» и «Ангара-А7» заменили бы РН «Протон», «Ангара-А3» — РН «Зенит-2», «Ангара-А1.2» — РН „Циклон-2/3», «Ангара-А1.1» — РН «Космос-3М».

Российский долгострой

© «Роскосмос»

В 1995 году вышло постановление правительства РФ о создании ракеты с первым пуском в 2005 году, но проект похоронило сочетание факторов. С одной стороны, с Казахстаном более-менее удалось наладить отношения, «Протоны» стали выполнять коммерческие пуски, оказавшись очень дешевыми на международном рынке, а на разработку новой ракеты все равно не было денег.

В 2010 году «из-за проблем с финансированием» первый пуск сдвинулся уже на 2012-й. А дальше начались другие переносы запусков. И вовсе не от нехватки средств, а от неэффективности работы космической отрасли и банального воровства. Были срывы выполнения задач Федеральной космической программы. Без осложнений выполнялись лишь межгосударственные обязательства по Международной космической станции.

Средства, вложенные в проект «Ангары» за два десятилетия, многократно подняли цену этого пока еще не готового носителя. В соответствии с ФКП только в 2006–2015 годах объемы финансирования опытно-конструкторских работ по «Ангаре» составляют 3288,1 миллиона рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета в размере 2680 миллионов (81,5%) и 608,1 миллиона рублей (18,5%) за счет средств, инвестируемых в космическую деятельность организациями-исполнителями.

В 2012 году глава Федерального космического агентства, бывший до того замом министра обороны РФ, В. А. Поповкин оценил затраты на разработку «Ангары» так: «Нам ведь та же „Ангара“ обошлась более чем в 160 миллиардов рублей (5,33 миллиарда долларов по курсу 30 рублей за доллар. — Прим. „Ридуса“). Это большая цифра». В 2013 году на программу было потрачено 100 миллиардов рублей.

На перевооружение московского филиала «Хруничева» только в ходе научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы по теме «Ангара» было потрачено 6,6 миллиарда рублей. Однако через несколько лет этот филиал был снесен, а территория была отдана под строительство офисов. Производство «Ангары» было перенесено в Омск. Процесс перемещения производства стартовал еще в 2015 году и растянулся на пять лет, а вместе с тем растянул и программу летно-конструкторских испытаний ракеты. Первый полет «Ангары-А5» был проведен в декабре 2014 года, а второй спустя почти шесть лет, 14 декабря 2020 года.
Кроме того, как заявил бывший гендиректор и экс-конструктор Центра Хруничева Владимир Нестеров, высокая стоимость тяжелой ракеты «Ангара-А5» объясняется разбазариванием бюджетных денег и неумелым производством.

Поэтому неудивителен тот факт, что в современной России по 20–30 лет разрабатываются ракеты, космические корабли и орбитальные модули.

Шило на мыло

«Ангара-А5». © «Роскосмос»

Да, запуски «Ангары» будут гораздо дешевле, чем пуски Delta IV Heavy, но по состоянию на 2014–2020 годы в два раза дороже запуска «Протона-М», что естественно, учитывая серийность «Протона».

Стоимость пусковых услуг ракеты «Ангара» ближе к 100 миллионам долларов, а у ракет «Протон» и Falcon-9 — к 50 миллионам, заявил в свое время генеральный конструктор КБ «Салют» Центра Хруничева Сергей Кузнецов. При этом стоимость производства «Ангары-А5» составляет семь миллиардов рублей, что в три раза больше, чем у «Протона-М», который ей предстоит заменить.

Однако, согласно данным в официальном Х (экс-Twitter) «Роскосмоса», после перехода от штучного производства к серийному экземпляр будет обходиться менее чем в пять миллиардов рублей. Это достаточно конкурентоспособная цена для запуска тяжелой ракеты.

Есть ли альтернатива «Ангаре»? Скорее нет, чем да. Вернуться к «Протону» невозможно: для него есть только один стартовый комплекс на Байконуре, а использование токсичных компонентов топлива является отличным поводом для Казахстана запретить пуски ракет в случае ухудшения отношений.

Если все с этой ракетой будет нормально, то она будет стартовать несколько раз в год, выводя государственные полезные нагрузки — военные связные «Благовесты», навигационные ГЛОНАССы, метеорологические, связные и научные аппараты.

Если будет удешевлено ее производство и это сделает ракету хоть в какой-то степени конкурентоспособной, то в дополнение к государственным, возможно, появятся еще и какие-то коммерческие нагрузки для нее.

«Ангара» также поможет возрождению водородных технологий. Если получится создать вариант «А5В» с водородными третьей ступенью и разгонным блоком, то в стране появятся инженеры, обладающие очень поздно приобретенной в СССР и практически потерянной в 90-е водородной компетенцией

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+3

 

   

Комментарии (0)