+2
Сохранить Сохранено 7
×

Перл-Харбор 2.0? Как США проспали начало войны морских дронов


Перл-Харбор 2.0? Как США проспали начало войны морских дронов

Manta Ray.

© Соцсети

События последнего года в Черном и Красном морях ознаменовали новую веху в истории морских сражений. В полном соответствии с легендой о Давиде и Голиафе маленькие, быстрые, маневренные, а главное — дешевые морские дроны фактически отменили несколько столетий развития военных флотов.

Принцип «хороший военный корабль — это большой военный корабль» окончательно поставлен под сомнение, по крайней мере в условиях прибрежных боевых действий и внутренних морей. И если это давно осознали в целом ряде морских держав, начиная с Великобритании, главная «владычица морей» XXI века — Соединенные Штаты» — «смену концепции» определенно проспала.

Ахиллесова пята

ВМС США слишком поздно обратили внимание на необходимость создания «москитного флота» малых беспилотных кораблей, что привело к их значительному отставанию в этой области не только от Великобритании, но и от целого ряда других стран. Считается, что Пентагон по-прежнему отдает предпочтение теории больших военных кораблей. По мнению ряда экспертов, это указывает на то, что командование не понимает изменившейся ситуации, поскольку морские безэкипажные катера резко и бесповоротно меняют тактику ведения войны на море.

Долгие годы отрицания очевидного привели к тому, что пробелы в области малых беспилотных кораблей стали ахиллесовой пятой тактики ВМС США, на которую сегодня указывают буквально все кому не лень. Только последние события в Черном и Красном морях и растущая военно-морская мощь Китая в Тихом океане заставили высшее командование США обратить внимание на зияющий пробел.

WAM-V, автономный надводный дрон.
WAM-V, автономный надводный дрон. © wam-v.com

Представитель ВМС заявил, что они «приобретают возможности на основе сигналов спроса флота», имея в виду сообщения, которые штаб получает от командующих на море.

В этом году бюджет ВМС на подводные морские дроны малого и среднего размера составляет 172 миллиона долларов, а в 2025 году он упадет до 101,8 миллиона долларов, сообщил представитель. Это лишь малая часть бюджета закупок ВМС в размере 63 миллиардов долларов, предложенного администрацией президента Джо Байдена на 2025 год.

Военные морские дроны могут варьироваться от скоростных катеров с ракетным вооружением до миниатюрных подводных лодок для поиска мин и парусников на солнечных батареях, оснащенных шпионскими камерами высокой четкости, подводными датчиками и громкоговорителями, используемыми для предупреждения вражеских кораблей.

Позднее пробуждение

Новейший подводный дрон. © Соцсети

Лишь несколько месяцев назад заместитель министра обороны США Кэтлин Хикс объявила об инициативе под названием «Репликатор». Она предполагает развертывание нескольких сотен небольших и относительно дешевых воздушных и морских дронов в течение следующих 18–24 месяцев. Основная цель — противостояние растущей военной угрозе со стороны Китая.

О необходимости срочного развития программ строительства морских дронов неоднократно предупреждали высшие чины ВМС США и руководители компаний по производству этих самых дронов (что вполне понятно).

Однако главным препятствием на пути прогресса в этой области является бюджетный процесс американского Министерства обороны, в котором приоритет отдается крупным кораблям и подводным лодкам. На этих заказах десятилетиями сидят старые, буквально сросшиеся с Пентагоном оборонные подрядчики.

«В какой-то момент вы сталкиваетесь с проблемой постоянных денежных потоков. Вы осознаете тот факт, что существует военно-промышленный комплекс, который имеет лучших лоббистов и точно знает, как движутся деньги и как работают контракты в Министерстве обороны», — так охарактеризовал сложившуюся ситуацию генеральный директор компании — производителя автономных морских дронов Ocean Power Technologies Филипп Стратманн.

Миллиарды проплывают мимо

Тем не менее воз и ныне там. Более того, в следующем году эта повозка, судя по всему, поедет вовсе не вперед, а назад. По словам представителя Пентагона, если в этом году бюджет ВМС на подводные морские дроны малого и среднего класса составляет 172 миллиона долларов, то в 2025 году он… снизится едва ли не вдвое, до 101,8 миллиона. По сравнению со всем бюджетом закупок американских ВМС на 2025 год, составляющим ни много ни мало 63 миллиарда долларов, это вообще ничего.

Помимо активной работы опытных лоббистов крупного кораблестроения, бюджетная обделенность американского «москитного флота» связана и с неспособностью его апологетов продемонстрировать хоть какие-то успехи уже имеющихся морских дронов.

Как отмечает Reuters со ссылкой на свои источники, в последние годы американские ВМС использовали морские беспилотники преимущественно для разведывательных миссий, причем не совсем удачно, так как у них не было достаточно опыта их эффективного применения. Более того, у флота оказалось недостаточно моряков, обученных не только пилотировать дроны, но и просто анализировать огромные объемы данных, поступающих с их камер и датчиков.

В военном ведомстве осознают масштабы образовавшейся лакуны, особенно в свете растущей вероятности боевого соприкосновения военно-морских сил США и Китая в Тихоокеанском регионе. Однако, судя по бюджетным планам, какое-либо оживление происходит пока только на словах.

Официальный представитель Пентагона Эрик Пахон заявил, что ведомство «за последние три года сосредоточилось на ускорении инноваций», включая использование морских дронов. Признавая бюджетные проблемы, он считает, что Пентагону удастся пройти затяжной процесс утверждения, через который, по его словам, проходят все нововведения на флоте. Таков путь всех военных изделий, которые впоследствии должны быть закуплены в больших количествах.

Что такое «Репликатор»?

© dvidshub.net

Одним из примеров, который приводит Пахон, является программа «Репликатор». Это краткосрочный проект стоимостью 500 миллионов долларов в год, призванный преодолеть бюрократию и ускорить развертывание нескольких тысяч дешевых воздушных и морских дронов.

Эти дроны будут использоваться для противодействия быстро растущей военно-воздушной и военно-морской мощи Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе, заявили в Пентагоне, пояснив, что проект финансируется в основном за счет перераспределения средств из уже существующего бюджета Пентагона.

В рамках этой инициативы военное ведомство США обратилось с предложением к частным компаниям поставлять небольшие морские дроны для ВМФ. Речь идет о производственной мощности в 120 кораблей в год, развертывание которых планируется начать в апреле 2025 года.

Производители готовы откликнуться на предложение военных, но при этом они всячески намекают на необходимость долгосрочных программ с утвержденными бюджетами. По словам президента по беспилотным системам Huntington Ingalls Industries Дуэйна Фотерингема, Пентагон и ВМС США продемонстрировали намерение ускорить развертывание морских дронов, но при этом производители хотят видеть долгосрочное финансирование в оборонном бюджете.

«Мы слышим сигнал спроса. Но всем нам нужно понять, что это за спрос и когда он будет доступен», — говорит Фотерингем.

Что это будет?

Военные и их подрядчики в промышленности полагают, что при цене от одного до трех миллионов долларов за штуку дроны станут относительно дешевым и быстрым способом расширения флота ВМФ, особенно в ситуации, когда проекты по строительству крупных фрегатов нового класса отстают от графика на несколько лет.

В то же самое время, говоря о развитии нового класса беспилотных кораблей, американцы имеют в виду не столько простейшие дроны-камикадзе, сколько боевые единицы с более серьезной смысловой нагрузкой.

Уже сейчас США тестируют использование кораблей-роботов в сценариях активных боевых действий. Однако идея их использования существенно отличается от того, что демонстрируют сегодня британцы, украинцы и хуситы. Прежде всего, на дроны предполагается возложить выполнение функций, которые излишне дороги и рискованны для классических военно-морских флотов. Это морская разведка и наблюдение, поиск мин, защита критически важной подводной инфраструктуры, в частности газопроводов и оптоволоконных кабелей.

Стаи небольших морских дронов могут также выступать в качестве защитного окружения для крупных боевых кораблей (авианосцы, БДК, подводные лодки), в том числе и для запутывания и перенасыщения радарных систем противника. По мнению экспертов ВМС, все это будет востребовано в случае начала китайского вторжения на Тайвань.

По некоторым данным, на сегодня у ВМС США уже имеется около 100 небольших дронов для использования на поверхности океана и еще 100 подводных дронов. Примерно столько же аналогичных дронов имеется в распоряжении Китая, только, в отличие от все еще раздумывающих США, Пекин стремительно наращивает их количество.

Для тех, кто не выучил уроки истории

Атака японцев на Перл-Харбор.
Атака японцев на Перл-Харбор. © Национальный музей ВМС США

Смогут ли США расширить и обновить флотилию боевых морских дронов к моменту возможного начала конфликта с Китаем из-за Тайваня (вероятные сроки — 2025–2027 годы)?

Если ситуация с распределением финансирования и подрядами на строительство кораблей не изменится, то вряд ли. Лоббисты производителей фрегатов, подлодок и авианосцев будут держаться за финансовые потоки до конца.

Может ли это как-то негативно сказаться на возможном участии США в конфликте вокруг Тайваня?

Практически наверняка. Достаточно вспомнить один из самых печальных моментов в американской истории, когда 7 декабря 1941 года сотни японских самолетов учинили разгром американских линкоров в Перл-Харборе, ознаменовав смену концепции боевых действий на море.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+2

 

   

Комментарии (0)